Фильмы про войну в Сирии и выборы в Беларуси запретили к показу в БишкекеСегодня в рубрике "Официально"

Wired: дипфейк Брюса Уиллиса и других голливудских звёзд – наша общая проблема

 

Фотографии: knews.kg

16 ноября 2022, 20:22       Источник knews.kg       Комментарии

Голливудские актёры ведут борьбу за свою внешность. Но угроза есть не только им, пишет Уилл Бедингфолд.
Жан Люк Годар в свое время сказал о кино: "Когда я умру, это будет конец". Годар скончался в прошлом месяце, а кино продолжает существовать. Однако искусственный интеллект породил родственный призрак: человек может устареть задолго до того, как устареют его художественные средства. Романы, написанные GPT-3, искусство, созданное DALL-E-машинами, могут создавать соответствующий продукт еще долго после того, как люди исчезнут. Актеры не исключение. По мере развития дипфейков растут опасения, что в будущем фильмы, телешоу и рекламные ролики могут вообще не нуждаться в живых людях.
Даже в Брюсе Уиллисе. В прошлом месяце актер имел странный опыт "появления" в рекламе, где он был привязан к бомбе на заднем борту яхты и рычал "Миссисипи" с русским акцентом. The Telegraph сообщила, что дипфейк стал возможен, потому что он продал свои права на образ. Это не совсем так — представитель Уиллиса позже заявил журналистам, что актер ничего подобного не делал. Как писал несколько дней назад мой коллега Стивен Леви, компания, сделавшая рекламу — с дерзким названием Дипкейк — никогда не утверждала, что обладает правами на внешность Уиллиса, но заключила сделку, которая позволила ей наложить цифровую версию его внешности на другого актера в рекламе российской сотовой сети "Мегафон".
Однако вопрос "кто владеет Брюсом Уиллисом", как выразился Леви, волнует не только голливудскую звезду и его представителей. Он волнует актерские профсоюзы по всему миру, которые борются против контрактов, использующих наивность их членов в отношении искусственного интеллекта. А некоторые эксперты считают, что этот вопрос касается всех, предвещая дикое, антиутопическое будущее, в котором личности покупаются, продаются и захватываются.
В Америке, объясняет Дженнифер Ротман, автор книги "Право на публичность", люди имеют право в соответствии с законами различных штатов ограничить несанкционированное присвоение их личности, в частности, их имен и образов. Объем защиты варьируется от штата к штату. В некоторых штатах действуют законы, защищающие "право на публичность" (закон, запрещающий несанкционированное использование имени, образа, голоса или других признаков личности человека без разрешения, обычно в коммерческих целях), в то время как другие штаты предоставляют такие гарантии на основании общих законов, или законов, принятых судьями. В некоторых штатах защита обеспечивается как по закону, так и по общему праву.
Однако дьявол кроется в деталях. "Частное лицо или компания, которая просто создает фейк человека, без каких-либо дополнительных действий, не нарушает право на публичность" — объясняет Дэвид Саймон, научный сотрудник Центра Петри-Флом Гарвардской школы права. Другими словами, если подделка Уиллиса появится в американской рекламе картофельных чипсов, то иск становится жизнеспособным; если кто-то подделает Уиллиса в домашнем видео и выложит его на YouTube, у актера может не быть особых аргументов. При определенных обстоятельствах создатели фейков защищены Первой поправкой. Как говорилось в прошлом году в одной из статей Северо-Западного университета, "правительство не может запретить речь только потому, что она ложная; должна быть какая-то дополнительная проблема", например, диффамация.
"Право на публичность требует коммерческого присвоения личности, в то время как деликтное право не всегда подразумевает коммерческий элемент" — объясняет Саймон. "Если фейк актера используется для того, чтобы изобразить кого-то в клеветнической манере, или для того, чтобы опорочить кого-то другого, актер может иметь возможность подать иск в суд".
Актерские союзы уже несколько десятилетий беспокоятся по поводу дипфейков. Интерес Гильдии актеров экрана и Американской федерации артистов телевидения и радио (SAG-AFTRA) начался со спортивных видеоигр, которые начали порождать собственные споры о правах на изображение еще в 2013 году. Даже просто глядя на примитивные и блочные изображения спортсменов в видеоиграх, было ясно, что технология будет развиваться таким образом, что актеров можно будет вставлять в фильмы так же легко, как разработчики вставляют квотербеков в видеоигру Madden NFL.
На фоне отчаявшихся актеров, запутанных контрактов и разнообразных законов не нужно обладать проворным умом, чтобы понять, что у SAG-AFTRA много работы. Неправильное согласие, данное неправильной компании, может привести практически к любому кошмару, который только можно придумать. Помните эпизод из "Друзей", где Джоуи попал в рекламу венерических заболеваний после, казалось бы, безобидной работы моделью? Вот так и будет, только в некоторых случаях Джоуи вообще не придется работать моделью. В его (вымышленной) истории все было хорошо в конце получаса, но другой (реальный) актер может столкнуться с трудностями при поиске работы после того, как его внешность "подписали" на нелестную или спорную роль. И это уже не просто проблема визуального изображения: дипфейки позволяют "использовать" актера, по словам Саймона, вкладывая слова в его рот в буквальном смысле (TikTok недавно пришлось урегулировать судебное дело по этому вопросу).
