11 марта 2023, 13:00
Источник 24.kg
Комментарии
В Кыргызстане с 2020 года стабильно растет спрос на дистанционные банковские услуги. Это удобно и выгодно. Но развитие технологий требует от каждого из нас быть более бдительными.
Даже самые надежные системы безопасности не избавляют нас от необходимости быть осторожными.
Главный инспектор отдела по защите прав потребителей Национального банка Маматибраим уулу Эркин рассказал о мерах предосторожности по противодействию мошенникам, которые помогут в нужную минуту принять правильное решение.
Если платишь онлайн
Если вы решили купить товар или продать его онлайн, то в этом случае шанс нарваться на мошенников очень велик. Все просто. Они выдают себя за продавцов или покупателей.
На товар находится крайне заинтересованный покупатель, который предлагает хорошую сумму и готов перевести аванс на ваш счет, даже не посмотрев сам товар.
При этом у граждан просят не только номер карты или телефона, но и код проверки подлинности карты (три цифры на обратной стороне, например, CVV или CVC), логин и пароль от мобильных приложений банка и электронных кошельков.
Есть и другой вариант. У вас просят только номер карты, а потом присылают сообщение с якобы ссылкой на квитанцию об оплате. Чаще всего она на фишинговые сайты, при переходе по которой и вводе данных карты, логина и пароля/СМС-кода подтверждения владелец мобильного приложения передает управление своими деньгами.
Если происходит что-то подобное, это должно вас насторожить. Для перевода денег достаточно знать только номер карты или банковского счета, а для получения средств на электронный кошелек и вовсе достаточно номера телефона. И да, в квитанциях об оплате нет никаких ссылок. Они формируются как отдельный документ.
Когда звонят "из банка"
Есть несколько простых правил, которые уберегут вас от мошенников. Например, если вам звонят якобы из банка, то не ведитесь на такие сообщения. Лучше положите трубку и перезвоните за уточнениями по официальному номеру вашего финансово-кредитного учреждения. Он указан на обратной стороне карты и официальном сайте банка.
Не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений "от банка".
В любой непонятной ситуации звоните в банк по официальному номеру и уточняйте информацию у оператора. Если вам звонят из финансово-кредитного учреждения, то уточните фамилию-имя и должность звонящего и скажите, что перезвоните. Положите трубку и перезвоните по официальному телефону организации или на горячую линию банка. Номер нужно набрать вручную.
Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, СМС-коды и ПИН-коды. Сотрудники банка никогда не спрашивают такие сведения. Чтобы найти вас в системе, достаточно фамилии и имени. Называть кодовое слово можно, если вы сами звоните на горячую линию банка.
Если карту украли, вы ее потеряли или забыли в банкомате, сразу звоните в банк и на всякий случай блокируйте ее. Всегда проверяйте свои операции по выписке из финансово-кредитного учреждения. Если нашли ту, которой не совершали, обращайтесь сразу в банк с заявлением и просьбой разобраться.
Защита банкинга и кошелька
При использовании мобильных приложений по предоставлению дистанционных банковских услуг также надо соблюдать меры предосторожности. В первую очередь установите длинный и сложный пароль. Не передавайте и не сообщайте никому пароль от мобильного приложения банка и получаемые от него СМС-коды, даже родственникам, сотрудникам финансово-кредитного учреждения, правоохранительным органам, коллегам.
Обязательно смените логин и пароль/код доступа в мобильный банкинг, если подозреваете, что кто-то получил доступ к вашим данным.
Пользуйтесь только официальными сайтами. Никогда не переходите по непроверенным ссылкам и не вводите там личные сведения, данные своей карты, электронного кошелька, мобильного приложения по предоставлению дистанционных банковских услуг.
А если звонят из Нацбанка
В последние несколько месяцев активизировались мошенники, которые обещают 20 тысяч сомов за заполнение анкеты. При этом прикрываются тем, что опрос якобы проводит Национальный банк. На самом деле это уловка, чтобы получить доступ к вашей карте или электронному кошельку.
В Нацбанке отмечают, что не проводили и не проводят сейчас никакого анкетирования, розыгрышей посредством рассылок сообщений и ссылок на неизвестные сайты.
Иногда случается и так, что мошенники звонят с просьбой или требованием о переводе денег, в том числе на "защищенный" или "специальный" счет НБ КР. Иногда даже предлагают оформить супервыгодный кредит.
Помните: Национальный банк не открывает счета и не работает с гражданами.
Не забывайте, что вы сами в первую очередь отвечаете за сохранность денег на своих счетах. Надо быть предельно внимательными, ведь мошенники изобретают все новые и новые способы получить доступ к данным карты или электронного кошелька. Если вдруг вы все же стали жертвой мошенников, сразу обращайтесь в банк с заявлением об отмене операции и в правоохранительные органы.