В Жогорку Кенеш на обсуждение в профильных комитетах поступили поправки в законы, регулирующие деятельность НКО и государственную регистрацию. В документе прописан статус "иностранного агента".
Изучив проект закона, представители организации "Гражданская платформа" отметили, что инициируемый документ ориентирован на НКО, которые продвигают свободу слова, гражданские и политические права в стране.
Эксперты считают, что документ направлен на:
- изменение процедуры регистрации для некоммерческих организаций;
- введение дополнительной отчетности и контроля со стороны государственных органов;
- внедрение понятия "иностранный представитель";
- установление уголовной ответственности некоммерческим организациям и "иностранным представителям", посягающим на личность и права граждан.
Парламентская инициатива вводит новое понятие "иностранная некоммерческая организация". Однако для осуществления своих полномочий ИНКО регистрируется в Министерстве юстиции и только потом может приступить к своей деятельности. В действующей редакции закона такая норма отсутствует.
Предлагается также введение такого понятия, как иностранный представитель - это некоммерческая организация, созданная и осуществляющая свою деятельность в Кыргызстане, получающая финансы и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций и которая участвует в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории КР.
При этом НКО будет признаваться таковой, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она в том числе помогает деньгами, в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
То есть инициаторы вносят новый правовой статус для некоммерческих организаций как некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного представителя, и организация, осуществляющая вмешательство в политическую деятельность страны.
В соответствии с законопроектом, НКО, получающие финансовые средства от международных организаций, иностранных государств, их государственных органов, иностранных граждан и осуществляющие свою деятельность в КР, подпадают под понятие иностранного представителя.
Соответственно, действия граждан страны, которые выражают свою гражданскую позицию по тем или иным вопросам будут оцениваться как вмешательство в политическую деятельность.
Эта норма противоречит Конституции, а именно статьям 47 и 53, где четко указано, что каждый вправе осуществлять любые действия и деятельность, кроме запрещенных Конституцией и законами.
Помимо того, Основным законом предоставлены права для свободного участия граждан, молодежи страны в политической, социальной, экономической, культурной и других сферах деятельности, а молодежь страны может осуществлять свою деятельность и в некоммерческих организациях.
"Необходимо напомнить, что в соответствии с Конституцией народовластие основывается на принципах принадлежности всей полноты власти народу, защиты прав и свобод человека и гражданина, свободного и реального доступа к управлению делами государства и общества. Соответственно, каждый гражданин страны имеет абсолютное право на формирование собственного мнения посредством проведения акций или мирных митингов касательно всех сфер жизнедеятельности страны, в том числе и государственной политики", - говорят представители "Гражданской платформы".
Они подчеркивают, что инициируемая норма содержит большие риски и нарушает основополагающие права человека и гражданина, которые установлены статьями 8 и 36 Конституции, где прописано, что в Кыргызской Республике могут создаваться общественные объединения для реализации и защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина. Помимо этого, каждый имеет конституционное право на свободу объединения.
Поправками устанавливается дополнительный контроль за НКО в виде:
- проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, проведенной от аудиторской организации Кыргызской Республики или индивидуального аудитора ;
- предоставления государственным органам в сфере государственной регистрации проведенного аудиторского заключения;
- предоставления один раз в полгода документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников;
- раз в полгода предоставлять средствам массовой информации или размещать в интернете отчет о своей деятельности;
- проведения соответствующими государственными органами плановой и внеплановой проверки.
Согласно проекту закона, основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного представителя, будут являться:
- истечение содержащегося в предупреждении уполномоченного органа, ранее вынесенном некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного представителя, срока устранения нарушения;
- поступление в уполномоченный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного представителя, законодательства Кыргызской Республики в сфере ее деятельности;
- наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Правозащитники напомнили, что в соответствии с заключением Венецианской комиссии к аналогичному законопроекту от 2014 года было отмечено, что обязательства в части отчетности, предусмотренные в предлагаемом законопроекте, выглядят слишком обременительными и дорогостоящими, в особенности в свете того, что они могут существенно затруднить деятельность некоммерческой организации.
Для некоммерческих организаций уже существуют требования в отношении отчетности, и Венецианская комиссия и БДИПЧ ОБСЕ не имели возможности обсудить с представителями органов власти КР конкретную необходимость введения дополнительных обязательств в этой части именно для иностранных некоммерческих организаций и некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов. Эти дополнительные обязательства, как кажется, не зависят от конкретной угрозы или признака нарушения закона или прав человека других лиц. Таким образом, они превосходят то, что может считаться "необходимым в демократическом обществе", и в силу этого не соответствуют международным стандартам.
Согласно законодательству, внеплановые проверки проводятся в случаях получения уполномоченным органом сведений о фактах нарушения субъектом предпринимательства требований законодательства КР. В то время как разработчики законопроекта предлагают внедрить плановые и внеплановые проверки для НКО и иностранных представителей без каких-либо оснований.
Законопроектом инициаторы наделяют Государственную регистрационную службу правом:
- запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;
- приостанавливать своим решением на срок не более шести месяцев деятельность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного представителя, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя;
- запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, налоговых органов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
- направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
- проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, установленном уполномоченным органом;
Юристы подчеркнули, что функции надзора являются чрезмерными. Они дают органам власти широкие, буквально неконтролируемые возможности усмотрения при контроле, мониторинге и вмешательстве в деятельность некоммерческих организаций, получающих государственное финансирование.
Читайте по теме Законопроекты о НКО как поиск врагов среди журналистов и правозащитников Эти положения не оправданы в соответствии с международными стандартами права и должны быть исключены.
Эксперты напоминают: защита национальных государственных интересов Кыргызстана первостепенна. Однако рассмотрение НКО и придание ему статуса "иностранного представителя" является ошибочным мнением.
Ранее юристы правовой клиники "Адилет" и правозащитного движения "Бир дуйно Кыргызстан" также заявляли, что принятие скандальных инициатив приведет к ликвидации гражданского сектора. Их замечания проигнорировали.
Напомним, будучи депутатом пятого созыва, Надира Нарматова в соавторстве с Турсунбаем Бакир уулу предлагала аналогичный документ. На 80 процентов он тоже был списан с российского аналога. Проект закона в 2016 году отклонили в третьем чтении члены шестого созыва.