Администрация президента опубликовала проект нового закона "О некоммерческих неправительственных организациях".
В справке-обосновании говорится, что многократно возрастают политико-правовые требования к созданию и деятельности некоммерческих неправительственных организаций.
Утверждается, что сегодня невозможно установить, сколько НПО в Кыргызстане, поскольку по нынешнему закону регистрация НПО не является обязательной.
"Назрела необходимость в разработке и принятии законодательного акта, регулирующего общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, закрепляющие особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих неправительственных организаций, с учетом интересов государства и обеспечения общественной безопасности, защиты нравственности, здоровья населения, национальных и религиозных чувств граждан", - говорится в справке-обосновании.
Документ разработан в целях обеспечения открытости, публичности деятельности некоммерческих организаций, в том числе структурных подразделений иностранных некоммерческих организаций.
Из справки-обоснования к проекту закона "О некоммерческих организациях" В законопроекте предусматривается закрепить положения, предоставляющие государству контрольные функции при создании некоммерческих неправительственных организаций: неправительственная организация, в том числе филиалы и представительства иностранной НКО, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции, причем отказ в регистрации может быть обжалован в суде.
Проект закона раскрывает понятие "иностранная НПО" и порядок осуществления деятельности данных организаций на территории Кыргызстана.
Генпрокуратура будет контролировать и надзирать за соответствием деятельности НКО целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству страны.
Госорганы будут иметь право:
- запрашивать у органов управления НКО их распорядительные документы;
- запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО у органов госстатистики, налоговых органов, и иных органов госнадзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
- направлять своих представителей для участия в проводимых НКО;
- проводить проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, установленном уполномоченным органом.
В случае обнаружения нарушений Генпрокуратура будет иметь право вынести предупреждение об устранении и срок его устранения.
Авторы законопроекта указывают, что в нем уделено большое внимание вопросам обеспечения прозрачности при финансировании НКО: конкретизированы источники финансирования НПО, предусматривается обеспечение доступности сведений о финансировании членам НПО, общественности и компетентным госорганам; целевое использование финансовых средств; вводится ежегодная финансовая отчетность НПО.
При этом предусматривается внедрение экономической поддержки неправительственных организаций органами госвласти и МСУ КР.
Формы оказания такой поддержки:
- предоставление в соответствии с законодательством КР льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов НКО, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях;
- предоставления НПО льгот по освобождению (полное либо частичное) от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом; размещение среди НПО заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку неправительственным организациям, работающим в соцсфере.