30 ноября -0001, 0:00
Источник akipress.kg
Комментарии
Комитет Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре, строительству 16 мая рассмотрел и одобрил в первом чтении законопроект "О внесении изменений в закон "О защите от недостоверной (ложной) информации".
Инициаторами законопроекта являются депутаты Жанарбек Акаев, Адахан Мадумаров, Эльмурза Сатыбалдиев, Гуля Кожокулова, Дастан Бекешев, Сеидбек Атамбаев, Чынгыз Айдарбеков.
В справке-обосновании говорится, что закон разработан в целях устранения противоречий с действующим законодательством, в частности с законом об основах административной деятельности и административных процедурах и Административно-процессуальным кодексом КР.
Закон "О защите от недостоверной (ложной) информации" был подписан 23 августа 2021 года. Он регулирует взаимоотношения лица, пострадавшего от недостоверной информации, и владельца информационных ресурсов, где данная информация была опубликована, регулирует их права и обязанности.
"В соответствии с Конституцией в Кыргызстане не допускается принятие законов, ограничивающих свободу слова. Последние трагические баткенские события на кыргызско-таджикской границе показали важную роль представителей СМИ. Сплоченность, честное и прозрачное освещение журналистами и блогерами тяжелых событий на различных сайтах местного и зарубежного уровня позволило выиграть нашей стране в грязной информационной войне.
Вместе с тем, действие закона "О защите от недостоверной (ложной) информации", дискриминирующее представителей СМИ и установившее однобокий подход к рассмотрению дел об удалении с сайта, негативно сказывается на демократических ценностях в стране и может нанести урон консолидации общества в целом.
Правоприменительная практика закона свидетельствует о коллизиях и коррупционных составляющих, нарушающих права граждан на справедливое рассмотрение дел об удалении недостоверной (ложной) информации", - говорится в справке-обосновании.
Как пишут авторы законопроекта, всеми правами обладает исключительно заявитель, на основании заявления которого госорган решает вопрос блокирования сайта. Как следствие, противоречия и пробелы в законе "О защите от недостоверной (ложной) информации" нашли свое дальнейшее отражение в подзаконном акте Кабинета министров, отмечается в справке-обосновании.
Например, отсылка в части 3 статьи 3 закона на обжалование решения об удалении сайта в порядке, определяемом Кабинетом министров, привела к тому, что в Порядке обжалования действий владельца сайта или страницы сайта, удаления недостоверной (ложной) информации и приостановления работы сайта или страницы сайта в связи с распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет, утвержденном постановлением Кабинета министров от 8 апреля 2022 года №204, отсутствует принцип состязательности сторон при рассмотрении заявлений о приостановлении работы сайта или страницы сайта в связи с публикацией информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию заявителя.
Всеми правами, по словам авторов законопроекта, наделен только заявитель, при этом лицо или организация, опубликовавшая информацию, вообще не участвует в рассмотрении жалобы на его действия, соответственно не может защитить свои права при рассмотрении жалобы. Лицо, опубликовавшее информацию, обязано исполнить решении Службы либо обжаловать его в судебном порядке. При этом блокировка всего сайта производится сразу после вынесения решения уполномоченным государственным органом. Кроме того, отсутствует какая-либо ответственность за незаконное решение уполномоченного государственного органа, рассказали инициаторы.
Они отмечают, что основные принципы и положения, раскрывающие порядок обжалования решения об удалении сайта - такие как сроки обжалования, права заявителя и владельца сайта, возможность обжаловать решение не только владельцу сайта, но заявителю - должны быть установлены в законе.
Так, проектом предлагается внести изменения в статьи 3 и 4 закона "О защите от недостоверной (ложной) информации", устраняющие противоречия с процедурами рассмотрения заявлений по обжалованию решений государственных органов, уже установленными в законе "об основах административной деятельности и административных процедурах".