Изъятые ГКНБ Кыргызстана у контрабандистов более 2,7 млн долларов США конфискованы в доход государстваВ Душанбе состоялось заседание правительственных делегаций по делимитации и демаркации кыргызско-таджикской границы

По следам авиакатастрофы в Дачи СУ. Кто виноват?

 

Фотографии: 24.kg

15 ноября 2022, 10:00       Источник 24.kg       Комментарии

Завершила работу общественная комиссия по изучению причин авиакатастрофы в поселке Дачи СУ в январе 2017 года, созданная указом президента. Ее председатель Алмамбет Шыкмаматов рассказал 24.kg о результатах работы.
- Алмамбет Насырканович, есть какие-то сенсации по итогам работы вашей комиссии? Груз, который был на борту, действительно как-то связан с именами известных политиков?
- Задача комиссии была в том, чтобы докопаться до истины и ответить на вопросы, которые до сих пор обсуждаются в обществе. Это очень важно. Чем меньше вопросов без ответов, тем меньше пространства для политических спекуляций.
Но если вы ждете каких-то жареных фактов, то спешу разочаровать - их нет.
- То есть Алмазбек Атамбаев к грузу, который находился на борту упавшего "Боинга", не имеет никакого отношения, несмотря на критику, которую обрушили на него после катастрофы?
- Лично я Атамбаева никогда за Дачи СУ не критиковал. Я жестко критиковал его за другое. Например, за то, что он внес в Уголовный кодекс статью о сотрудничестве со следствием и этим угробил нашу судебную систему. Все шаги по поэтапному реформированию судебной системы за период независимости были просто спущены в унитаз. Теперь каждый может оговорить другого без каких-то доказательств.
Фактически Атамбаев узаконил стукачество, и, кстати, ему самому все это вернулось. Вот такой бумеранг.
Алмамбет Шыкмаматов Критиковал за то, что во время его президентства страной управляли неучи. Не профессионалы, а личная прислуга. Они потом ему и насоветовали сделать преемником Сооронбая Жеенбекова. Это решение тоже аукнулось Атамбаеву.
Но по делу об авиакатастрофе в Дачи СУ он чист. Ни он сам, ни его родственники никак не связаны с грузом, который был на борту.
Груз был вполне официальным, никакой контрабанды.
Мандат нашей комиссии самый широкий. Мы могли запрашивать и получать материалы следствия, МВД, ГКНБ. Так что я никаких голословных заявлений не делаю. Только факты. В 2019-2020 годах по поручению Сооронбая Жээнбекова была создана следственная группа специально для того, чтобы установить возят ли контрабанду по маршруту Гонконг - Бишкек - Стамбул. Для объективности и чтобы избежать коррупции, состав группы менялся дважды. Они даже в Турцию выезжали. Ничего не нашли. Поэтому уголовное дело по статье "контрабанда" даже не возбуждалось.
А искали, как вы сами понимаете, очень тщательно.
- А что со средствами, предназначенными для компенсаций потерпевшим?
- Этот вопрос был тщательно изучен нашей комиссией. Хотя, знаете, в той ситуации даже у самого алчного, прожженного коррупционера не поднялась бы рука украсть хоть копейку. Не преувеличу, если скажу, что вся страна тогда была в шоке из-за случившегося. Такая трагедия! 39 человек, включая членов экипажа, погибли. Там тоже все чисто. Все средства, и полученные от страховых компаний Турции - $4,5 миллиона, и те, что собрали граждане Кыргызстана - больше 102 миллионов сомов, были справедливо распределены. Все было сделано по закону и по согласованию с потерпевшими. Поэтому нет никаких претензий с их стороны. Из этических соображений я не называю конкретные цифры компенсаций, но, поверьте, никаких подводных камней и темных схем в распределении средств не было.
- Почему упал самолет? В чем причина? Выявила ли ваша комиссия какие-то ранее неизвестные факты?
- Расследованием причин крушения "Боинга" занимался Международный авиационный комитет. Это обычная практика. Была создана специальная комиссия, в которую вошли, в том числе, и представители компании "Боинг". Нет оснований не доверять их выводам.