"Это относится не только к контрактам на искусственный интеллект [для синтетических выступлений], но и к любым контрактам, связанным с правами на изображение и голос" — говорит Даниэль С. Ван Лиер, помощник главного юрисконсульта по интеллектуальной собственности и контрактам в SAG-AFTRA. "Мы видим контракты, которые теперь включают "имитационные права" на изображения, голоса и выступления исполнителей. Эти условия контрактов спрятаны глубоко в шаблонах соглашений о выступлении в традиционных СМИ".
Тем не менее, и вот в чем загвоздка, актеры также видят в популярности фейков шанс заработать. "Хотя многие так и не становятся "знаменитыми", их имена, голоса, образы или подобия все равно приобретают коммерческую ценность" — объясняет Ван Лиер. Коммерческие возможности синтетических выступлений — голос актера, используемый в автоматизированной аудиокниге, или появление в виде цифрового аватара — огромны, поэтому SAG-AFTRA отказывается от термина дипфейк и его ассоциации с порнографией в пользу таких терминов, как "цифровой двойник" или "сгенерированный искусственным интеллектом образ".
Именно здесь возникает вопрос о важности "передаваемости" прав на публичность: Закон, принятый в Нью-Йорке в 2020 году, например, позволяет передавать посмертные права на внешность. "Возможность лицензировать и передавать эти имущественные интересы обеспечивает важный источник дохода для этих профессионалов и их семей" — говорит Ван Лиер. "Лицензирование позволяет творческим профессионалам работать с юридическими и физическими лицами, обладающими технологическим, финансовым и юридическим опытом, и максимизировать стоимость актива".
Здесь важно понимать, что возможность передачи не означает разрешение на использование вашей личности за деньги; речь идет о праве собственности, о том, что ваша личность рассматривается как передаваемое право собственности, как патенты или авторские права, которое можно купить и продать. "Это влияет на то, может ли право на личность человека быть передано (и отнято) у него и принадлежать третьей стороне", — говорит Ротман.
По мнению некоторых экспертов, такая возможность передачи прав может привести к тому, что люди потеряют контроль над своей "личностью", поскольку фирмы получат полное право собственности на их личность, а не только лицензированное использование для определенных целей. На самом деле, первоначальные призывы к подобной передаваемости были сделаны в 1950-х годах юристами студий, которые хотели контролировать фильмы, в которых снимались актеры, и продукцию, которую они рекламировали. "Можно (потенциально) получить больше денег за такую полную передачу, но цена кажется немыслимо большой для человека и общества" — говорит Ротман.
Студенты-спортсмены, например, рискуют тем, что агенты, менеджеры, компании или даже NCAA будут перехватывать их личные данные в надежде получить любую будущую прибыль, если они добьются успеха в высшей лиге. Актеры, спортсмены и обычные граждане, утверждает Ротман, находятся в опасности потерять контроль над своими "собственными именами, подобиями и голосами в пользу кредиторов, бывших супругов, продюсеров звукозаписи, менеджеров и даже Facebook".
Многие актеры не пострадают, просто потому что их личности не будут представлять ценности. Но также верно и то, что такие знаменитости, как Ким Кардашьян и Том Круз, имеют преимущество, которого нет у других: они могут нагло договариваться о том, чтобы использование их образа не выходило за рамки какого-либо конкретного шоу или фильма. Более мелкие актеры, тем временем, сталкиваются с возможностью заключения контрактов, которые отбирают права оптом. "Существует реальный риск того, что новые актеры (т. е. только начинающие и отчаянно нуждающиеся в прорывной работе) будут особенно уязвимы, если подпишут свои права на публичность в качестве условия своих первых контрактов", — говорит Джоанна Гибсон, профессор права интеллектуальной собственности в Лондонском университете королевы Марии. "Этот дисбаланс сил может быть использован студиями, стремящимися как коммерциализировать образ и характер, так и избежать клеветы (в зависимости от характера этой коммерциализации), поскольку исполнитель больше не будет иметь права контролировать использование своего образа".
Это может поставить актеров в положение, когда они либо лишаются работы, либо подписывают контракт, который впоследствии позволит им не контролировать контент, который они считают унизительным, без права на судебную защиту. Гибсон утверждает, что в модели кинофраншизы риск еще больше.
SAG-AFTRA не согласна с этим, объясняя, что разумные умы всегда будут расходиться во мнениях, даже если работают над одной и той же заявленной целью. "Хотя некоторые известные комментаторы выражали опасения, что передаваемое право на публичность может привести к недобровольной передаче или принудительной коммерциализации, нет достаточных оснований полагать, что эти опасения оправдаются", — говорит Ван Лиер. "Насколько нам известно, не было ни одного случая, когда право было бы принудительно передано при жизни кого-либо или кого-либо заставили бы его использовать. Самая заметная попытка касалась О. Джей Симпсона, и суд категорически отказался передать его семье его жертвы".
В конце концов, ИИ, натренированный на сходство с Брюсом Уиллисом, вообще не будет нуждаться в Брюсе Уиллисе. "Если компания может обучить свои алгоритмы ИИ воспроизводить специфические манеры, время, тональность и т.д. конкретного актера, это делает контент, создаваемый ИИ, все более похожим на жизнь", — говорит Ван Лиер. "Это может иметь долгосрочные последстви". Другими словами, актеры — и все остальные — должны научиться защищать свои цифровые права, иначе они могут оказаться в роли, которой не ожидали.
Оригинал: Wired

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru