31 января 2023, 10:00
Источник 24.kg
Комментарии
Перед Новым годом стало известно, что столичные власти хотят повысить тариф на вывоз твердых бытовых отходов. Горожан новость не обрадовала - летом столица утопала в мусоре, отходы не вывозили по несколько дней. Сейчас ситуация немного улучшилась, но горожане продолжают жаловаться на переполненные контейнеры. Почему "Тазалык" не успевает убирать все вовремя, в интервью 24.kg рассказал директор муниципального предприятия Рамиз Алиев.
- К сожалению, возмущения горожан оправданы. "Тазалык", действительно, испытывает некоторые трудности с вывозом мусора, хотя мы сократили отставание от графика и оно сегодня небольшое - разрыв происходит в один-три дня. Но таких больших завалов с нового года нет.
Задержки вывоза происходят по ряду причин. Во-первых, подводит техника. Последний раз ее покупали в 2015 году. Это влияет на качественный вывоз ТБО. Второй фактор - конечно, тарифы. Население платит 22,5 сома с человека (пенсионеры - 6 сомов).
Последний раз тариф поднимали в 2015 году, и тогда он был актуальным, покрывал все расходы "Тазалыка": зарплата, ГСМ, комплектующие, амортизационные отчисления и так далее. Но с тех пор цены на все выросли.
Рамиз Алиев Простой пример. У нас 54 машины, в день выходит около 35 (остальные на ремонте). В месяц требуется около 200 тонн горюче-смазочных материалов. В 2015 году, когда утверждали тариф, бензин стоил 33 сома, дизтопливо - 37 сомов, сегодня - 57 сомов и 72 сома. Таким образом, только затраты на ГСМ увеличились более чем на 50 миллионов сомов в год. Подорожали расходные материалы, комплектующие.
Читайте по теме Почти в четыре раза может подорожать вывоз мусора в Бишкеке для пенсионеров Кроме того, в тарифе предусмотрены не только наши услуги - 4,5 сома отчисляем Бишкекскому санитарному полигону за захоронение твердых бытовых отходов.
- Частники работают с этим тарифом, тот же "КомТрансКом" сколько лет обслуживал Октябрьский район и зарабатывал на этом. Возможно, проблема не в низкой стоимости услуги, а в управлении предприятием?
- Соглашусь, что какие-то проблемы в управлении есть. Где-то неправильный менеджмент, где-то неправильный подход. Мы над этим работаем, проводим анализ.
Если говорить о частных компаниях, они стараются заключать контракты на вывоз с крупными хозяйствующими объектами. Это выгоднее: приехал на точку и забрал мусор. А в частном секторе, чтобы собрать тот же объем, надо объехать несколько улиц.
Возьмем "КомТрансКом". Когда компания зашла на рынок, у нее были новые машины, которые не ломались постоянно. Да и тариф был окупаемым. Но в итоге фирма ушла. И "Тазалык" был вынужден вывозить мусор в Октябрьском районе, хотя в наших расходах это не предусмотрено.
Читайте по теме Мусор в Октябрьском районе Бишкека вывозит частная компания инвестора из России - Но Октябрьский район вновь передали частной компании. Значит, все-таки это выгодно, раз бизнес хочет заниматься вывозом ТБО. Или они рассчитывают на повышение тарифа?
- Октябрьский район - это пилотный проект. Под этой эгидой акимиат провел конкурс и заключил договор. "Тазалык" к этому отношения не имеет. Победителем стала компания "БишкекВторРесурс". Возможно, компания тоже смотрит на будущее, на повышение.
- Планы передать другие районы частным компаниям есть?
- Пока таких планов нет.
- Летом говорили, что проведут анализ, который позволит понять, где надо установить новые площадки, увеличить количество контейнеров или убрать, или перенести их. Его сделали?
- Мы проводим полную инвентаризацию. Сверяем количество контейнеров на площадках и необходимость дополнительной установки. Город растет, число абонентов увеличивается. Инвентаризация продолжается, но уже выяснилось, что дополнительно требуется около 1 тысячи контейнеров.
Хотел бы обратиться к горожанам с просьбой бережнее относиться к бакам. Во время отопительного сезона жители выкидывают неостывшую золу, в результате контейнеры загораются и деформируются.
Рамиз Алиев Средняя стоимость контейнера местного производства - около 23 тысяч сомов, российского - около 50 тысяч сомов, европейского - $300. И они ежедневно выходят из строя.
- Ваши предшественники, курирующие вице-мэры, депутаты БГК отмечали проблему "скрытых" абонентов. Когда в квартире живет пять человек, а платят за одного. Что вы предлагаете для решения этой проблемы и увеличения абонентской базы?
- У нас есть предложения, мы их рассматриваем, обсуждаем. Пока рано озвучивать идеи.
Что касается оплаты. К сожалению, с этим тоже проблемы. У нас нет рычагов давления на тех, кто не платит за вывоз мусора. За телефон, интернет абонент платит вовремя, потому что знает - останется без связи, с ТБО такого нет. Мы предлагаем, пока это проект, объединить нас с базой Бишкекского предприятия электрических сетей. Чтобы одной квитанцией приходил счет за электроэнергию и вывоз мусора.
- Вы сказали, что сейчас у вас 54 машины вывозит мусор. А сколько надо, чтобы не было задержек?
- По моим подсчетам надо около 80 машин. Одна из хороших новостей - мы заключили четыре договора на покупку 29 единиц. Там разная спецтехника, не только мусоровозы. Первые машины ожидаем в конце февраля.
- По саночистке. Тоже были разные планы, в частности вернуть дворников в МТУ, потому что, к сожалению, внутри районов не убирают.
- Основная проблема - маленькая заработная плата дворников. Наш город поделен на участки, которые закреплены за дворниками - технологические карты, их более 1,2 тысячи. Но зарплата по одной техкарте в среднем 10-12 тысяч сомов. В целях ее искусственного повышения на одного человека объединяли по две, а то и три карты. Соответственно, объем территории увеличивается до такого размера, когда одному человеку нереально ее убрать. Мы предлагаем повысить заработную плату - работник должен получать минимум около 20 тысяч сомов, но обслуживать одну карту. В этом случае можно требовать качественной работы.