4 октября 2023, 10:00
Источник 24.kg
Комментарии
Вслед за Китаем и США Германия как одна из ведущих стран Евросоюза провела саммит с участием лидеров государств Центральной Азии в формате "5+1".
Ключевым стало заявление президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Он подчеркнул: РК будет следовать санкционному режиму в отношении России, и у Берлина не должно быть опасений на этот счет.
Читайте по теме Три сферы в Кыргызстане обозначил вице-канцлер ФРГ, которые могут быть интересны Коллеги казахского президента по региону от подобных высказываний воздержались. Во всяком случае пока. Эксперты объясняют это тем, что в Бишкеке, Душанбе, Ташкенте и Ашхабаде еще не готовы к столь резкому развороту от России и прорабатывают линию поведения, исходя из национальных интересов. Плюс из всех государств ЦА наиболее тесные экономические связи с ЕС именно у Казахстана. В Астане Германию называют партнером № 1 в Европе.
Между тем зарубежные СМИ обратили внимание, что сейчас оптимальное время для укрепления отношений Запада со странами региона.
Это деловой подход
Берлин к странам Центральной Азии интерес проявляет давно. В 2007 году в ЕС председательствовала Германия и по инициативе канцлера Ангелы Меркель принята Центральноазиатская стратегия Евросоюза. Но, отмечают аналитики, большого политического ажиотажа она не вызвала. Поскольку многие рассматривали документ как очередную формальность. Что касается бизнес-отношений, то они развивались своим чередом, без привязки к политическому вектору.
По-настоящему важной с политической точки зрения Центральная Азия стала для Берлина только после начала войны в Украине. Эта тема затрагивалась и на двусторонних германо-казахстанских переговорах, и в рамках саммита "С5+1".
Эксперты напоминают, что Германия занимает второе после США место по объему военной помощи Украине. В этих условиях ФРГ заинтересована в создании как можно более широкой международной коалиции стран, осуждающих Россию и поддерживающих политику санкций против нее.
Читайте по теме Президент Германии встретился с главами стран Центральной Азии Для Берлина принципиально важно не столько публичное осуждение центральноазиатскими лидерами войны России против Украины, сколько то, что они говорят за закрытыми дверями.
Несмотря на то что в Берлине, Лондоне, Париже и Вашингтоне прекрасно понимают, что страны Центральной Азии тесно связаны с Россией, зависят от нее, закрывать глаза на, как пишет DW, "аномальный рост, с одной стороны, немецкого товарооборота со странами Центральной Азии, с другой - этих стран с Россией", не собираются.
По сути, речь об обходе санкционного режима и это категорически не устраивает ни Германию, ни Евросоюз в целом. Поэтому победой ФРГ на прошедшем саммите можно считать то, что удалось добиться от Казахстана и его президента готовности сотрудничать с ФРГ по вопросу перекрытия каналов обхода ограничений.
Это закреплено и в итоговой декларации саммита, в которой лидеры стран подчеркнули важность "дальнейших усилий по предотвращению обхода санкций".
Германия заинтересована в центральноазиатском сырье, в частности редкоземельных металлах, в будущем - в поставках зеленого водорода, например, по трубопроводу через Каспийское море, а в ближайшей перспективе - нефти.
Отсюда и такой интерес к Казахстану, намеривающемуся увеличить поставки на нефтеперерабатывающий завод PCK Raffinerie в восточногерманском Шведте по нефтепроводу "Дружба".
Не в накладе
Касым-Жомарт Токаев вернулся из Берлина с солидным пакетом предложений. Другие президенты похвастаться столь перспективными договоренностями пока не могут.
В частности, Садыру Жапарову удалось заинтересовать только компанию Knauf.
Но эксперты просят не забегать вперед, называя форум в Берлине для Бишкека провальным. Политолог Наргиза Мураталиева признает: да, некоторые саммиты остаются для Кыргызстана декларацией намерений, носят формальный характер и итоги последнего скромные. Но если говорить о Германии, то необходимо понимать, что страны ЦА представляют разную значимость и "весовую категорию".
"Кыргызстан как часть региона, безусловно, важен для Германии, но в аспекте торговых отношений занимает не самое главное место - если товарооборот с Казахстаном в прошлом году составил около $2,5 миллиарда, то с Кыргызстаном - всего лишь $180 миллионов. Казахстан также является одним из четырех основных государств, снабжающих Германию нефтью. С точки зрения энергоресурсов мы мало что можем предложить. В аспекте транспортных маршрутов и инфраструктуры мы опять-таки находимся в слабой позиции", - подчеркнула Наргиза Мураталиева.
Кроме этого, Кыргызстан не в полной мере использует статус ВСП+, что говорит о нереализованном экономическом потенциале между нашими странами.
Наргиза Мураталиева Она добавила, что активность проявляется в аспекте мягкой силы Германии и образовательных проектов, но и здесь Кыргызстан рискует потерять проекты с учетом нарастающих авторитарных тенденций.
С такой точкой зрения отчасти согласен и эксперт Тамерлан Ибраимов. Он напомнил: в экономическом плане Кыргызстан никогда особо и не был интересен. Нефти и газа нет, металлов нет, объем рынка небольшой.
"Основной задачей этой встречи было налаживание политического сотрудничества в свете быстроменяющегося геополитического ландшафта в евразийском регионе. Кроме того, если посмотреть на соглашения, которые немцы подписали с казахами, все они связаны с разработкой природных ископаемых и их переработкой. В Кыргызстане база полезных ископаемых не такая и многого, что интересует Германию, у нас нет. Поэтому то, что Кыргызстан не подписал каких-то знаковых экономических соглашений, вовсе не является признаком провала", - считает аналитик.
В целом эксперты называют эту встречу первым шагом, попыткой, выстраивать отношения между Германией, а в ее лице и всей Европой, и странами Центральной Азии на новом уровне.
А знаете, все еще будет
Руководитель Центра европейских исследований Международного научно-исследовательского института при Университете мировой экономики и дипломатии в Ташкенте Рустам Каюмов, подтверждая выводы коллег из Кыргызстана, подчеркивает: с началом вторжения России в Украину, Германия с Европейским союзом задалась целью отказаться от стратегической гегемонии США. В Берлине не возражают против участия в многополярном глобальном соперничестве с Китаем и Россией.
Читайте по теме Взгляд из-за океана. Почему в США обратили внимание на Центральную Азию "Внешняя политика Берлина в Центральной Азии сосредоточена на трех направлениях: противодействие доминированию России и Китая и предотвращение установления полного контроля над регионом этих стран; содействие экономическому развитию с особым упором на немецкие товары и услуги; преодоление сложностей, связанных с Афганистаном. В новой стратегии национальной безопасности Германии говорится, что Россия представляет угрозу европейской безопасности, а Китай, хотя и является сложным конкурентом и системным противником, по-прежнему остается "важным партнером", - уточняет Рустам Каюмов.
Поскольку Центральная Азия окружена странами, которые находятся под санкциями Запада (Афганистан, Иран, Китай и Россия), то пострадала от антироссийских санкций. В этой ситуации государства региона пытаются диверсифицировать свою внешнюю политику.
При этом от сотрудничества с ФРГ выигрывают как Центральная Азия, так и Германия. Берлин получает доступ к продовольствию и энергоносителям, а Центральная Азия выстраивает сбалансированную внешнюю политику, снижая зависимость от российских и китайских инвестиций и, что более важно, от торговли.