30 сентября 2023, 15:28
Источник 24.kg
Комментарии
КНР отложила на неопределенный срок строительство железнодорожной линии Китай - Кыргызстан - Узбекистан, которое должно было начаться осенью этого года. Об этом сообщает издание Silk Road Briefing.
"Проект готов, но Пекин, Бишкек и Ташкент пока не могут договориться насчет денег, точнее, доли финансирования. Это может затянуться надолго. У Кыргызстана и Узбекистана нет денег для финансирования проекта. КНР могла бы построить все сама, но железная дорога не является приоритетным направлением. Она не предназначена для поставок товаров в Европу, так как там уже ходят поезда по Транссибирской магистрали и маршруту Достык (Казахстан) - Оренбург - Брест с объемом перевозок около 600 тысяч тонн в год", - отметил генеральный секретарь Международного координационного совета по трансевразийским перевозкам Геннадий Бессонов.
Он добавил, что сейчас во всех республиках Центральной Азии идет активное обсуждение транспортных проектов, все хотят стать грузовым хабом, но все упирается в деньги.
Глава НИИ "Сейсмостойкое строительство" КИСИ имени Н.Исанова Райымкул Мендекеев заявил, что проект ветки не в интересах Москвы и Астаны. Он также считает, что проекту мешают политические причины.
"Железной дороги у нас нет, мы возим грузы через Казахстан. Им это выгодно. Им выгодно, чтобы мы были экономически зависимы от них. Говоря откровенно, они не хотят, чтобы у нас была своя железная дорога, которая принесет нам экономическую пользу и развитие", - отметил Райымкул Мендекеев.
Будущая ветка должна соединить железнодорожные сети Китая и Узбекистана через Кыргызстан, а затем через Туркменистан, Иран и Турцию выйти в Европу. Маршрут длиной 454 километра проходит от китайского Кашгара через Торугарт, Нарын и Джалал-Абад до узбекской границы.
Стоимость проекта - $1,34 миллиарда. Поскольку у Кыргызстана нет собственных источников финансирования данной магистрали, предполагается, что строительство будет вестись на деньги КНР.
По условиям межправительственных соглашений строительством должна заняться China National Machinery Import & Export Corporation.
По предварительным оценкам, Кыргызстан будет получать около $200 миллионов ежегодно от транзита товаров через свою территорию.
Как подчеркивает издание, КР остро нуждается в таком проекте, однако не в состоянии оценить все связанные с ним риски.
"Правительство Кыргызстана, по сути, разорено. Из общей суммы внешнего долга Бишкека в размере $4,8 миллиарда не менее $1,8 миллиарда республика должна Эксимбанку Китая. В Пекине же все более настороженно относятся к предоставлению новых многомиллиардных кредитов на инфраструктурные проекты в Центральной Азии", - говорится в материале.