2020 год президент Кыргызстана объявил годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей

33 депутата предложили ужесточить наказание за семейное, сексуальное, гендерное насилие и ала качуу

 

Фотографии: akipress.kg

30 ноября -0001, 0:00       Источник akipress.kg       Комментарии

33 депутата парламента выступили инициаторами законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере охраны и защиты от семейного, сексуального и гендерного насилия", сообщила депутат Динара Ашимова ("Ыйман Нуру") 3 октября на заседании Комитета Жогорку Кенеша по конституционному законодательству.
По ее словам, законопроект разработан в целях оказания комплексной помощи женщинам и девочкам, подвергшимся сексуальному, гендерному, семейному насилию, устранению безнаказанности лиц, совершивших насилие, также направлен на обеспечение доступа к правосудию пострадавшим от преступного посягательства, обеспечение прав и законных интересов потерпевших, а также повышение эффективности деятельности должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу и делу о правонарушениях в части сексуального, семейного насилия.
Законопроектом предлагается внести изменения в более 10 законов: в отдельные положения Уголовного кодекса, Кодекса о правонарушениях, Уголовно-процессуального кодекса, закона "Об охране и защите от семейного насилия", Семейного кодекса, Жилищного кодекса, Уголовно-исполнительного кодекса, Кодекса о неналоговых доходах, закона "О пробации", закона "О судах аксакалов", закона "Об органах внутренних дел", закона "Об органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы", касающиеся защиты, обеспечения прав и законных интересов потерпевших, в особенности жертв семейного, гендерного и сексуального насилия.
Комитет ЖК рассмотрел и одобрил в первом чтении законопроект и направил на рассмотрение Комитета ЖК по правопорядку.
Что предлагается?
Уголовный кодекс:
1.1. Институт примирения сторон.
Законопроектом исключается возможность примирения по части 1 статьи 154 (Изнасилование) и части 1 статьи 155 (Насильственные действия сексуального характера) УК. Также четко указываются преступления (статьи 173, 175 УК), по которым примирение невозможно в виду того, что потерпевшей по данным преступлениям является ребенок.
1.2. Назначение пробационного надзора.
Законопроектом в целях защиты потерпевших вносятся ограничения для назначения пробационного надзора по следующим преступлениям: ч.1 ст.154, ч.1 ст.155, ч.1 ст.156, ст.157, 158, 172, 173 УК.
1.3. Причинение тяжкого вреда здоровью (Статья 130 УК).
Признаками тяжести вреда, причиненного здоровью человека, являются:
- вред, опасный для жизни человека;
- потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
- психическая болезнь или иное расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну треть;
- заведомо полная утрата профессиональной трудоспособности;
- неизгладимое обезображение лица.
При этом такой квалифицирующий признак, как прерывание беременности не относится к тяжкому вреду. Хотя по всем медицинским критериям прерывание беременности расценивается, как тяжкий вред здоровью. Законопроектом вносятся соответствующие изменения.
Также вносятся изменения в часть 2 данной статьи, касающиеся приравнивания члена семьи и приравненного к нему лица. Исключается квалифицирующий признак "с изнасилованием или насильственным удовлетворением половой страсти в иных формах", в целях приведения в соответствие статьи 130 и 154 УК.
1.4. Понуждение к действиям сексуального характера (Статья 156 УК)
В целях исключения коррупционных рисков в части 1 статьи 156 УК пересмотрена санкция статьи в части лишения свободы, исключив широкий предел в санкции лишения свободы от 6 месяцев до 5 лет.
1.5. Похищение лица с целью вступления в брак (Статья 172 УК)
По Уголовному кодексу (2017 г.) в диспозиции данной статьи было указано - "Похищение лица с целью вступления в брак вопреки воле". То есть деяние становилось уголовно-наказуемым тогда, когда было установлено, что девушка была похищена вопреки ее воле. Сейчас же в действующем УК данного признака нет, и любой факт похищения девушки для вступления в брак должен быть уголовно наказуемым. Даже если между девушкой и парнем была достигнута договоренность о том, чтобы он, соблюдая обычаи "украл" ее, они любят друг друга, и девушка согласна на вступление в брак молодой человек, укравший девушку, должен быть в обязательном порядке привлечен к уголовной ответственности. В связи с этим, законопроектом предлагается дополнить диспозицию статьи словами "вопреки ее воле".
1.6. Семейное насилие (статья 177 УК)
