30 ноября -0001, 0:00
Источник akipress.kg
Комментарии
И.о. вице-мэра Бишкека Максатбек Сазыкулов в интервью АКИpress рассказал о реформе общественного транспорта и изменениях в этой сфере.
- Ранее мэрия объявила о реформе общественного транспорта. Что входит в концепцию? Расскажите подробнее.
- Мы разработали новую концепцию по реформе транспортной инфраструктуры города Бишкек. Это касается как общественного транспорта, так и правил поведения на дорогах автолюбителей.
Что касается общественного транспорта, полностью городской общественный транспорт переходит на режим эко. Все автобусы, которые приобретаются, на экологически чистом топливе, то есть на газе.
Во-вторых, приобретаются 120 электробусов. К маю-июню 2024 года они прибудут. Приобретаются 1000 автобусов, из них 500 уже приехали. Оставшиеся 500 прибудут к 1 апреля 2024 года. Более того, у нас есть ранее приобретенные 120 автобусов. По линии ЕБРР также приобретаются 124 автобуса. Все они на газе. Часть из них уже прибыла. Таким образом будет порядка 1300 автобусов. В автопарке имеются 130 троллейбусов. В целом по городу Бишкек будут курсировать 1500-1600 автобусов, троллейбусов и электробусов.
castgal_init('.cast_group_elems_403199'); К моменту прибытия всех автобусов, к 1 апреля 2024 года, мы будем выводить маршрутки за пределы города. Они будут обеспечивать подвоз наших граждан к черте города Бишкек - жилмассивы, ближайшие села районов Чуйской области.
Мы делаем доступным, комфортным и популярным общественный транспорт, чтобы наши горожане имели альтернативу. К примеру, сейчас многие наши горожане, имеющие частный транспорт, не имеют альтернативу комфортного передвижения по городу. Поэтому они вынуждены задействовать свои автомобили, выезжать в город. Сейчас мы им предоставляем эту альтернативу в виде новых автобусов и троллейбусов. Я думаю, у них будет выбор сесть на комфортный, быстродвижущийся общественный транспорт либо стоять в пробках на своих машинах.
- 1500 автобусов полностью решат транспортный вопрос в Бишкеке?
- Их вполне достаточно для обеспечения пассажиропотока и потребности наших горожан. Более того, мы устанавливаем жесткие правила для сектора общественного транспорта, соответственно, и комфорта. То есть зарплата водителей повышается более чем в 2,5 раза. То есть, с 1 сентября они получают 50 тыс. начисления, а до 1 сентября они получали 22 тыс. сомов.
Плюс безналичная система оплаты. Теперь водители не будут отвлекаться на прием денежных средств, определение сдачи и т.д. