Потеря важных документов, будь то паспорт или водительское удостоверение, - ситуация не из приятных. Перед владельцем возникает дилемма, что быстрее - найти утерянное или его восстановить. Нередко и люди, нашедшие удостоверения, из благих побуждений допускают опасные ошибки - выкладывают их в социальные сети на всеобщее обозрение.
В интервью 24.kg заведующая информационно-справочным отделом департамента регистрации населения при Министерстве цифрового развития Гульнурат Джетенова рассказала о том, какие документы чаще всего теряют и находят в Кыргызстане и что делать, если вы столкнулись с такой проблемой.
- Как часто в Кыргызстане теряют документы?
- С начала запуска автоматизированной системы АСБ "Бюро находок", с 2017 по 2021 год, в базу данных были внесены сведения о 4 тысячах 972 найденных документах, из них 2 тысячи 521 возвращен владельцам.
- Что теряют чаще всего?
-Чаще всего теряют документы, удостоверяющие личность. За прошлый год, по сведениям АСБ "Бюро находок", в базе были зафиксированы данные о 814 найденных документах, из них 178 возвращены. Найдены 482 паспорта граждан КР, из них 160 уже возвращены. Были найдены два паспорта иностранных граждан, один из них возвращен владельцу. Найдены 157 свидетельств о рождении, возвращены владельцам 18, а также 28 водительских удостоверений, из них пять возвращены.
Также в АСБ "Бюро находок" находятся свидетельства о регистрации брака, удостоверения пенсионеров, аттестаты, дипломы, трудовые книжки и прочее.
- Если я потерял документы, куда я могу обратиться за их поиском?
- Граждане, потерявшие документы, могут обратиться в центры обслуживания населения (ЦОН) или межрегиональные отделы департамента регистрации населения при Министерстве цифрового развития, после чего сотрудники произведут поиск в автоматизированной информационной системе АСБ "Бюро находок".
- Можно ли в режиме онлайн самостоятельно узнать, был ли найден мой паспорт?
- Да, можно. На государственном портале электронных услуг для авторизованных пользователей доступен сервис "Получение информации из бюро находок". Получить сведения об утерянном документе можно, направив электронную заявку в один клик.
Быстро и удобно в онлайн-режиме вы сможете получить необходимые данные об утерянном документе, если он был найден и передан в АСБ "Бюро находок".
Поэтому мы призываем граждан, нашедших утерянные документы, сдать их в любой ЦОН или межрегиональные отделы департамента, потому что при обращении для восстановления утерянного паспорта работник, оформивший электронную заявку, в обязательном порядке производит поиск в системе. При наличии уведомления о найденном документе отпадает необходимость в восстановлении паспорта, гражданин забирает свой найденный документ без вынужденных временных или финансовых затрат на его восстановление.
- Что нужно, чтобы авторизоваться в системе?
- Для того чтобы стать авторизованным пользователем государственного портала электронных услуг или приложения "Түндүк", необходимо:
- получить облачную электронную цифровую подпись в ЦОН;
- скачать приложение в App Store или Play Market;
- авторизоваться в системе посредством облачной электронной цифровой подписи.
Кроме того, при обращении граждан в любой государственный орган для восстановления того или иного документа сотрудник, принявший заявление, обязательно производит поиск. Сведения от АСБ "Бюро находок" предоставляются через систему межведомственного электронного взаимодействия "Түндүк". Таким образом, гражданам не нужно обращаться в АСБ "Бюро находок" или ЦОН за справкой.
- Нужно ли официально сообщать о потере документов?
Читайте по теме В ЦОН без очереди. Как получать госуслуги с комфортом - Хотя государственный орган не требует официальной процедуры обращения при утере документа, но нужно понимать, что в повседневной жизни каждый гражданин сталкивается с необходимостью представлять различные документы. Например, при получении медицинских, образовательных или финансовых услуг, управлении транспортом, совершении сделки. Чтобы избежать неудобств и задержек в получении необходимых услуг, важно как можно раньше сообщить о его утере и своевременно восстановить необходимый документ.
- Сколько уходит времени на восстановление документов? Например, паспорта и водительского удостоверения.
- Если вам необходимо восстановить паспорт, то стандартный срок выдачи составляет 12 рабочих дней для идентификационной карты - паспорта гражданина Кыргызстана и 18 рабочих дней для общегражданского.
Если же вы потеряли водительское удостоверение, то его можно восстановить за три дня.
- А что делать, если я нашел чужие документы? Схема обращения та же?
- Да, мы призываем граждан, нашедших чужие документы, сдать их в ЦОН или любое из территориальных подразделений департамента.
По любым вопросам вы также можете обратиться в кол-центр министерства по короткому номеру 119.
Звонок по этому номеру бесплатный со всех операторов связи Кыргызстана.
- Часто в социальных сетях можно увидеть объявления о найденных паспортах. Так делать не стоит?
- Все документы содержат персональные данные граждан, а информация такого характера является конфиденциальной и должна храниться в соответствии с законодательством. Размещение фото документов, содержащих персональные сведения, в социальных сетях может привести к нарушению конфиденциальности и утечке информации, так как кто угодно может увидеть эти данные, в том числе и злоумышленники. Поэтому мы настоятельно рекомендуем сдать найденные документы в ближайший ЦОН.