4 октября 2023, 13:30
Источник vb.kg
Комментарии
Казахстан – светское демократическое государство, гласит статья 1 Основного закона республики. Согласно Конституции в РК, свобода совести защищается государством, можно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Все же общественные реалии Страны степей значительно отличаются от того, что было прописано в законах РК на заре постсоветской государственности в 1990-х годах, пишет издание "Военно-политическая аналитика".
Отношение к религии в РК с 1990-х годов варьируется по критерию "город – глубинка". Степные аулы за тридцать с лишним лет казахстанской государственности в плане общественной психологии ушли в глубокую архаику. Типичный житель степной глубинки полагает, что если казах не считает себя мусульманином, то значит он предатель Казахстана и казахского народа. Доходит до того, что на аульных кладбищах запрещают хоронить тех казахов, которые отошли от ислама или никогда не исповедовали этой религии. Такие запреты исходят от муниципальных властей, которые по должности обязаны защищать свободу совести, но не желают ссориться с "разгневанными народными массами".
В больших же городах – особенно в столичных Астане и Алма-Ате – признаком хорошего тона до сих пор является скептическое и даже насмешливое отношение к аульному исламу, где незнание заветов пророка Мухаммеда с лихвой пополняется обывательскими мифами, а вера в Аллаха в ряде случаев заменена примитивным обрядоверием. Житель большого города в РК убежден, что казахстанский патриотизм это не псевдоисламский фанатизм аульных мамбетов, а гражданская сознательность. Точно так же считали отцы- основатели РК в 1990-х годах, по происхождению советские интеллигенты с партбилетами КПСС. К концу 2023 года уже нельзя говорить о том, что светский гражданин РК живет в городе, то его точно не заклюет ушедшее в архаику общественное мнение. К такому выводу пришли авторы социологического исследования "Восприятие атеистов и атеистических убеждений в современном казахстанском городе". Исследование проводил Центр социальных и политических исследований "Стратегия" из Алма-Аты.
Интервьеры "Стратегии" работали исключительно в городах РК, и там было выявлено следующее. Сторонников исламской теократии по типу Саудовской Аравии или Ирана среди городского населения Страны степей очень мало, не более 5-7 процентов. Однако это меньшинство сегодня в той или иной степени определяет "прогноз погоды" в казахстанском обществе, ставит ориентиры в негласной системе "свой-чужой". В итоге глубинка еще больше архаизируется и исламизируется. Как уже подчеркивалось в предыдущем материале "Военно-политической аналитики", в Казахстане жители провинции массово стекаются в большие города в поисках лучшей доли. Вместо перестройки провинциалов под светскую урбанистическую среду происходит неофициальная смычка города с аулом в плане чисто аульного негативного отношения к светскому гуманизму и вообще к светской модели государственного устройства.
Более того. Фанатичная иррациональность аульного ислама в условиях большого города приобретает четкие интеллектуальные формы. Треть опрошенных "Стратегией" светских горожан хотят, чтобы в судебную практику допустили шариат, а в РК были исламские политические партии, как в Турции. Напомним, что в РК запрещено создавать на религиозной основе политические партии и вообще близко подпускать религию к государственному управлению. Под понятием "религия" здесь подразумевается прежде всего неподконтрольный Ак-Орде политический ислам. Власти Страны степей прекрасно понимают: легализация политического ислама будет означать полный крах всей существующей с 1990 –х годов системы гласного и негласного управления, сосредоточенной в руках узкого этнократического круга из Старшего жуза. Взявшие власть политические мусульмане первым делом расправятся с нынешними хозяевами страны как с "кяфирами". К тому же, как справедливо замечают в Ак-Орде, призрак политического ислама обретет плоть и кровь на юго-западе РК – в Младшем жузе, который близкие к Ак-Орде круги считают своим наиболее опасным политическим конкурентом. Именно среди горожан Младшего жуза – конкретно в Актау и Жанаозене – эксперты "Стратегии" в ходе исследования выявили наибольший процент сторонников исламской теократии и соответственно противников светской модели Казахстана.
Города Младшего жуза – печальный памятник постсоветской деиндустриализации, сопутствующей этому социальной деградации юго-запада РК, а также дерусификации этого региона. Актау – бывший Шевченко, Жанаозен это переиначенный в 1993 году на русский лад топоним Новый Узень. Эмиграция русскоязычной интеллигенции из бывших Шевченко и Нового Узеня повлекла за собой скатывание этих некогда развитых центров нефтепромышленности в мамбетизацию. От последней до скатывания общества в салафизм и джихадизм – рукой подать. Здравые политические меры Астаны в большинстве случаев бессильны противодействовать этим деструктивным процессам. В ряде случаев таких мер нет вообще. Парадоксальный факт, что в социальной фрустрации находится регион РК, который богат нефтью и газом, где за счет прибылей от экспорта углеводородов развит гостиничный и ресторанный бизнес. Оппозиционные исследователи из РК окрестили нефтегазовое побережье юго-запада Каспия "городами нефтяной пустоты". Постсоветский опыт наглядно показывает: изобилие нефти и газа плюс растущая пропасть между "новыми богатыми" и "новыми бедными" – отличная питательная среда для роста джихадизма. Но этот "бульон" не закипит, если к нему не добавить поддержки от властных структур. Джихадистов из Младшего жуза, которые в "снежную революцию" 2022 года едва не разнесли Алма-Ату по камушкам, негласно крышевали местные олигархи Кайрат Сатыбалды и Самат Абиш – племянники Елбасы. Сатыбалды и Абиш взяли под свое крыло "бородачей", исходя из принципа "Не можешь победить врага – стань его другом".
При Назарбаеве госбезопасность РК оказалась малоэффективна против децентрализованной "ячеистой" структуры джихадистов, где члены одной маленькой ячейки знают максимум друг друга, а руководящие центры находятся вне пределов досягаемости спецслужб РК. Когда джихадисты попадали в тюрьму, их опасность для государства не уменьшалась, а даже возрастала. В Казахстане при позднем Назарбаеве запертые за решеткой "бородачи" прибирали к рукам зоны строгого режима, сделав там неофициальной властью тюремные джамааты. Из-за "колючки" джихадистская "романтика" свободно транслируется через Интернет на свободу, воздействует на психологически неокрепшую и при этом амбициозную в политическом плане молодежь Страны степей. Ползучая салафизация накладывается на рост казахского национал-шовинизма. С последним Астана предпочитает не бороться, а заигрывать.
Кризис гуманистических ценностей и светской модели государства в РК – как говорится, медицинский факт, о котором в Стране степей распространяться не принято. Ак-Орда ни за что бы не вложилась в изучение такой токсичной для себя сферы. Своё вышеупомянутое исследование центр "Стратегия" провел на деньги германо-американского Фонда Розы Люксембург*. Закрытость в РК данной темы объясняет то, что большинство респондентов "Стратегии" предпочитают не распространяться о своем реальном положительном отношении к светскому гуманизму.
Такое положение дел в РК – обратная сторона нахождения казахстанцев в информационном обществе, говорит завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. Понятие "информационное общество" в РК предполагает полное подчинение человека диктатуре управляемых масс-медиа:
"В Казахстане со светскими гуманистами случилось то же самое, что и с носителями пророссийских взглядов. Казахстанские журналисты, эксперты, другие публичные люди, если они имеют пророссийские взгляды и поддерживают СВО, вынуждены скрывать свои убеждения. Простые граждане РК сегодня скорее скажут, что они "осуждают российскую агрессию", чем выразят свое реальное отношение к происходящему на Украине. Если гражданин РК не будет придерживаться такого канона двойной морали – его затравят, в том числе, через массированное информационное давление. Центр "Стратегия" и его руководитель Гульмира Илеулова, сказав правду об отношении в РК к гуманистам и атеистам, проявили гражданское мужество".
Ранее аналогичные соцопросы в РК показывали, что абсолютное большинство респондентов, включая назвавших себя мусульманами – убеждённые сторонники светского государства, которые уважают людей другой религии и неверующих. Хорошее отношение к атеистам, особенно от работников госструктур, выглядело как неискренний реверанс. В девяностых и нулевых годах в РК было хорошим тоном сетовать на ужасы государственного атеизма в советском Казахстане. Понятие "атеизм" прямо ассоциировалось с массовым голодом в Казахстане в начале 1930-х годов, и это событие в устах поднявших голову национал-шовинистов был "геноцидом казахского народа Советской Россией". Туркестан периода до 1917 года преподносился как край богатых и счастливых кочевников-казахов, у которых были миллионы голов скота. Это богатство казахи заслужили мусульманским благочестием. Зажили бы казахи богаче арабских нефтяных шейхов, если бы не "оккупация" родных степей треклятыми большевиками из Москвы… В РК до сих пор распространено такое сусально-лубочное представление об истории, характерное для постсоветского нациестроительства, эту слащавую русофобию в умах людей поддерживают в Ак-Орде.
