30 ноября -0001, 0:00
Источник akipress.kg
Комментарии
Председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров одобрил заключение на законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР (в законы "О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам", "О Национальном архивном фонде КР"), инициированный депутатом Жогорку Кенеша Жанарбеком Акаевым.
Как говорится в распоряжении председателя Кабмина от 28 марта 2023 года № 156, законопроект нуждается в значительной доработке с учетом замечаний и предложений.
Концепция вышеназванного законопроекта направлена на реабилитацию прав граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам в период 1918-1953 годов, а также уточнение некоторых норм указанного закона, выявленных при применении реабилитации в отношении граждан, ставших в то время жертвами политических репрессий.
Как пишет Кабмин, пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить действующий закон "О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам" статьей 6-1, в соответствии с которой определяется порядок применения данного закона в отношении лиц, пострадавших в результате политических репрессий на территории республики за период с 1 января 1918 года по 31 декабря 1953 года.
Так лицо, осужденное по некоторым статьям Уголовного кодекса РСФСР в редакции 1922, 1926 годов с применением изменений и дополнений, действовавшего на территории Кыргызстана почти до 1961 года, несмотря на обоснованность обвинения, нарушения, проступки, которые не признаны представляющими опасность обществу, подлежит реабилитации.
Кабмин отмечает, что редакция вышеуказанной статьи изложена технически неверно, следовательно, требуется изложить содержание указанной статьи в соответствии с нормами закона "О нормативных правовых актах КР".
Кроме того, в вышеуказанном пункте законопроекта указанный период с 1 января 1918 года не соответствует периоду, обозначенному в преамбуле действующего закона "О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам.
Подпунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить действующий закон статьей 6-1, которая устанавливает признаки политических репрессий, выраженных в решениях власти, органов управления, исполнительных органов, общественных организаций и их должностных лиц и перечисляется список актов, принимавшихся вышеуказанными органами, к примеру постановления Совета народных комиссаров РСФСР, постановления Политического Бюро ЦК ВКП (б) от 2 июля 1937 года "Об антисоветских элементах".
В этой связи Кабмин предлагает подпункт 3 статьи 1 законопроекта привести в соответствие с пунктом 1 статьи 1 проекта закона.
Законопроектом также предлагается создание Комиссии по реабилитации при Институте истории, археологии и этнологии им.Б.Джамгерчинова Национальной академии наук, которая наделяется полномочиями по реабилитации репрессированных граждан.
Кабмин пишет, что решения Комиссии по реабилитации могут носить рекомендательный характер, тогда как согласно статье 101 Конституции решения судов, вступившие в законную силу, обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, общественных объединений, должностных и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории республики и соответственно имеют юридическую силу, установленную Конституцией.
В связи с чем Кабмин посчитал нецелесообразным предоставление Комиссии по реабилитации государственных полномочий.
В справке-обосновании говорится, что принятие данного законопроекта не требует дополнительного финансирования из республиканского бюджета. Но Кабмин пишет, что предусматривается выделение финансовых средств на оплату труда секретаря Комиссии по реабилитации, а также исследователям из бюджетных и внебюджетных средств.
Вместе с тем необходимо принять во внимание, что для реализации норм предлагаемого законопроекта потребуются дополнительные средства для обеспечения гарантий супругам и детям посмертно реабилитированных граждан.
При этом финансовые средства на выплаты вышеупомянутых гарантий в республиканском бюджете на 2023-2025 годы не предусмотрены.
По части 1 статьи 26 закона "О нормативных правовых актах КР" нормативные правовые акты, реализация которых влечет финансирование из государственного бюджета, не подлежат принятию до определения по ним источника финансирования.
Также статьей 2 законопроекта предлагается в закон "О национальном архивном фонде КР" внести дополнения, касающиеся передачи архивных документов, хранящихся в ведомственных архивах, в зависимости от их обнародования на хранение в государственный орган, реализующий государственную политику в области архивного дела в лице Государственной архивной службы при Министерстве цифрового развития для открытого хранения в соответствии с законом "О защите государственных секретов КР".
Однако, согласно статье 16 закона "О Национальном архивном фонде КР" судебные, уголовные, административные и иные архивные документы Национального архивного фонда постоянно хранятся в ведомственных архивах органов в области национальной безопасности, внутренних дел, иностранных дел, Национальной академии наук КР и в ее учреждениях.
Предлагаемым законопроектом определяется порядок передачи архивных документов из ведомственных архивов в государственный орган, реализующий государственную политику в области архивного дела КР в течение 6 месяцев, однако в настоящее время архивы Государственной архивной службы при Министерстве цифрового развития КР испытывают острые проблемы, связанные с переполненностью помещений архивными документами и нуждаются в дополнительных помещениях и хранилищах.
В Центральном государственном архиве хранятся 1769 фондов 569986 единиц хранения, в том числе 3153 единиц хранения - секретные документы.
Архивохранилища загружены на 120% ввиду отсутствия свободных площадей, в связи с чем принятие архивных документов от своих источников комплектования, которые подлежат передаче в срочном порядке на хранение, не представляется возможным.
Количество подобных архивных документов составляет приблизительно 6000 дел с ведомственных архивов постоянного срока хранения и около 3000 дел научно-технической документации.
Также законопроектом предусмотрено, что архивные учреждения должны оказывать поддержку и взаимодействовать с Комиссией по реабилитации и вносить в Книгу памяти имена жертв политических репрессий, которые будут размещены в специальной автоматизированной информационной системе с доступом в онлайн-режиме.
По статье 27 закона "О Национальном архивном фонде", любое физическое и юридическое лицо имеет доступ к документам государственного архива, следовательно, члены Комиссии могут беспрепятственно осуществлять свою деятельность.
Кроме того, Кабмин обращает внимание на отсутствие определения в законопроекте источника финансирования для разработки специальной автоматизированной информационной системы Центрального государственного архива и Книги памяти жертв политических репрессий.
Учитывая вышеизложенное Кабмин предлагает статью 3 законопроекта исключить и предусмотреть обозначенные нормы в проекте Положения о Комиссии по реабилитации.