25 апреля 2023, 12:00
Источник 24.kg
Комментарии
Бишкекскому городскому драматическому театру имени Асанбека (Арсена) Умуралиева исполняется 30 лет. Он был создан в сложные годы, когда разваливалась некогда большая страна Советов, когда люди, оказавшиеся без работы и средств к существованию, о пище духовной думали в последнюю очередь. Но молодой театр смог устоять в те лихие годы. В чем секрет успеха, насколько сегодня востребовано театральное искусство, журналист 24.kg поговорила с художественным руководителем театра Айгуль Умуралиевой.
Фото из архива собеседницы. Айгуль Умуралиева
- Ваш театр создавался как альтернатива существующим, и у него какое-то время даже не было собственной сцены. Как появилась идея?
- К концу 1980-х годов вообще весь Советский театр существовал как бы в инерционном режиме. Айгуль Умуралиева
Тогда же была единая идеология и практически одинаковая репертуарная политика почти во всех театрах. Еще раньше начались появляться театры-студии как альтернатива академическим.
Деятели театра искали, наверное, возможность рассматривать в более широком спектре театр как искусство. Если говорить по Станиславскому, что театр изучает жизнь человеческого духа через сценические произведения, то это как раз были поиски этой жизни.
Айгуль Умуралиева Арсен Умуралиев отработал 35 лет в Кыргызском театре драмы, я - 17 лет, когда сменился руководитель и был списан весь его репертуар. Он был зрелым мастером, но остался без сцены и ролей. Это было решающим моментом, после которого я предложила ему создать свой театр.
Врез К тому времени в городе уже было несколько альтернативных площадок. Первой из Кыргызского драматического театра ушла с двумя спектаклями народная артистка Жамал Сейдакматова и создала свой "Тунгуч", затем Марат Алышпаев открыл Чуйский театр "Куудулдар".
Я тогда заочно училась на театроведческом в ГИТИСе, создавала концепцию театра, а Арсен Умуралиевич аккумулировал все свои организаторские способности и связи, и в 1991 году вышло постановление Советов народных депутатов города Фрунзе о создании городского театра. Мы сразу решили, что он должен быть камерным, для жителей города.
В течение года Арсен Умуралиевич искал деньги, чтобы оснастить сцену, зрительский зал, и мы стали думать, какой поставить спектакль. К тому времени к нам пришел один молодой актер - выпускник Ленинградского института театра музыки и кино. Потом еще один. Поскольку актеров было мало, мы решили поставить пьесу японского драматурга Дзюндзи Кинасито "Журавлиные перья". Ее еще в 1960-х перевел на кыргызский Арсен Умуралиевич. В ней задействовано всего 4 актера. Поставить ее предложили Владиславу Пази.
И 25 апреля 1993 года открыли этим спектаклем сцену театра. С тех пор каждый год в этот день мы обязательно показываем "Журавлиные перья", через этот спектакль проходят все молодые актеры.
Айгуль Умуралиева В 1996 году, когда к нам пришли выпускники Щепкинского училища, мы поставили первый спектакль на русском языке "Играем Андресена" по пьесе Синакевича. Сегодня в нашем репертуаре спектакли на двух языках, что делает театр доступным большему числу горожан. Также у нас много постановок - почти 40 процентов - направлены на детей младшего и среднего возраста.
- Замена ТЮЗу?
- Я бы так не сказала. ТЮЗ работает на кыргызском языке, для детской аудитории на русском есть постановки в Русском театре драмы и в Театре кукол.
- Вы сказали, что хотели создать театр, который ориентирован на горожан. В чем это выражается? Чем он отличается от других, в чем его альтернативность?
- Альтернативность, в частности, в его камерности. В условиях малой сцены между зрителями и актерами нет преграды и устанавливается тесная связь.
Лицо любого театра - его репертуар. При его формировании я преследую две цели: представить те произведения, которые не показывают на других сценах, а также обучить актеровчерез режиссера, через спектакли.
Айгуль Умуралиева При этом у нас нет постоянных режиссеров, я их приглашаю для той или иной постановки. И они дают актерам хорошую школу, знания, которые, возможно, недополучили во время обучения.
Я веду переговоры только с теми режиссерами, работы которых видела лично. Например, В 2002 году Арсен Умуралиевич набрал курс в институте искусств, но в тот же год ушел в мир иной. Сначала его студентов вел Бекпулат Парманов, но он уезжал. Тогда я обратилась к Гуляйим Каниметовой с просьбой выпустить их. Естественно, они были прикреплены к нашему театру. И я заказала у Бекпулата Парманова "Материнское поле", инсценировку на шесть исполнителей (Толгонай, Суванкул, трое сыновей и Алиман) к 80-летию Чингиза Айтматова. Спектакль "Эсимде" ("Память") мы показали 10 июня 2008 года. К сожалению, Чингиз Торекулович не увидел его. Но на премьере были его брат и сестра. И этот спектакль, как и его моноверсии для одного актера, до сих пор идут на нашей сцене. Сейчас будем ставить "Доходное место" Островского с Татьяной Захаровой. Мы уже работали вместе.
И, конечно, важно не забывать главную задачу театра - воспитывать своего зрителя. Сеять в его душе разумное, доброе, светлое, знакомить с литературой. Ведь сегодня многие не читают, особенно дети.
Айгуль Умуралиева - Кажется, что в последнее время интерес к театрам стал увеличиваться...
- Как театральный критик, эксперт, я бываю на многих фестивалях. В том числе и в соседнем Казахстане. И вижу, как там развиваются театры. А почему? Там существует политика культурного строительства. В Казахстане пропагандируется на уровне передач на телевидении, на бытовом уровне, что, если не ходишь в театр, ты не культурный человек. Есть такая установка, она осталась еще с Кунаевских времен. Назарбаев все это взял на вооружение. Кроме того, каждый театр в течение года должен три дня показать свои спектакли в Астане. Все это оплачивается государством. Выдаются квартиры актерам, которые те могут выкупить по остаточной цене, отработав определенное время в театре. Областные театры проводят международные фестивали, приглашают спектакли, аналитиков из разных стран. Таким образом повышают свое мастерство, расширяют репертуар. Возьмем, к примеру, Кокшетау. На 300 тысяч человек населения у них три театра.
В Бишкеке проживает 1,5 миллиона, а как было 9 театров, так и осталось, за это время не построен ни один культурный объект. И наши театры продолжают существовать в инерционном режиме.
Айгуль Умуралиева У нас нет культурной политики, более того, нет приоритета культурного человека, оглашенного с высоких трибун.
- Вы муниципальный театр, финансируемый из бюджета города, другие получают средства из республиканского, что-то зарабатывают сами. А независимый театр сможет у нас выжить?
- Нет. Что такое независимый театр. Должен быть меценат, который возьмет на себя расходы или у которого будет помещение, которое он будет предоставлять творческим группам. У нас таких нет. Почему у нас богатые люди не стремятся помогать театрам? Тут опять политика культурного строительства. Если бы искусство объявили приоритетом, то и меценаты нашлись бы.
Большие театры зарабатывают, в том числе сдавая сцену. Мы это делать не можем по уставу. Но привлекать денежные средства имеем право. Недавно 15 русских театров за рубежом получили грант Министерства культуры России. В том числе Русский драматический и наш. Я думаю, это высокая оценка нашей деятельности.