Семейное насилие в законодательстве установлено в двух видах: семейное насилие как правонарушение и семейное насилие как преступление. Диспозиция данной статьи на практике вызывает определенные вопросы и нуждается в корректировки и четкому разграничению с диспозицией, содержащейся в Кодексе о правонарушениях. Кроме этого, диспозиция ст.177 УК может войти в противоречие со статьями 189, 195 УК. Наказание за уголовное семейное насилие содержит широкое судебное усмотрение. За совершение семейного насилия один суд может назначить исправительные работы на 2 месяца, а другой лишение свободы на 5 лет. Кроме этого, такой широкий предел в санкции лишения свободы от 6 месяцев до 5 лет, также не будет способствовать единой судебной практике и содержит в себе огромные коррупционные риски. Законопроектом предлагается корректировка норм как Уголовного кодекса, так и Кодекса о правонарушениях КР, с четким юридическим изложением диспозиций статей "Семейное насилие" и санкций к ним. Приводится в соответствие между собой УК, УПК и закон "Об охране и защите от семейного насилия".
Кодекс о правонарушениях:
1.7. Побои (статья 56 КоП), Умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 57 КоП)
Данные статьи применяется в случаях, когда посторонний человек наносит жертве побои или причиняет легкий вред здоровью. Если же это касается члена семьи или лица, приравненного к члену семьи, то за такие действия он будет привлечен по статье 70 КоП.
Как видно, санкции статей 56, 57 КоП мягче, чем санкция статьи семейное насилие (нет ареста), хотя действия совершаются одни и те же.
Законопроектом предлагаются санкции в трех составах правонарушений (статьи 56, 57 и 70 КоП) сделать одинаковыми.
1.8. Семейное насилие (статья 70 КоП).
Основная проблема по данной статье отсутствие четко определенного состава правонарушения. Отсутствует юридическая определенность изложения диспозиции статьи. Такая широкая формулировка в большей части относится к общему социальному понятию семейного насилия. Законопроектом предлагается четко прописанная диспозиция состава правонарушения.
1.9. Уклонение лица, совершившего семейное насилие, от прохождения коррекционной программы (статья 72 КоП)
Как видно из санкции данной статьи за совершение данного правонарушения предусматриваются взыскания в виде предупреждения либо привлечение к общественным работам на 40 часов. Такая альтернатива предупреждение или общественные работы по данной статье не сопоставима, и в процессе правоприменения может привести к большим коррупционным рискам. Законопроектом предлагается исключить из санкции статьи 72 такой вид взыскания, как предупреждение.
1.10. Коррекционные программы
В целях надлежащего применения коррекционных программ по изменению насильственного поведения законопроектом предлагается новый подход к назначению, проведению и контролю за прохождением коррекционных программ. Проведение коррекционных программ предлагается возложить на орган пробации.
1.11. Мелкое хулиганство (статья 126 КоП)
Одним из признаков мелкого хулиганства в КоП является оскорбительное приставание к гражданам. Четкого термина "оскорбительное приставание" кодекс не содержит, это оценочное понятие. При квалификации действий, как мелкого хулиганства по признаку "оскорбительное приставание" может вызвать большие сложности у сотрудников органов внутренних дел и суда. В связи с этим законопроектом предлагается дать четкую формулировку данному признаку.
2. Уголовно-процессуальный кодекс
2.1. В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления в законопроекте предлагается следующий порядок возбуждения уголовного дела и примирения между потерпевшим и подозреваемым:
- по преступлениям небольшой тяжести уголовные дела возбуждаются по заявлению потерпевшей, за исключением случаев, когда преступление затрагивает интересы: 1) общества и государства; 2) потерпевшего ребенка, а также находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы;
- по менее тяжким, тяжким и особо тяжким преступлениям уголовные дела возбуждаются независимо от воли и желания потерпевшей;
- по преступлениям небольшой тяжести и менее тяжким преступлениям допускается прекращение уголовного дела на основании соглашения о примирении между потерпевшим и подозреваемым, в установленном в УПК порядке.
Государство должно преследовать лиц, совершивших общественно-опасные деяния независимо от воли потерпевшей, и освободить от уголовной ответственности, если потерпевшая добровольно примирилась с подозреваемым, в установленном УПК порядке.
2.2. Проектом предлагается новая редакция ст. 27 УПК, предусмотрев в части первой данной статьи перечень оснований отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения уголовного дела, а в части второй - основания прекращения уголовного преследования подозреваемого (обвиняемого).
Такая необходимость была вызвана тем, что по некоторым обстоятельствам, исключающим уголовное судопроизводство может быть только прекращение уголовного преследования подозреваемого (обвиняемого), т.е. эти основания не служат основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, например: в отношении подозреваемого, обвиняемого в связи с примирением с потерпевшим; в отношении лица, добровольно отказавшегося от доведения преступления до конца; при отказе стороны обвинения во время судебного разбирательства от поддержания обвинения. Эти обстоятельства, исключающие уголовное судопроизводство могут быть установлены только в ходе его производства, в стадиях досудебного и судебного производства.
Перечень реабилитирующих оснований, я также условия и порядок реабилитации лица регламентируются специальной главой общей части УПК - Глава 17 "Производство по возмещению ущерба, причиненного незаконными действиями суда и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство". Поэтому из статьи 27 УПК исключена повторяющая норма Общей части Кодекса.
2.3. В целях предоставления возможности потерпевшему самостоятельно защищать свои права и интересы в уголовном судопроизводстве, в статье 40 УПК, регламентирующей процессуальный статус потерпевшего, предлагается внести соответствующие изменения.
Предлагается жертву преступления признать потерпевшим со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями с начала досудебного производства, т.е. с момента регистрации его заявления о преступлении в ЕРП.
По различным причинам жертвы гендерного и сексуального насилия отказываются писать заявление о совершенном преступлении и признании ее в качестве потерпевшей, то в таких случаях предлагается привлекать к участию в деле таких лиц в качестве свидетеля.
Предлагается часть 4 статьи 40 УПК дополнить правами потерпевшего, которые вытекают из смысла некоторых положений Общей и Особенной частей УПК.
2.4. Поправки в статью 41 УПК обусловлены устранением противоречий, которые имеются в нормах УПК о частном обвинителе. Предлагается наделить потерпевшего правом самостоятельно поддерживать обвинение в суде в качестве частного обвинителя, когда прокурор по различным причинам отказался от поддержания обвинения.
2.5. В подавляющем большинстве случаев потерпевшие вынуждены нанимать адвокатов, поскольку их услуги крайне важны для отстаивания своих прав и интересов. При этом, адвокат, оказывающий квалифицированную юридическую помощь в качестве представителя, не может иметь таких же прав и обязанностей, что и потерпевший, как это указано в часть 3 статью 42 действующей редакции УПК. Вместо этого предлагается выделить отдельным пунктом - адвокат-представитель в уголовном процессе имеет такие же полномочия как адвокат подозреваемого. Кроме того, вносится уточнение в часть 2 указанной статьи по поводу того, что представитель потерпевшего имеет те же процессуальные права, что и потерпевший, кроме тех процессуальных прав, реализация которых осуществляется непосредственно потерпевшим и не может быть поручена представителю.
2.6. В отдельной статье УПК предлагается определить права и обязанности законного представителя потерпевшего, предусмотрев также правовые последствия в случае совершения им действий, не отвечающих интересам представляемого. Например, на практике встречаются случаи, когда законный представитель несовершеннолетнего в свою выгоду, злоупотребив своими процессуальными правами заключает соглашение о примирении с подозреваемым, совершившим насильственное преступление в отношении ребенка.
В действующей редакции УПК законный представитель потерпевшего указан в нормах о законном представителе подозреваемого и его участие в деле определено главой 54, что противоречит правовой природе потерпевшего, как участника процесса со стороны обвинения.
2.7. Применение меры в виде запрета на приближение вызвано необходимостью обеспечения безопасности, потерпевшей и иных лиц по делам, связанных с семейным насилием и по другим насильственным преступлениям. Как показал анализ правоприменительной практики, данная мера почти не применяется на практике. Одной из причин такого положения - несовершенство процессуального законодательства, а именно статье 122 УПК.
Законопроектом предлагается новая редакция статьи 122 УПК "Запрет на приближение", в которой детально регламентировать основания, условия и порядок применения меры обеспечения личной безопасности в виде запрета на приближение.
Запрет на приближение - это процессуальная мера, применяемая в ходе уголовного судопроизводства по ходатайству потерпевшей и в отношении подозреваемого. В этом и состоит ее отличие от временного охранного ордера, которое применяется уполномоченными сотрудниками ОВД в отношении лиц, совершивших семейное насилие в случаях, когда деяние является не уголовно-наказуемым.
2.8. В нормах уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих производство доследственной проверки много неясностей и противоречий, поэтому наибольшее число нарушений прав потерпевших и других участников процесса приходится на данный начальный этап досудебного производства.
Например, непонятна логика законодателя, почему на стадии доследственной проверки жертва от семейного насилия или от другого преступления, у которой имеются явные признаками насилия, т.е. видимые признаки телесного повреждения либо подозреваемый, застигнутый при совершении преступления или непосредственно после его совершения допрашиваться в качестве свидетеля? Почему на этой стадии допускается производство осмотра места происшествия, а имеющие аналогичные процедуры проведения, а именно, осмотр предметов (вещественных доказательств) или освидетельствование для обнаружения на теле пострадавшей телесных повреждений - не допускается? Почему следователь не вправе провести неотложный обыск либо специальные следственные действия - получить информацию о соединениях между абонентами и о местоположении абонента, например, при рассмотрении заявление об "ала-качуу"?
