4 июля 2023, 14:00
Источник 24.kg
Комментарии
В Кыргызстане активно развивают цифровое здравоохранение. Сейчас в приоритете первичный уровень, чтобы у людей на местах был доступ к качественным медицинским услугам, на очереди стационары. О реализации проектов в этой сфере 24.kg рассказал заместитель министра здравоохранения по цифровому развитию Бакыт Джангазиев.
- Первое, что вызывает недовольство посетителей, - это нескончаемые очереди. Когда автоматизируют процесс?
- Порядок в очередях зависит от нескольких факторов. Во-первых, от цифровых навыков и компетенций самого населения.
Инструмент электронной записи в центрах семейной медицины (ЦСМ) уже есть, но им пользуются всего около 30 процентов пациентов. Второе - инфраструктурная часть. Мы начали активную работу с поставщиками платежных терминалов, чтобы они предусмотрели функцию записи к врачу, а также оплаты платных медуслуг, к примеру, в лабораторию.
Читайте по теме Идите по месту жительства! Как сменить поликлинику без прописки Несколько партнеров уже изъявили желание сотрудничать в этом направлении и в реализации других социальных проектов. Первые результаты, думаю, сможем показать к осени. При этом оставим все возможные пути записи - онлайн и через регистратуру. Но пациенту все равно нужно будет подойти к терминалу и получить свой цифровой талон. Если записываться заранее онлайн, то по ПИН терминал выдаст забронированное время.
В 2018 году в некоторых поликлиниках терминалы уже внедряли. Но тогда, к сожалению, проект не получил устойчивости. Учитывая прошлые уроки, приложим все усилия, чтобы проект функционировал на постоянной основе и стал неотъемлемой частью цифрового здравоохранения.
- Огромные очереди на третичном уровне приводят к скандалам. Причем у многих посетителей есть направление.
- Вопрос в том, действительно ли всем пациентам необходимо обращаться за помощью на третичный уровень. Насколько обоснованы эти направления? Цифровизация позволит проанализировать ситуацию на местах, возможно, там не хватает компетентных специалистов или оборудования.
В рамках цифровой амбулаторной карты мы приступаем к оцифровке системы направлений. Она будет фиксировать, каких пациентов и куда направляют врачи. Станет понятно, нужно ли было отправлять человека именно на третичный уровень или можно было решить все на месте либо при помощи областных больниц.
Читайте по теме В Джальской больнице нашли способ борьбы с очередями В рамках правительственных акселераторов Минздрав упрощает процедуру установления факта инвалидности. Хотим, чтобы документы отправляли в медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК) без участия человека. Какие проблемы мы уже видим? Необоснованные направления, когда пациенту не полагаются некоторые исследования согласно его основному заболеванию. А во-вторых, бюрократия. Пациенту приходится ездить в разные учреждения или возвращаться при нехватке каких-то справок.
Кроме того, представители МСЭК жаловались на неразборчивый почерк врачей и отправляли за уточнением. Но это не проблема пациента, а двух госорганов. Цифровизация поможет навести определенный порядок.
Мы работаем в рамках целевой модели развития цифрового здравоохранения на 2022-2024 годы "Санарип MED".
- В чем выигрывает пациент, имея цифровую амбулаторную карту?
- Он получает доступ к своим личным медицинским данным. Когда мы только начинали работать над цифровизацией, столкнулись с парадигмой, что вся медицинская документация является только собственностью организаций здравоохранения. Хотя по законодательству каждый пациент имеет право знать о своем здоровье. Мы даем сервис, чтобы люди не обращались в организации здравоохранения только за результатами полученных медицинских услуг, к примеру, лабораторных анализов.
На госпортале "Тундук" и в одноименном приложении опубликован цифровой профиль здоровья каждого кыргызстанца. Для доступа нужна облачная электронная цифровая подпись.
По своему ПИН человек может увидеть, где он приписан, данные о лабораторных исследованиях, госпитализации, визитах в поликлиники, статусе застрахованности, полученных прививках, льготах. В 2022-м запускали систему по цифровым больничным листам, теперь они тоже будут попадать в профиль, а в ближайшем будущем оцифрованные справки 083 (для получения водительского удостоверения), выписки из историй болезни и другое.
Таким образом, хотим уйти от бумаги. Анализ системы вакцинации от COVID-19 показал: только на бумаге сэкономили около 10 миллионов сомов по всей стране. Люди пользовались цифровыми сертификатами.
Ежегодно гослаборатории проводят 20 миллионов исследований. Если посчитать себестоимость распечатки результатов по 3 сома, то уже можно сэкономить 60 миллионов. Также можно автоматизировать передачу оповещений из роддомов и скорой помощи на первичный уровень. К примеру, к человеку приехала "103", оказала ему помощь и уехала, заполнив сигнальный лист для семейного врача. Дальнейший патронаж за ЦСМ. Важно не просто передать оповещение, но и отслеживать, дошел ли сигнал и сходил ли врач к больному.
- Есть ли риски разглашения диагноза при цифровизации?
- Говорить, что рисков нет, -это лукавство. Но мы делаем все, чтобы их избежать. Доступ выдается только тем, у кого есть облачная электронная цифровая подпись. Необходимо пройти идентификацию и двухфакторную аутентификацию, то есть защита есть. Определенные диагнозы скрыты от врачей. К примеру, ВИЧ и психические расстройства. О них будут знать только те врачи, которые имеют отношение к лечению этих заболеваний.
Читайте по теме В КР появится единая сеть цифровых медизображений. К ней подключают облбольницы - Персонал медучреждений готов к цифровизации?
- Мы должны выбирать: ничего не делать либо делать, но с определенными рисками. Навыки и компетенции как пациентов, так и медперсонала, - один из вызовов, но мы должны к этому прийти. Разрабатываем специальные обучающие модули, чтобы врачи научились пользоваться техникой.
- На первичке трудится много пенсионеров. Не напугает их цифровизация, не подтолкнет к увольнению?
- Однозначно нет. В своей практике я еще не видел, чтобы люди только из-за этого увольнялись.
Мы не проводим агрессивную оцифровку, а делаем все постепенно.
Бакыт Джангазиев В ковидное время записи о вакцинации тоже проводили пенсионеры и вполне с этим справились. Все пенсионеры активно пользуются мессенджерами и соцсетями, а наши системы настолько легкие и удобные, что справится каждый. В цифровой амбулаторной карте мы заложили постоянные наборы данных, врач делает минимум записей, все остальное просто выбирает из предложенных вариантов.
- Сокращает ли цифровизация время приема больных?
- Это станет понятно позже. Сейчас на прием отводится 20 минут. За 10 дней в четырех поликлиниках создано уже 3 тысячи записей. Это достаточно неплохой показатель. Врачи интересуются, пробуют, делают. Пилот запустили в Бишкеке, далее министр поручила начать с отдаленных районов, скоро будем работать в Баткене, Джалал-Абаде и так далее.
Читайте по теме Кабмин хочет упростить регистрацию лекарств. Разработан новый законопроект - Техника, интернет там есть?
- В большинстве своем да. Интернет есть в каждой больнице, но вопрос, есть ли он в каждом кабинете. Издан приказ МЗ КР о том, что на стандартном рабочем месте врача должен быть компьютер с доступом в Сеть. Теперь задача руководителя по Трудовому кодексу создать надлежащие условия труда. Приобретать технику организации здравоохранения могут за счет сэкономленных и спецсредств. Знаю руководителей, которые за счет экономии купили современное рентген-оборудование, компьютеры, планшеты и другое. Есть, конечно, и обратные примеры, когда ждут, что им привезут все необходимое.
- Готовы ли паспорта организаций здравоохранения и что это вам дает?
- Во время пандемии COVID-19 у нас не было точного понимания числа врачей по специальностям в каждой больнице. А сейчас мы знаем кадровый состав, количество зданий, отделений, коек. Это внутренняя информация, но агрегированные данные и так публикуются на сайте Нацстаткома. Теперь проводим ревизию медоборудования, и тогда паспорт будет окончательно готов.
Цифровизация - это не просто сбор данных, она помогает увидеть проблемы и разработать управленческие решения. К примеру, задача профиля здоровья - не просто предоставить пациенту доступ к его данным, а понимать, похоже ли по состоянию здоровья население разных областей КР. Возможно, в каких-то регионах актуальны другие заболевания, и тогда нужно работать над этим.