В последние годы спрос на поездки становится все более популярным трендом в большинстве стран мира, и Кыргызстан не исключение.
По данным Statista, такси-сервисы являются вторым самым прибыльным сегментом транспортных услуг, уступающим лишь авиаперелетам.
Глобальная выручка отрасли с $207,3 миллиарда в 2021 году, как ожидается, к 2026-му вырастет до $369,3 миллиарда. А в Азиатском регионе, включающем в том числе и страны СНГ, ожидается самый больший рост прибыли - на 76 процентов.
Рынок приложений-агрегаторов в большинстве стран занимают крупные игроки, которые не только ведут ожесточенную борьбу между собой, но и создают все больше барьеров для выхода на рынок. Однако такая технологическая и ценовая монополия создает пространство для новых игроков, предлагающих альтернативные модели для пользователей. Как и случилось с inDrive.
В этом году исполняется четыре года, как сервис inDrive начал полноценно работать в Кыргызстане. За это время сервис достаточно вырос и стал популярным в стране. Сегодня мы решили посмотреть, как создавался проект, что он предлагает сейчас и какие перспективы развития у сервиса в Кыргызстане.
От сообщества ВКонтакте до "единорога" Кремниевой долины
В 2013 году предприниматель Арсен Томский создал смелый и амбициозный проект - сервис онлайн-заказа поездок. На старте проекту приходилось конкурировать с достаточно зрелыми аналогичными сервисами, которые уже пользовались большой популярностью. Однако главным преимуществом сервиса было то, что в отличие от существовавших в то время агрегаторов такси inDrive предлагал уникальную модель оплаты peer-to-peer, благодаря которой участники могли сами договориться о стоимости поездки.
Проект успешно стартовал и за десять лет невероятно вырос: сегодня он охватывает более 700 городов в 47 странах мира. По итогам 2022 года, согласно данным data.ai, inDrive является вторым самым загружаемым приложением для заказа поездок во всем мире и имеет пользовательскую базу в 150 миллионов человек.
В сентябре 2021 года инвестиционная оценка inDrive превысила миллиард долларов, и компания получила статус "единорога" (компания-единорог - компания-стартап, получившая рыночную оценку стоимости в размере свыше $1 миллиарда. - Прим. редакции). В феврале 2023 года стало известно о привлечении еще $150 миллионов от General Catalyst для покрытия маркетинговых расходов и расходов на привлечение и удержание пользователей.
Строить глобальный бизнес компании помогает ее миссия - борьба с несправедливостью (Challenge Injustice).
Название же компании inDrive - это сокращенная версия от английского Inner Drive - внутренняя сила, драйв. С помощью своей миссии и корпоративных ценностей компания намерена выходить на новые рынки ― отраслевые и географические, где присутствует несправедливость, предлагая альтернативные модели.
Более того, миссия inDrive служит ориентиром и в реализации некоммерческих проектов компании в сфере IT, образования, экологии, здравоохранения, искусства и спорта, которые inDrive реализует уже в целом ряде стран.
В прошлом году компания перевела большую команду в Казахстан, открыв крупнейший региональный хаб в СНГ. На сегодня в офисах компании в Алматы и Астане работает около тысячи сотрудников.
Бизнес-модель сервиса
Сейчас inDrive - это уже далеко не просто сервис для заказа поездок, а целая платформа транспортных и городских услуг. Сегодня с помощью приложения inDrive можно воспользоваться следующими сервисами:
- inDrive.Город - сервис заказа поездок по городу;
- inDrive.Межгород - сервис заказа поездок между городами;
- inDrive.Курьеры - доставка товаров и документов.
Также есть и другие сервисы, запущенные относительно недавно и имеющие ограниченную географию:
- inDrive.Мастера - сервис по поиску специалистов и мастеров по решению бытовых проблем и проблем на дороге.
- inDrive.Работа - сервис поиска работы, который, помимо обычного текстового описания вакансии, предлагает фото и видео места работы, условий и других деталей.
- inDrive.Грузовые - сервис заказа грузовых автомобилей для перевозок.
В отличие от других компаний, стратегия inDrive заключается не в полном захвате географических и отраслевых рынков, а в устойчивом присутствии одновременно на многих рынках и диверсификации предлагаемых услуг внутри приложения. Другими словами, давать возможность пользователям заказать поездку, вызвать сантехника и устроиться на работу и в Мексике, и Кыргызстане, и в Австралии.
inDrive в Кыргызстане
В Кыргызстане представлены все базовые направления сервиса: городские и междугородние поездки, курьерская доставка, а также грузовые перевозки.
В настоящее время компания не взимает сервисный сбор, так как целью ставит не монетизацию, а рост лояльной аудитории и исследование локального спроса. Это хорошая новость для водителей и других исполнителей в inDrive, потому сейчас они могут зарабатывать еще больше!
При этом средняя комиссия для водителей в других приложениях составляет около 20 процентов от дохода.
Генеральный менеджер inDrive по СНГ Арай Бекембаев отмечает: "Высокие комиссии - одна из главных проблем водителей такси. Отдавая значительную часть прибыли сервису, водители работают в режиме выживания. Мы же в inDrive, следуя своей миссии, хотим бороться с такой несправедливостью и поэтому предлагаем более выгодные условия".
При этом представитель компании отмечает, что наличие больших городов с похожей пользовательской базой дают потенциал роста городским поездкам. А наличие популярных туристических направлений и пассажиропотока из соседних стран, например из Казахстана, где пользователи хорошо знакомы с inDrive, усиливает вероятность роста направления междугородних поездок. Однако есть и свои определенные нюансы. К примеру, недостаточно развиты картографические сервисы, которые предоставляют точную информацию и детали по местности. В итоге могут возникать сложности в построении маршрута и в навигации водителей.
Сами же пользователи inDrive отмечают, что, помимо отсутствия комиссии, у приложения удобный для пользования интерфейс.
"Я работаю в inDrive почти постоянно. Мне нравится, что в маршруте я вижу начальную и конечную точку и могу торговаться о цене. Приложение хорошее, комиссии нет, вышел, взял заказы и заработал," - поделился Элдияр Жунусов, один из водителей платформы.
Пассажирам же нравится, что сервис предоставляет доступные цены на поездки.
"Я часто езжу, поэтому пользуюсь приложением inDrive 4-5 раз в день. Очень удобное приложение, по цене особенно устраивает. Кто-то меня по пути забирает, не всегда таксисты. Водители очень адекватные", - рассказывает одна из активных пользовательниц Жулдуз.
У inDrive большие планы, в том числе запуск новых проектов, которые на территории СНГ будут действовать пока только в Кыргызстане. Компания также рассматривает запуск своего сервиса и в других городах, но конкретные планы пока не раскрывает.