Согласно пункту 22 статьи 5 УПК, лицо считается задержанным подозреваемым с момента его фактического лишения или ограничения свободы. Однако, на практике сотрудниками милиции фактически задержанные лица, застигнутые при совершении преступления или непосредственно после его совершения, после их доставления в орган следствия через определенное время отпускаются, т.к. на стадии доследственной проверки задержание подозреваемого не допускается, что является нарушением части 4 статьи 59 Конституции КР, согласно которой каждое задержанное лицо незамедлительно до истечения 48 часов с момента задержания должно быть доставлено в суд для решения вопроса о законности и обоснованности его задержания.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьях 144 и 153 УПК, в которых следует предусмотреть:
- начало и завершение стадии доследственной проверки и следствия;
- право следователя, прокурора производить на стадии доследственной проверки все виды осмотра, освидетельствование, допрос потерпевшего, задержание подозреваемого;
- обязанность следователя, прокурора разъяснять права и обязанности лицам, участвующим в производстве доследственной проверки и обеспечить возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) должностных лиц органа следствия и органа дознания;
- обязанность следователя, прокурора предупреждать участников доследственной проверки о неразглашении данных досудебного производства и при необходимости принимать меры по обеспечению безопасности участников доследственной проверки;
- положение о том, что полученные в ходе доследственной проверки сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статьи 80 УПК.
2.9. Согласно статье 154 УПК, заявитель вправе обжаловать решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела.
При этом, если прокурор или следственный судья, рассмотрев жалобу заявителя, признает постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, то прокурор, вправе отменив постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела направить материалы для производства дополнительной проверки.
В таких случаях, общий срок рассмотрения заявления о преступлении может продлиться до 40 суток. Данное полномочие прокурора следует признать фактором, ограничивающим доступ пострадавшей к правосудию.
Если прокурор или следственный судья признает жалобу потерпевшей обоснованной, а постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, то это автоматически должно означать возбуждение уголовного дела.
2.10. Установленный в УПК запрет на разглашение данных досудебного производства имеет цель защиты, как важных публичных интересов, так и частных интересов. К частным интересам относятся защита охраняемых законом тайн, чести, достоинства и деловой репутации потерпевшего, и других участников уголовного процесса, а также их безопасность. Данный вопрос является особо чувствительным по делам гендерного и сексуального насилия.
В решении Конституционного суда КР от 8 июня 2022 года отмечается, что нормы статьи 167 УПК не отвечают принципу правовой определенности и не содержат перечня сведений, которые могут быть преданы гласности, если их разглашение не противоречит интересам следствия и не нарушает прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Предлагаемая редакция статьи 167 УПК охватывает вопросы, связанные с неразглашением сведений, составляющих тайну досудебного производства с учетом соотношения с интересами досудебного производства и правами, и законными интересами участников уголовного судопроизводства.
Таким образом, соблюдение требований о запрете на разглашение сведений досудебного производства должно распространяться и на стадию доследственной проверки.
2.11. В статье 162 УПК установлен срок следствия - по делам о преступлениях небольшой тяжести - 1 месяц, а по всем остальным делам - 2 месяца со дня возбуждения уголовного дела. Согласно пункту 3 статьи 246 УПК, следствие приостанавливается в связи с неустановлением (не раскрытием) лица, совершившего преступления, если истек срок следствия. При этом, орган следствия обязан продолжить принимать меры к установлению подозреваемого, в т.ч. проводить следственные действия.
Законопроектом предлагается предоставить органам следствия право проводить не только следственные действия, но и специальные следственные действия, которые, прежде всего, направлены на раскрытие преступлений. Бесспорно, предоставление органам следствия процессуальных возможностей позволить эффективно раскрывать, изобличать и привлекать лиц, совершивших преступления, что отвечает интересам потерпевших.
2.12. В целях совершенствования процедуры соглашения о примирении между потерпевшим и подозреваемым, увеличив процессуальные гарантии защиты прав и законных интересов потерпевших вноситься изменения и дополнения в главу 58 УПК.
Так, предлагается предусмотреть, что соглашение о примирении по преступлениям, связанных с семейным насилием, может быть заключено только по ходатайству потерпевшего, его представителя или законного представителя.
Если действия законного представителя противоречат интересам лица, интересы которого он представляет, по решению следователя, суда такой законный представитель заменяется другим из числа лиц, определенных в статье 421 УПК.
В действующей редакции статьи 507 УПК соглашение о примирении сторон является беспрекословным основанием прекращении уголовного дела, т.е. данной нормой не предусмотрена обязанность следователя, суда проверять обстоятельства заключения данного соглашения. Однако на практике нередки случаи, когда примирение со стороны потерпевшей не является добровольным и может быть следствием применения насилия, принуждения, угроз или следствием обещаний, обмана и др.
В связи с этим предлагается предусмотреть право следователя и суда проводить в общем порядке досудебное производство или судебное разбирательство в случае несоблюдения условий соглашения о примирении сторон, в т.ч. если нарушаются права и законные интересы потерпевшего или других лиц.
Кроме того, по делам о семейном насилии прекращение уголовного дела в отношении подозреваемого возможно только после прохождения им коррекционной программы в порядке, установленном Кабинетом Министров КР.
3. Нормативным правовым актом, устанавливающим основы противодействия семейному насилию в Кыргызской Республике, является закон "Об охране и защите от семейного насилия", принятый в 2017 году взамен ранее действовавшего закона "О социально-правовой защите от насилия в семье". В законе 2017 года впервые была предпринята попытка выстраивания системы взаимодействия разных государственных и негосударственных структур для работы не только с последствиями семейного насилия и привлечением виновного к ответственности, но и, прежде всего, его профилактикой. Закон предусмотрел участие 17 субъектов охраны и защиты от семейного насилия, определил порядок межведомственной координации между ними по разным направлениям, установил возможность выдачи временного охранного ордера по факту семейного насилия независимо от обращения жертвы, впервые ввел институт коррекционных программ для виновников насилия, предусмотрел систему помощи пострадавшим. Нормы закона "Об охране и защите от семейного насилия" получили материально-правовую и процессуальную поддержку и в уголовном законодательстве, где в Уголовном, Уголовно-процессуальном кодексах и Кодексе о правонарушениях были заложены меры и порядок привлечения виновного к ответственности.
Большое количество пострадавших не подпадают под действие закона "Об охране и защите от семейного насилия" ввиду отсутствия на момент совершения семейного насилия факта совместного проживания с виновным, тогда как насилие носит продолжающийся характер. С другой стороны, и не все виды насильственного поведения в отношении членов семьи и приравненных к ним лиц (к примеру, преследования, принуждение и др.) могут быть квалифицированы как "семейное насилие".
Ряд проблем возникает в части участия субъектов охраны и защиты от семейного насилия. Так, не используется в достаточной мере потенциал таких органов как органы пробации и органы исполнения наказаний, чья роль в обеспечении прохождения виновным коррекционных программ могла бы служить делу повышения эффективности предотвращения дальнейшего насильственного поведения.
Отсутствие в законе "Об охране и защите от семейного насилия" определений понятий "межведомственное взаимодействие", "координация деятельности субъектов по охране и защите от семейного насилия", сроков для реализации субъектами отдельных полномочий и др. затрудняет его применение и как следствие защиту пострадавших.
В предлагаемом законопроекте уточнены и пересмотрены используемые понятия, его действие распространено на более широкий круг лиц, предложены более совершенные механизмы для действия временного охранного ордера и судебной защиты пострадавших, расширен круг субъектов межведомственной координации, внесены изменения в Жилищный и Семейный кодексы, Кодекс о неналоговых доходах, создающие препятствия к защите пострадавших. Таким образом, принятие законопроекта будет иметь позитивные гендерные последствия, считают авторы законопроекта.

Ссылка на новость:
https://for.kg/news-823501-ru.html

Читайте также

Депутатам Жогорку Кенеша показали, что производят компании "Кыргызиндустрии"

Закон о клевете. Депутат считает сумму штрафов неподъемной для граждан

Минэкономики Кыргызстана предложило поднять минимальные цены на табачные изделия

Штрафовать за клевету в 100 тысяч сомов предложила администрация президента

Ушел из жизни депутат легендарного парламента Бегиш Аматов

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru