11 февраля 2023, 15:00
Источник 24.kg
Комментарии
В Кыргызстане сняли мультсериал о герое по имени Манас, объединившем кыргызов. Однако образ богатыря отличается от тех, что мы читали в эпосе или рисовали художники. Авторы анимационного фильма создали современный продукт, который включает в себя юмор и очень прост для восприятия.
Продюсеры мультсериала - это молодые ребята из анимационной студии "Тентек". Они не только придумали образ, разработали дизайн и написали сценарий, но и потратили свои деньги на производство.
О трудностях при создании мультфильма, целях проекта и когда будет продолжение 24.kg рассказал сооснователь анимационной студии "Тентек" Жалил Мукамбетов.
- Наша цель - объединить людей. Донести нашу культуру не только до кыргызскоязычной аудитории, но и русскоязычной. Через культуру легче объединяться, когда есть идея. И легче изучать кыргызский. - Как на мультфильм отреагировали манасчи?
- При создании первого сезона мы встречались с Маром Байджиевым. Утверждали какие-то моменты, и делали половину анимации с его книги. Второй сезон полностью с варианта Сагымбая Орозбакова. В процессе производства консультировались с разными манасчи, а также с театром "Манас". Получили очень хорошие отзывы. Они помогали нам. Изначально они вдохновили на создание мультсериала.
- Сколько времени ушло на производство?
Чтобы сделать 30-минутную серию мультфильма, понадобилось около года. Около месяца ушло на написание сценария, еще пару месяцев редактирование, и девять месяцев усиленной работы команды анимации.
Жалил Мукамбетов В команде работали около 25 человек.
- Как вы оцениваете уровень анимации в Кыргызстане?
- Сейчас сфера только развивается. Где-то с 2015 года, когда интернет стал быстрым, стало легко обучаться и некоторая техника подешевела. Сейчас сложно сказать, что она развита. Только семь лет прошло с тех времен. Но сегодня у нас есть много студий, есть большие перспективы. Кто-то работает на YouTube, создают детский контент для зарубежного зрителя, другие пытаются сделать контент для Кыргызстана.
Это приносит определенную прибыль. В мире ежегодно инвестиции в сферу анимации, игр, метавселенных растут. Но у нас сам рынок маленький. Поэтому сложно. Ты предлагаешь проект, но у бизнеса тоже возможности ограничены. Мы это понимаем, поэтому тоже смотрим на зарубежные рынки, ищем новые возможности для нас. Рынок анимации в Кыргызстане в состоянии зарождения.
- Кто выбирает темы и какие еще проекты реализовали?
- Сами выбираем. Когда выпускали "Историю Кыргызстана" мы сами интересовались событиями из прошлого.
Мы были недовольным тем, как предмет преподают в школах. Выпустили свой курс: за 20 уроков можно узнать всю историю Кыргызстана.
Жалил Мукамбетов На экзаменах многие наши студенты сдали на отлично. По статистике, 100 процентов тех, кто посмотрели ролики, получили пятерки. У нас не было людей, которые сказали бы: "Я посмотрел ваш видеокурс и не смог сдать экзамен".
Проект "Адам" о личностях в культуре. Люди знают об Айтматове, но мало знакомы с его деятельностью. Или того же Толомуша Океева. Решили популяризировать эти личности через их главные посылы в жизни.
У нас также был проект "Сайкал Киберпанк" - это о будущем. Часто его описывают перспективы развитых стран. Но мы подумали: давайте, посмотрим на это с точки зрения маленькой страны, которая борется за свое выживание.
- Какие у вас планы на ближайшее будущее?
- В планах сделать полнометражный мультфильм либо по "Манасу", либо по другой теме. Мы также хотим выйти на зарубежные рынки. Там научиться работать, чтобы имя кыргызской студии стало известно за рубежом. Чтобы Кыргызстан знали в мире как производителя хорошей анимации.