Причина авиакатастрофы - человеческий фактор. Экипаж не дооценил сложные погодные условия, был густой туман, но они устали, хотели быстрее отдохнуть и, несмотря на предупреждения диспетчера, все-таки приняли решение садиться.
Последнее слово всегда за командиром экипажа. Туман, ночь, плохая видимость. На второй круг самолет уже пошел с нарушением траектории. Результат мы все знаем. Хотя командир был опытный. Более 10 тысяч часов налета.
- Получается, ваша комиссия отработала в стол, подтвердив все официальные версии. Ничего нового из итогового отчета комиссии мы не узнаем. Есть какие-то выводы, уроки для власти, которые она может извлечь из трагедии Дачи СУ?
- В силу разных причин вокруг этой авиакатастрофы было много слухов, домыслов, политики. Надеюсь, мы расставили все точки над "i". Потому что состав комиссии был независимым. Таким невозможно что-то спустить сверху, дать какие-то указания, подтасовать факты или сделать нужные кому-то выводы.
Трагедия случилась во время президентства Атамбаева. Он на место авиакатастрофы сразу не поехал, не комментировал произошедшее, хотя во всех похожих ситуациях в других странах главы государств реагируют оперативно. Когда как не в такие страшные дни надо быть вместе с народом. Это стало триггером слухов о причастности Атамбаева к грузу на борту самолета. Да и вообще, власть тогда почему-то создала информационный вакуум вокруг трагедии. Естественно, пустота начала заполняться. В том числе и политическими оппонентами власти. Справедливо - несправедливо, бог всем судья.
Но факт остается фактом - если бы тогда власть сразу отреагировала на запрос общества в информации, слухов и конспирологии вокруг трагедии было бы на порядок меньше.
Естественно, на фоне этого ажиотажа вокруг катастрофы о каком доверии следствию можно было говорить. Народ очень быстро достроил логическую цепочку - раз Атамбаев причастен к грузу, то и следствие будет нечестным. Тем более, зачем-то власть начала гонять гражданских активистов, которые пытались свое расследование провести. Основания для недоверия множились.
Поэтому, когда чиновники уже начали порционно выдавать информацию, им никто не верил. Так что главный урок для власти - все делать вовремя, быть с народом на связи.
Алмамабет Шыкмаматов Еще одна важная проблема, которую мы поднимаем - это незаконное, самовольное строительство. По всей республике мы с этим сталкиваемся. Люди строят в поймах рек, не задумываясь о том, что их дом может снести сель; на развалах радиоактивных отходов, как в том же Майлу-Суу, не боясь заболеть раком; в природоохранных зонах, в районах аэропортов и так далее. Мы все знаем, почему так происходит. Чаще всего люди дают взятку местным чиновникам и те закрывают глаза на незаконное строительство.
Между прочим, по факту самовольного строительства в Дачи СУ никто из должностных лиц под следствием не оказался.
А наказать надо, чтобы был урок для других чиновников. Поэтому комиссия рекомендует Генеральной прокуратуре дать оценку и принять соответствующее решение в отношении должностных лиц по незаконному строительству в районе аэропорта "Манас".
Заключение комиссии очень объемное, все за раз не расскажешь. На днях мы ознакомим парламент с полной версией заключения комиссии. Вот тогда общественность узнает о всех деталях авиакатастрофы.

Ссылка на новость:
https://for.kg/news-788691-ru.html

Читайте также

В Ташкенте прошел вечер, посвященный литературному наследию Айтматова

Возвращение "Игры в кальмара", драма и комедия. Что смотреть на следующей неделе

В Кыргызстане провели исследование уровня религиозности населения

Каждый второй кыргызстанец планирует сменить работу в 2025 году - исследование

В Кыргызстане за 2024 год расследовали более 100 преступлений по работорговле

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru