2020 год президент Кыргызстана объявил годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей

Минтруда предлагает утвердить положение о наставничестве на предприятии

 

Фотографии: akipress.kg

30 ноября -0001, 0:00       Источник akipress.kg       Комментарии

Министерство труда, социального обеспечения и миграции предлагает утвердить Типовое положение о наставничестве на предприятии (организации).
Проект разработан для оказания методической и практической помощи ученикам, молодым специалистам, впервые принятым на работу, а также работникам, назначенным на вышестоящую должность, в совершенствовании профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих качественному исполнению должностных обязанностей, адаптации в коллективе, соблюдению трудовой дисциплины и заинтересованности в результатах служебной деятельности, направленных на обеспечение доступности, повышение эффективности.
В проекте описываются цели наставничества, требования, предъявляемые к наставнику, порядок организации наставничества на предприятии, этапы наставничества, формы и методы наставничества, а также права и обязанности наставника и наставляемого.
Также проектом утверждаются:
- основные формы и методы индивидуальной работы наставника;
- форма индивидуального плана обучения работника;
- форма заключения о результатах работы по наставничеству;
- форма типовой программы организации наставничества.
Типовое положение о наставничестве на предприятии (организации)
  • Общие положения
  • Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения наставничества за учеником, молодым специалистом, не имеющими трудового стажа, или работниками, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
  • Наставничество представляет собой процесс передачи знаний, умений и навыков от наиболее квалифицированных специалистов (рабочих) предприятия (организации) ученикам, молодым специалистам, не имеющим трудового стажа, или работникам, назначенным на должность, по которой они не имеют опыта работы.
  • Настоящим Положением вводятся следующие понятия:
    наставничество - разновидность индивидуальной работы с учеником, молодым специалистом, не имеющим трудового стажа, или назначенным на должность, по которой он не имеет опыта работы;
    наставник - квалифицированный работник, обладающий высокими уровнем профессионализма и компетенции;
    наставляемый - ученик, молодой специалист, не имеющим трудового стажа, или работник, назначенным на должность, не имеющий навыков и умений выполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией по занимаемой должности, в отношении, которого осуществляется наставничество.
  • Цели и задачи наставничества
  • Целью наставничества является оказание методической и практической помощи ученикам, молодым специалистам, впервые принятым на работу, а также работникам, назначенным на вышестоящую должность, в совершенствовании профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих качественному исполнению должностных обязанностей, адаптации в коллективе, соблюдению трудовой дисциплины и заинтересованности в результатах служебной деятельности, направленных на обеспечение доступности, повышение эффективности.
  • Основными задачами наставничества являются:
    - оказание помощи в адаптации работников к условиям осуществления трудовой деятельности, ускорение процесса их профессионального становления;
    - оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений работников, в отношении которых осуществляется наставничество;
    - воспитание профессионально значимых качеств личности работников, ознакомление их с историей и традициями организации;
    - привитие наставляемым ответственного и сознательного отношения в части выполнения должностных обязанностей;
    - изучение с работниками предписаний нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
    - оказание моральной и психологической поддержки работникам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей;
    - формирование квалифицированного кадрового состава организации и обеспечение надлежащего микроклимата в коллективе.
  • Задачи наставничества реализуются посредством взаимодействия руководителей подразделений, специалиста кадровой службы, наставников, представителей профсоюзной организации.
  • Требования к наставнику
  • Наставника подбирают из наиболее подготовленных работников предприятия (организации), обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе организации, имеющих стаж работы в организации не менее трех лет, в том числе в занимаемой должности не менее одного года, с применением теста по психологической совместимости наставника и наставляемого.
  • Настоящим Положением устанавливаются следующие требования к наставнику:
    - обладать личностной пригодностью (иметь право работать с детьми и молодежью, а также не иметь нарушений в соответствии с законодательством);
    - иметь профессиональную пригодность, то есть обладать тем профессиональным опытом и знаниями, которые они хотят передать молодежи (наличие дипломов, подтверждающих квалификацию наставника и профессиональный стаж не менее 3 лет).
  • Особое внимание уделяется психологической совместимости наставника и его подопечного. Наставник должен обладать рядом определенных морально-психологических качеств, основными среди которых, должны быть:
    - открытость и готовность к диалогу;
    - наличие навыков консультирования и оценивания;
    - знание психологии человека;
    - признание и авторитет в коллективе;
    - проявлять толерантность, терпимость и т.д.
  • Организация наставничества на предприятии
  • Наставничество устанавливается:
    - над лицами, впервые принятыми на работу на предприятие (организацию) с испытанием или без испытания, не имеющими навыков и умений выполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией по занимаемой должности;
    - над работниками, переведенными на другую должность, если выполнение ими новых функциональных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и приобретения новых практических навыков.
  • Назначение наставника производится приказом руководителя предприятия (организации) в срок не позднее трех рабочих дней со дня назначения работника на должность. Основанием для издания приказа является служебная записка заместителя руководителя предприятия (организации), курирующего соответствующее структурное подразделение, при обоюдном согласии наставника и наставляемого.
  • Максимальное число закрепленных за одним наставником лиц не может превышать двух человек.
  • Наставничество устанавливается продолжительностью от трех до шести месяцев в зависимости от уровня профессиональной подготовки работника, его индивидуальных способностей к накоплению и (или) обновлению профессионального опыта. В указанные сроки не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия на работе по уважительным причинам работника, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
  • Обязанности по осуществлению наставничества закрепляются в должностной инструкции наставника.
  • Замена наставника может производиться приказом руководителя предприятия (организации) на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, в котором работает наставляемый (курирующего заместителя руководителя предприятия (организации)) в следующих случаях:
    - прекращения трудового договора с наставником;
    - перевода наставника или наставляемого на иную должность или в другое структурное подразделение;
    - психологической несовместимости наставника и наставляемого;
    - конфликта интересов между сторонами;
    - возникновения иных обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления наставляемого.
  • Наставничество прекращается до истечения срока, установленного приказом предприятия (организации) в следующих случаях:
    - прекращение трудового договора с работником, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность;
    - прекращение трудового договора с работником, осуществляющим наставническую деятельность;
    - невыполнение наставником обязанностей, установленных настоящим Положением;
    - в иных случаях, исключающих осуществление наставничества в соответствии с настоящим Положением.
  • Планирование работы наставника по подготовке наставляемого к самостоятельной трудовой деятельности осуществляется на весь период организации наставничества для каждого работника.
  • Наставничество осуществляется на основании индивидуального плана обучения работника предприятия (организации) (приложению № 2), составленного с учетом программы организации наставничества.
  • Программа организации наставничества разрабатывается наставником на основании типовой программы (приложении № 3) в течении 2 рабочих дней со дня издания приказа о назначении наставника и является неотъемлемой частью индивидуального плана обучения.
  • Индивидуальный план обучения работника предприятия (организации) разрабатывается наставником, согласовывается с руководителем структурного подразделения, в котором работает работник, в течение 7 рабочих дней со дня издания приказа о назначении наставника.
  • По окончании срока наставничества наставник готовит заключение о результатах работы по наставничеству по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению, которое согласовывается с руководителем структурного подразделения, в котором работает наставляемый (курирующим заместителем руководителя предприятия (организации)) и утверждается руководителем предприятия (организации). При необходимости работнику, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
  • Индивидуальный план обучения работника с отметками о выполнении и соответствующее заключение наставника приобщаются к личному делу работника.
  • Деятельность наставника оценивается по следующим критериям:
    - результаты выполнения наставляемым должностных обязанностей;
    - уровень профессиональных знаний, развития навыков и умений наставляемого;
    - способность наставляемого самостоятельно исполнять должностные обязанности;
    - характер мотивации наставляемого к работе.
  • Результаты работы наставника учитываются при выплате ему стимулирующих выплат, рассмотрении вопроса о награждении, а также при решении вопроса о его переводе на вышестоящую должность.
  • Работник за ненадлежащее выполнение обязанностей наставника может быть отстранен от наставничества, а также привлечен в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.
  • Этапы наставничества
  • Настоящее Положение определяет следующие этапы наставничества:
    - подготовительный этап;
    - этап обучения, непостредственно сам процесс наставничества;
    - этап завершения.
  • Планирование работы наставника по подготовке наставляемого к самостоятельной трудовой деятельности осуществляется на весь период организации наставничества для каждого работника.

  • В рамках подготовительного этапа наставник готовится к началу процесса наставничества и в течение двух рабочих дней на основании типовой программы готовит индивидуальную программу для наставляемого с указанием примерных сроков освоения каждого пункта программы. Помимо программы наставник готовит для наставляемого инструкции по технике безопасности и охране труда, рабочие инструкции (при их наличии).
  • В рамках этапа обучения наставник первоначально инструктирует наставляемого по основным требованиям техники безопасности и охраны труда, знакомит с правилами трудового распорядка и иными внутренними правилами. Передает наставляемому индивидуальную программу, дает наставляемому необходимые пояснения по программе и дальнейшему взаимодействию.
  • В рамках этапа завершения по мере исполнения пунктов программы обучения наставник и иные сотрудники, привлеченные к обучению могут делать отметки в индивидуальной программе об освоении наставляемым теми или иными знаниями и практическими навыками.
  • По завершению освоения наставляемым необходимым объемом знаний и практическими навыками (предусмотренными индивидуальной программой) может быть предусмотрено несколько вариантов завершения процесса наставничества:
    - проведение аттестации;
    - проведение финального комплексного экзамена;
    - подготовка наставником заключения о результатах работы по наставничеству.
  • Основные формы и методы наставничества
  • Наставником применяются следующие формы и методы наставничества:
    - индивидуальные задания и поручения в соответствии с будущими обязанностями, наставляемого в целях выработки практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей, овладению приемами трудовой деятельности.
    - контроль за деятельностью наставляемого в форме личной проверки наставником выполнения задания, поручения.
    - индивидуальная помощь в овладении эффективными приемами выполнения трудовых обязанностей, исправлении ошибок, устранении недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности, в выработке способности решать задачи в нестандартных ситуациях.
    - воспитательные беседы о проблемах работы, об участии в жизни коллектива, отношении к повышению профессионального уровня, конкретных фактах пассивности в работе, нарушениях дисциплины, причинах, мешающих достичь лучших результатов в работе, и других проблемах.
  • Наставник вправе применять по своему усмотрению иные формы и методы, содействующие в освоении практических навыков и приемов трудовой деятельности, наиболее эффективно и в кратчайшие сроки освоить практические навыки и приемы трудовой деятельности.
  • На этапе обучения непосредственно выполняется индивидуальная программа, наставник отслеживает соблюдение сроков, указанных в программе, и, по необходимости, может корректировать сроки как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, в зависимости от результатов освоения трудовых навыков наставляемым.
  • Программа может предусматривать процесс обучения, наставляемого не только наставником, но и иными сотрудниками.
    - выполнять проверку на соответствие требованиям для осуществления обучения и планировать процесс обучения;
    - осуществлять подготовку процесса обучения и принимать участие в наборе учащихся;
    - проводить обучение;
    - завершать процесс обучения.
    Адаптация новых сотрудников на предприятии может происходить по двум схемам:
    - наставничество;
    - самостоятельное изучение требуемых процедур и документов под руководством специалиста отдела кадров или руководителя предприятия (организации).
  • Права и обязанности наставника
  • Наставник имеет следующие права:
    - с согласия непосредственного руководителя привлекать для дополнительного обучения сотрудника других сотрудников предприятия (организации);
    - требовать рабочие отчеты у нового сотрудника как в устной, так и в письменной форме;
    - участвовать в обсуждении вопросов, связанных со служебной, общественной деятельностью сотрудника, вносит предложения непосредственному начальнику о его поощрении, применении мер дисциплинарного воздействия, удовлетворении разумных потребностей и запросов.
  • Наставник обязан:
    - знать требования законодательства, ведомственных актов, определяющих права и обязанности сотрудника (наставляемого) по занимаемой должности;
    - разрабатывать и утверждать совместно с непосредственным начальником сотрудника (наставляемого) индивидуальный план его обучения;
    - всесторонне изучать деловые и нравственные качества сотрудника (наставляемого), его отношение к работе, коллективу;
    - оказывать сотруднику индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
    - личным примером развивать положительные качества сотрудника, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
    - нести ответственность за действия сотрудника в период прохождения им испытательного срока до момента назначения его на определенную должность.
  • Обязанности и права наставляемого
  • Наставляемый обязан:
    - изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, внутренних актов, определяющих права и обязанности сотрудников;
    - выполнять в установленный срок индивидуальный план обучения, утвержденный руководителем предприятия;
    - соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, положения внутренних актов, правила внутреннего трудового распорядка;
    - внимательно и уважительно относиться к наставнику, коллегам, клиентам предприятия (организации);
    - знать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы на предприятии (организации);
    - выполнять распоряжения и указания, связанные с его трудовой деятельностью;
    - овладевать практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
    - обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
    - ответственно относиться к работе, не допускать ошибок в работе;
    - развивать у себя положительные качества, участвовать в общественной жизни коллектива, развивать свой общекультурный и профессиональный кругозор.
  • Наставляемый имеет право:
    - пользоваться имеющимися на предприятии (организации) нормативными правовыми актами, учебно-методической базой и иной документацией по вопросам трудовой деятельности, не отнесенной к разряду конфиденциальной информации;
    - в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с трудовой деятельностью;
    - при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к руководителю предприятия (организации) о замене наставника.
  • Завершение наставничества, стимулирование наставника
  • Утвержденное руководителем предприятия (организации) заключение наставника и работника, в отношении которого осуществляется наставничество, передается в кадровую службу.
  • Результатами эффективной работы наставника считаются:
    освоение и грамотное использование работником, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности положений нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в трудовой деятельности;
    положительная мотивация работника, в отношении которого осуществлялось наставничество, к профессиональной трудовой деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в трудовой деятельности;
    способность работника, в отношении которого осуществлялось наставничество, самостоятельно, в пределах установленной компетенции, выполнять должностные обязанности;
    соблюдение Кодекса этики и служебного поведения;
    качество выполнения работником, в отношении которого осуществлялось наставничество, своих должностных обязанностей, оцениваемое на основании показателей эффективности и результативности деятельности, установленных должностной инструкцией;
    - участие работника, в отношении которого осуществлялось наставничество, в общественной жизни организации.
    43. Выполнение функций наставника учитывается при решении вопроса морального и материального поощрения предусмотренные на предприятии (организации).
    Приложение 1
    Основные формы и методы
    индивидуальной работы наставника
    1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей, овладению приемами трудовой деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании работника.
    2. Контроль за деятельностью работника в форме личной проверки выполнения задания, поручения, качества подготавливаемых документов.
    3. Индивидуальная помощь в изучении нормативных правовых актов, овладении эффективными приемами выполнения трудовых обязанностей, исправлении ошибок, устранении недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности, в выработке способности решать задачи в нестандартных ситуациях.
    Помощь может быть оказана в форме совета, разъяснения, показа, тренировки, пожелания, совместного выполнения отдельных поручений, обязанностей и т.д.
    4. Воспитательные беседы о проблемах работы, учебы, быта, об участии в жизни коллектива, отношении к повышению профессионального уровня, конкретных фактах пассивности в работе, нарушениях дисциплины, причинах, мешающих достичь лучших результатов в работе, и других проблемах.
    5. Личный пример наставника. Личный пример должен проявляться в безупречном выполнении наставником трудовых обязанностей, требований нормативных правовых актов, высокой дисциплинированности и требовательности к себе, корректном отношении к коллегам, партнерам и гражданам, находящимся на социальном обслуживании в организации, постоянном повышении своего профессионального и культурного уровня, строгом соблюдении трудовой дисциплины, примерном поведении.
    6. Изучение личности сотрудника - при наблюдении в ходе повседневного общения, при взаимодействии с коллегами, руководством, гражданами, находящимся на социальном обслуживании на предприятии (организации).
    7. Деловое общение. Совместное посещение исторических и культурных мест, выставок, конкурсов различной направленности, спортивных соревнований, участие в них. Знакомство с историей и традициями организации. Оказание содействия в проявлении и развитии творческих способностей сотрудника.
    Приложение 2
    УТВЕРЖДАЮ Руководитель предприятия (организации) ________________________ _________________________________ (наименование предприятия (организации)) _________________________________ (подпись, ФИО)
    "_____" __________ 20___г.
    Индивидуальный план
    обучения работника
    ________________________________________________________________,
    (фамилия, имя, отчество)
    назначенного на должность ________________________________________
    № п/п Наименование мероприятий Срок исполнения Отметка о выполнении
    Раздел I. Ознакомление с предприятием (организацией) и его структурой
    1
    2
    ...
    Раздел II. Изучение личности работника, его социально-бытовых условий
    1
    2
    ...
    Раздел III. Организация изучения нормативной правовой базы, должностных обязанностей и порядка их исполнения
    1
    2
    ...
    Раздел IV. Изучение нравственных и профессионально-этических основ работы на предприятии (организации) социальной сферы
    1
    2
    ...
    Раздел V. Изучение особенностей предприятия (организации) деятельности структурного подразделения, исполнения должностных обязанностей
    1
    2
    ...
    Раздел VI. Ознакомление с порядком и особенностями ведения служебных документов
    1
    2
    ...
    Раздел VII. Оказание помощи в процессе адаптации к профессиональной деятельности и работе в коллективе, в преодолении профессиональных трудностей
    1
    2
    ...
    Раздел VIII. Выполнение обязанностей в занимаемой должности, поручений, индивидуальных заданий и т.д.
    1
    2
    ...
    Раздел IX. Контрольные мероприятия по проверке готовности работника к самостоятельному выполнению должностных обязанностей
    1
    2
    ...

    Наставник: _______________________________________________________________
    (должность, подпись, ФИО наставника)
    "____" _________________ 20__ г.
    Согласовано:
    ________________________________________________________________
    (должность, подпись, ФИО руководителя структурного подразделения (курирующего заместителя руководителя предприятия (организации))
    "____" _________________ 20__ г.
    Ознакомлен _______________________________________________________________
    (должность, подпись, ФИО работника, в отношении
    которого осуществляется наставничество)
    "____" _________________ 20__ г.

    Приложение 3
    Типовая программа организации наставничества
    № п/п Перечень мероприятий Форма обучения Ответственный Сроки
    1-й этап. Базовое обучение
    1 Вводное занятие: знакомство с предприятием (организацией) и его структурой. Посещение структурных подразделений предприятия (организации), ознакомительное собеседование с руководителями структурных подразделений, основными нормами и правилами, средствами коммуникации и т.п. Занятие Руководитель подразделения 1-я неделя работы
    2 Изучение структуры отрасли, основных целей, функций и задач предприятия (организации), структурного подразделения Самостоя-тельно Руководитель подразделения, наставник 1-й месяц
    работы
    3 Изучение нормативных правовых актов, касающихся деятельности социальной сферы, (законы и иные нормативные правовые акты КР) Самостоя- тельно Наставник В период наставничества
    4 Изучение организационно- распорядительных документов, регламентирующих порядок исполнения должностных обязанностей в занимаемой должности Самостоя- тельно Наставник 1 месяц работы
    5 Система оплаты труда, морального и материального стимулирования, меры социального и материального обеспечения работников предприятия (организации) Занятие Руководитель структурного подразделения 1-й месяц работы
    2-й этап. Исполнение обязанностей по занимаемой должности
    6 Представление коллективу предприятия (организации). Знакомство с работниками коллектива, с существующими на предприятии (организации) традициями и особенностями Собрание, совещание Заместитель руководителя организации 1-й день работы
    7 Определение рабочего места и его материально-техническое обеспечение. Закрепление имущества, оргтехники и средств связи. Инструктаж о мерах безопасности Инструктаж Руководитель подразделения 1-й день работы
    8 Самостоятельное исполнение работником должностных обязанностей под руководством наставника Помощь Наставник В период наставничества
    9 Систематический контроль исполнения работником должностных обязанностей и процесса его профессионального становления Контроль, помощь Руководитель подразделения, наставник В период наставничества
    3-й этап. Оценка по итогам наставнической работы
    11 Оценка профессиональных знаний работника (собеседование с руководителями структурных подразделений предприятия (организации)) Собеседование, заслушивание, тест Руководитель подразделения За 10 рабочих
    дней до окончания срока наставничества
    12 Подготовка отчета об итогах наставничества Отчет Наставник За 8 рабочих
    дней до окончания срока наставничества
    13 Согласование, утверждение отчета об итогах наставничества, ознакомление с ним работника. Представление отчета об итогах наставничества руководителю предприятия (организации) Отчет Наставник За 7 рабочих дней до окончания срока наставничества
    14 Заслушивание наставника об итогах работы на Совете наставников, оперативном совещании Заслушивание Совет наставников, руководитель предприятия (организации)

    Приложение 4
    УТВЕРЖДАЮ Руководитель предприятия (организации) _________________________________ (наименование предприятия (организации)) ________________________________ (подпись, ФИО)
    "_____" __________ 20___г.
    Заключение о результатах работы по наставничеству
    Работник _______________________________________________________
    (фамилия, имя, отчество)
    Образование ____________________________________________________
    Период наставничества с "____" _______________ 20__ г.
    по "____" _______________ 20__ г.
    Показатель Краткая характеристика достигнутых показателей
    Знания по профилю работы
    Навыки по профилю работы
    Объем выполняемых должностных обязанностей
    Результаты работы
    Отношение к работе
    Работоспособность
    Инициативность
    Дисциплинированность
    Взаимоотношение с коллегами
    Выполнение требований и стандартов профессиональной деятельности
    Вывод
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Рекомендации
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Наставник _______________________________________________________
    (должность, подпись, ФИО наставника)
    "____" _________________ 20__ г.
    Согласовано:
    ________________________________________________________________
    (должность, подпись, ФИО руководителя структурного подразделения (курирующего заместителя руководителя предприятия (организации))
    "____" _________________ 20__ г.
    Ознакомлен _______________________________________________________________
    (должность, подпись, ФИО работника, в отношении
    которого осуществлялось наставничество)
    "____" _________________ 20__ г.

     

    SAPE:

     

    АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
    Обучение ювелирному делу в Бишкеке
    МСН Общественно-политическая газета

    18+

    FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

    Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

    Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

    При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

    По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

    Top.Mail.Ru