История Страны степей переписывается чиновниками до неузнаваемости. На самом деле миллионы верблюдов, лошадей, баранов в степях имела узкая прослойка баев, у которой находился в беспрекословном услужении остальной народ. Из-за скота и пастбищ баи родов и племен вели друг с другом междоусобные войны, в которых погибал исключительно простой народ. Огромные массы бедных казахов-жатаков не имели пары овец или захудалого коня, до конца своих дней батрачили у баев за чашку жидкой шурпы. Казахские акыны проклинали жадных баев и воспевали джигитов-защитников бедноты за века до появления на свет на свет Владимира Ильича Ленина. Повальное мусульманское благочестие у дореволюционных казахов – постсоветский постмодерн. Казахи, как и родственные им киргизы – народ кочевой номадической культуры, где ислам имеет наносной характер к господствующим языческим верованиям, а арабский текст молитв часто воспринимается необразованным народом как бессвязное бормотание шамана. Отец великого казахского просветителя Абая Кунанбаева – человек исключительной жестокости, после своего показного хаджа в Мекку прикинулся раскаявшимся праведником, чем вызвал злые насмешки по всей степи. В сегодняшнем Казахстане хадж и умра (малый хадж – А.А.) также считаются по большому счету модой "новых богатых", вроде покупки вилл на заграничных курортах. Поездка в хадж – неподъемное дело для малоимущего мусульманина из РК.
"Новые богатые" в РК в лихих девяностых годах – это в своей массе бывшие партийные и советские чиновники, вместе с первыми миллионами приобретшие показной ислам, в котором эти нувориши нисколько не разбирались. Быть мусульманином для них означало присягу на верность новым политико-экономическим реалиям в республике. Глядя на то, как вчерашние партийные секретари в мгновение ока "переобулись" в истовых мусульман, панк-группа из Актобе "Бишара балдар" в середине девяностых годов сочинила политическую сатиру "Свинина".
Коран и Сунна уделяют много места регламентации жизни женщин. Типичная казашка – до некоторой степени антипод трафаретной мусульманке. Нынешние казахские прелестницы носят откровенную одежду, в общении с противоположным полом предпочитают первыми проявлять инициативу и брать в руки власть. Точно так же их прабабушки никогда не закрывали лицо и руки и в своих семьях старались быть серыми кардиналами. Ак-Орда и Духовное управление мусульман Казахстана, утверждая концепции отношений государства и ислама в РК, опираются на исторический опыт казахов, который к кораническому строгому исламу имел весьма отдаленное отношение. В сентябре месяце этого года Ак-Орда и ДУМК всё же разошлись – насчет ношения юными казашками хиджабов в учебных заведениях. ДУМК, придерживаясь Корана и Сунны, утверждает, что девочка-мусульманка должна носить хиджаб и закрытую одежду сразу же после начала полового созревания. В Ак-Орде настаивают на ношении девочками-подростками в школах формы одежды, которая никаких мусульманских атрибутов не предусматривает. При этом вполне себе провластные эксперты из РК утверждают, что хиджабы в учебных заведениях страны с течением времени стоило бы легализовать, а общую систему отношений ислама и государства в РК коррелировать в пользу ислама – в том числе, не традиционного для Страны степей. Иначе говоря, эти эксперты с одобрения определённых чиновников из Ак-Орды предлагают в будущем уравнять казахстанских мусульман-ханафитов с "импортированными" из Ближнего Востока местными салафитами. Такой поворот выглядит как возможная в скором будущем уступка Астаной определенных участков своей религиозной обороны. В этих условиях светский Казахстан, может, показывает гибкость, но салафиты эту гибкость точно воспримут как слабость, и только активизируют свое наступление.
Казахская нация – относительно молодая, сформировавшаяся не столь давно из враждебных друг другу племен и родов. Казахстан обрёл государственность и самоназвание благодаря Москве, из рук Москвы Страна степей и получила независимость в декабре 1991 года. Молодость национально-политического сознания казахов во многом определяет неофитскую доминанту в местном исламском обществе, когда никогда не знавший ранее Корана человек мнит себя вторым пророком Мухаммедом. Внутренняя насыщенность такого типичного казаха духовной составляющей ислама минимальна, а то и вовсе равна нулю. Скажем, для многих казахов-ханафитов совершение пятикратного намаза, хождение по пятницам в мечеть, закят, хадж – выражение себя как настоящего казахского националиста, только и всего. О том, что пророк Мухаммед считал обожествление своей нации язычеством, эти мусульмане Страны степей и не знают. Если казах-формальный мусульманин склонен считать врагом нации такого же казаха, но немусульманина, он недалеко ушел от местных джихадистов. Казахский джихадизм сегодня это такфиризм, от арабского такфир – обвинение в неверии (куфре). Ушедшего в куфр человека можно безнаказанно убить. Казахский национал-шовинизм – это тоже своего рода такфиризм, где религиозным абсолютом служит извращенная идея обожествленной казахской нации. Казахам, которые следуют гуманистическим идеям великого Абая, а также остальным "неправильным" гражданам в этом узком коридоре не остается места.
Независимая социология религии, которая должна анализировать подобные темы, в РК по понятным причинам отсутствует, хотя Ак-Орда финансирует большое количество религиоведческих структур и учреждений. Исследования таких тем в РК проводится местными специалистами на средства западных фондов, которые в той или иной степени работают в Центральной Азии на спецслужбы западных стран.
"В нулевых годах такое исследование причин того, что казахи меняют свои религиозные убеждения, закончилось тем, что в Астане дали исследователям по рукам, и работа свернулась, – говорит Андрей Грозин. – Обострившиеся в этом году дискуссии насчет ношения школьницами хиджабов – следствие того, что Астана в свое время дала коридор для нетрадиционного ислама. РК в плане исламе ранее во многом шла по пути Киргизии, где полная свобода религии привела к легализации джихадистских структур, которые в остальной Центральной Азии запрещены как террористические и экстремистские. До варианта как в Киргизии, где в руководство муфтията республики прорвались экстремисты из "Таблиги джамаат"**, в РК дело по счастью не дошло. В РК запрещены "Таблиги джамаат", "Хизб-ут Тахрир"**, салафиты, джихадисты. Но то и дело с санкции Ак-Орды многие эксперты вбрасывают в общество информацию насчет возможного ограничения либо наоборот необходимости расширения религиозных свобод. Во-первых, таким образом Ак-Орда встряхивает мусульманскую общину РК. Во-вторых, официальная Астана через формально независимых экспертов оказывает общественный прессинг на Духовное управление мусульман РК. Все эти служащие Ак-Орде эксперты то и дело говорят, что ДУМК не работает, он, видите ли, закостенел в советской еще парадигме государственно-религиозных отношений, не видит за своим "устаревшим" ханафитским мазхабом новых горизонтов в исламе, надо менять верховного муфтия республики на нового. За тридцать с лишним лет независимости РК сменилось пять муфтиев.. При каждом новом верховном муфтии ДУМ РК воспринимается наиболее клерикальной частью общества РК как дикий советский атавизм, от которого надо срочно избавиться. Власти такого подхода не разделяют. ДУМ РК нужен Ак-Орде как удобная во всех отношениях регулирующая структура".
Ак-Орде удобно монопольное господство в РК существующего толкования ханафитского мазхаба, охраняемого ДУМ РК. Кроме этого толкования в традиционном мусульманском поле РК есть еще суфийские тарикаты Ясавия и Накшбандия, которые подчиняются только своим шейхам, в очень многих духовных и организационных аспектах куда более сильные, чем ДУМ РК. Суфийские тарикаты охватывают полмира, а ДУМ РК контролирует только один Казахстан, да и то не всецело. В Астане видят, что если те же суфии будут претендовать на духовную власть в РК, то и без того не очень крепкая мусульманская община РК расколется, следовательно, у правящего режима фрагментируется электоральная база. У Накшбандии в РК – неудобное для Астаны реноме пророссийского тариката, поскольку миллионы последователей этой традиции – это мусульмане из Дагестана и Чечни.
Охраняемая Конституцией РК свобода совести и вероисповедания в РК – штука избирательная, когда дело касается интересов правящего режима. Традиционная многовекторность Астаны может сыграть злую шутку. У режима Касым-Жомарта Токаева наблюдается сильный разворот к Вашингтону. За запрет "Хизб-ут Тахрир", преследование "Свидетелей Иеговы", пятидесятников-харизматов Белый дом ещё во времена Назарбаева внёс Казахстан в черный список стран по свободе совести. Многими экспертами из Казахстана и России не исключается такой вариант, что Астана, дабы понравиться американским партнерам, ослабит либо вообще открутит назарбаевские религиозные "гайки", однако это произойдет явно не завтра и не послезавтра. Как бы ни хотел Токаев шантажировать Россию многовекторностью, он не политический самоубийца, а профессиональный политик, хорошо помнящий, что с повеления Вашингтона Аскар Акаев в Киргизии и Виктор Янукович на Украине в своё время дали зеленую улицу всем религиозным сообществам, включая экстремистов и террористов. Для Акаева и Януковича это закончилось крайне печально.
Что касается вталкивания светских граждан РК в "красную зону", то в их отношении проглядывается ещё и явный расчет властей республики на усиление верноподданнических инстинктов. Проще говоря, приверженцы светских порядков поспешат к "доброму хану" просить защиты от "злых нукеров"…
Александр Ашуров
Сообщи свою новость: