15 декабря 2022, 11:40
Источник 24.kg
Комментарии
Кристи Кивило, эксперт по умному управлению Академии электронного управления, стоявшая у истоков цифровой трансформации в Эстонии, рассказала о том, зачем цифровой мир нужен тем, кто не умеет пользоваться смартфоном, и что государство может сделать для того, чтобы процесс цифровизации был управляемым и полезным для граждан.
Кристи Кивило более десяти лет проработала в НПО и занималась поддержкой развития цифровых навыков для всех эстонских граждан. Когда она работала в качестве директора по координации цифровых навыков, то перед ней стояли задачи, как повысить уровень подготовки граждан, чтобы найти больше специалистов по информационно-коммуникационным технологиям. В практике Кристи Кивило было все - начиная с оцифровки архивов и заканчивая обучением эстонских государственных служащих тому, как использовать их первую электронную систему для подачи заявления на паспорт. По ее мнению, это была действительно интересная работа - быть частью начала пути цифровизации Эстонии.
Фото организаторов. Кристи Кивило, эксперт по умному управлению Академии электронного управления
- Вы обучали граждан Эстонии цифровым навыкам более 10 лет. Какие барьеры есть у взрослых людей, когда они начинают их осваивать?
- Обычно это отсутствие навыков использования того или иного цифрового устройства, а также сниженная мотивация. Она звучит примерно так: "Зачем мне, собственно, нужен этот цифровой мир, если я не умею пользоваться смартфоном?"
Например, зачем пенсионеру погружаться в цифровой мир? Может быть, чтобы найти новые рецепты, схемы для вязания, свежие новости в интернете или давних друзей по всему миру. А может, чтобы держать связь с родственниками, которые живут далеко? Надо искать рычаги мотивации и говорить о них.
Так что мотивация и сами навыки - это основные составляющие в обучении. Если государство хочет стать цифровым, то оно должно сделать так, чтобы цифровой мир стал доступен для всех граждан. Поэтому необходим всеобщий доступ к обучению через разные каналы, например, компьютерные клубы или библиотеки.
- Что может сделать правительство, чтобы улучшить цифровые навыки граждан?
- Самое главное - доступное подключение к сети. Затем правительство должно позаботиться о формальном образовании, чтобы все учителя в школе и дети обладали достаточными цифровыми навыками. Также возможно, что правительство и частные компании решат, что у нас одна и та же цель - чтобы люди пользовались цифровыми услугами - частными и государственными услугами, и они будут предлагать программы обучения цифровым навыкам вместе. Так же, как это было сделано в Эстонии в 2000-х годах.
Наш мир меняется так быстро, что обучение должно стать постоянным. Цифровая трансформация - это непрерывный процесс, он никогда не закончится.
Когда в начале века появилась идея о том, что Эстония будет оцифрована и в будущем гражданам понадобятся цифровые навыки, была создана одна неправительственная организация - фонд Look@World ("Посмотри на мир"), который основали крупнейшие банки и телекоммуникационные компании. У этого фонда было две основные программы обучения, и с 2002 по 2004 год обучение прошли 10 процентов взрослого населения страны. Это более 100 тысяч человек. Целью было предложить обучение навыкам самого базового уровня. После первого этапа мы проанализировали результаты обучения, и более 70 процентов участников сказали, что начали использовать доступные электронные услуги. Через несколько лет, в 2009-м, был осуществлен второй большой проект по обучению, в этот раз по кибербезопастности, и результат тоже был заметный.
Эти проекты стали очень хорошими примерами частного и государственного партнерства. И они были успешными, потому что у всех нас была одна цель - увеличить число пользователей электронных услуг.
- Как вы думаете, чему мы будем обучаться в ближайшие годы?
- Полагаю, на очереди взаимодействие с искусственным интеллектом.
- Каков процент людей, которые пользуются электронными государственными услугами в Эстонии сегодня?
- Я думаю, это большинство жителей Эстонии. Все мы должны раз в год платить налоги, а 99 процентов эстонцев платят налоги через интернет. 94 процента эстонцев пользуются интернетом каждый день. Не говоря уже о детях, которые ежедневно пользуются онлайн-сервисами или веб-сайтами. Они сегодня рождаются в интернете и будут оставаться в нем.
- А как насчет людей с особыми потребностями? Например, что делается для тех, у кого плохое зрение?
- Все эстонские государственные службы должны следовать правилам доступности. Это означает, что цвета веб-страниц должны быть соответственными, фокус регулироваться и должна быть возможность сделать шрифт и картинки больше или меньше. Мне самой это необходимо, если я забыла очки. Также в методиках электронного обучения государственных служб есть целый курс по разработке доступных электронных услуг.
- Есть что-то, что, по вашему мнению, Эстония упустила или сделала не так хорошо, развивая цифровые навыки у населения?
- Если бы мы начали сначала, то сделали бы все быстрее. Потому что у нас есть накопленный опыт, и мы знаем, какие ошибки мы не должны были совершать. Поэтому мы рады делиться опытом с другими государствами.
Эта беседа состоялась в рамках проекта Европейского союзa по двустороннему сотрудничеству "Поддержка программы цифровизации в Кыргызстане". Эксперты международного уровня из Эстонии, Финляндии и Италии совместно с Министерством цифрового развития КР поддерживают развитие цифровизации в Кыргызстане. Финансирование на реализацию инициативы в размере 2 миллионов евро выделил Европейский союз.