10 ноября 2022, 10:01
Источник vb.kg
Комментарии
В конце прошлого учебного года в одной из школ Чаткальского района рухнул потолок. Случилось это прямо во время урока, когда в кабинете находились ученики третьего класса.
К счастью, никто серьезно не пострадал, если не считать нескольких синяков и ссадин, а также подскочившего давления у учительницы, очень испугавшейся за детей.
Школа 1951 года постройки давно на ладан дышит и не просто требует, а прямо–таки кричит о необходимости, как минимум, капитального ремонта.
Еще два года назад правительственная рабочая группа насчитала 245 аварийных школ. Причем аварийных настолько, что нет смысла их ремонтировать. Только сносить и строить на их месте новые здания.
Что удивительно, именно это чаткальское учебное заведение в авральном списке не числилось и не числится.
Как так? Если здание ветхое даже на первый непристальный взгляд, если при каждом дожде с потолка льется вода, это ли не повод забить тревогу и начать принимать неотложные меры? Судя по всему, у нас вся система образования рушится подобно этой отдельно взятой школе на 360 учеников, и то ничего.
В конце прошлого учебного года президент Садыр Жапаров обрадовал: проблема нехватки школ и ученических мест быстро и успешно решается. В Кыргызстане, по его словам, будет построено 68 совершенно новых школ, причем все за счет республиканского бюджета.
По информации Госстроя, однако, по крайней мере 18 школ не такие уж и новые. Это или пристройки к уже существующим школьным зданиям, или оборудованные спортзалы. К одной старой школе пристроили котельную, а отчитались как за новую школу.
Так же выяснилось, что треть новых школ построены на средства одного из арабских фондов. А на возведение еще шести школьных зданий пошли деньги с ныне упраздненного депозитного счета, куда стекались миллионы, вырученные в процессе борьбы с коррупцией. Есть и такие "новые школы", которые построены пока только на бумаге, но до сих пор не доведены до ума и не сданы в эксплуатацию.
В столице ситуация со школами, разумеется, получше, чем в регионах. То, что кое– где ученики сидят натурально друг на друге из–за переполненности классов, все–таки мелочь по сравнению с обрушением потолка.
И то, что практически к середине учебного года многие школы остаются без директоров, тоже, наверное, досадная мелочь?
Министерство образования и науки рапортует: в Кыргызстане стартует очередной, третий по счету этап конкурсного отбора на замещение вакантных должностей директоров школ. Последний? Вряд ли, учитывая, с каким скрипом продвигались первые два.
На то, что в школах надо срочно менять засидевшихся более 5 лет директоров, минобразовские креативщики вдруг решились в августе. О чем они тогда думали, понять невозможно. Уж точно не было никакой острой необходимости в спешной замене директоров почти тысячи школ прямо на пороге учебного года.
Разве это рационально, избавляться от директора только на том основании, что он занимает эту должность более пяти лет?! Здесь надо было, наверное, зачехлить гранатомет и осторожно прощупать почву: что за директор? что за школа? какова в ней ученическая успеваемость? каковы прочие важные показатели? И только потом принимать судьбоносное решение и определять место запятой: уволить нельзя оставить.
И уж если все–таки увольнять и искать более подходящего, то никак не в последних числах августа, чтобы не оставить школу вообще без какого бы то ни было руководства.
Первый этап конкурса, напомним, позорно провалился: почти половина конкурсантов не справились с заданиями или не смогли правильно оформить документы. Второй этап тоже не смог заполнить все вакантные места. Особенно впечатлила ситуация на юге: 150 человек рвались в директора, 100 безнадежно остались за бортом и только 50 худо–бедно выполнили то, чего от них ожидали.
Не обошлось без курьезов. Одна соискательница директорского места хотела попасть в одну школу, по ошибке прошла в другую. Написала отказ от той школы, куда не хотела, и назначена в ту, о которой мечтала. Эта история взбудоражила депутатов Жогорку Кенеша и заставила их говорить о коррупции: директором школы, дескать, стал человек, не участвовавший в конкурсе! Сотрудники Министерства образования, как могли, объяснили ситуацию. Добавив, что этот бесконкурсный директор вообще пока не директор, а всего лишь и.о. И этого директора обязательно сместят, если вдруг очередной этап конкурса выиграет более достойный кандидат.
Ну детский сад, честное слово! И можно было бы посмеяться над всем этим цирком, если бы не происходило все это в разгар учебного года. Школьники ушли на осенние каникулы, вот–вот начнется вторая четверть.
А руководят процессом временщики, отлично понимающие, что в любой момент их вежливо попросят освободить место. Потому что придет или более достойный, или тот, кто в более хороших отношениях с министерством.
Прием документов от желающих поучаствовать в третьем этапе конкурса заканчивается 14 ноября. Значит, к декабрю при хорошем стечении обстоятельств и этот этап завершится. С трудом верится, что он пройдет без сучка без задоринки и заполнит наконец все вакантные директорские места.
Управление образования мэрии Бишкека категорически отказалось показать журналистам резюме вновь избранных директоров столичных школ. Потому что в резюме тех, кому посчастливилось пройти по конкурсу, якобы имеется информация персонального характера. Странная отговорка. Неужели народ не имеет права знать, что за человек - гражданин и специалист - назначен руководителем той или иной школы? Какие такие секретные сведения могут содержаться в его резюме? Ну домашний адрес, телефон и семейное положение можно скрыть. А образование, прежнее место работы? А педагогические достижения? Это все по идее должно быть в широком доступе.
Или мэрии есть что скрывать?
Зато по стране полным ходом заработала школа молодого директора. Как сказано в анонсе, "чтобы помочь руководителям, чей стаж составляет менее пяти лет". То есть опытных директоров мы уволили, набрали новых, которых теперь срочно учим образовательному менеджменту!
Директора освоятся, наберутся опыта. А через пять лет и этих не глядя разгонят. "Легкость в мыслях необыкновенная!" - эти слова героя гоголевской комедии "Ревизор" как раз про сотрудников Минобраза. Мысль несется вперед, не разбирая дороги, обгоняя и логику, и здравый смысл, не обращая внимания на окружающую действительность и не пытаясь как–то с ней согласоваться. Главное, что–нибудь эдакое заковыристое придумать. А как это будет реализовываться - дело десятое.
Учителей не хватает - вводится положение о запрете на руководство двумя классами. Так–то оно так, в каждом классе должен быть отдельный классный руководитель, но где их столько взять? Получается, как школы без директоров, так и многие классы остаются без кураторов. Предмет "История развития религий" в школах уже введен, и только теперь Министерство образования объявляет конкурс на разработку для него учебно– методического комплекса...
А знаете, что самое поразительное? То, с каким задором и энтузиазмом минобразовцы фонтанируют идеями. С какой нескрываемой радостью предлагают нам их поддержать и претворить в жизнь. Будто и не замечают, что загоняют образование в угол.
Сообщи свою новость: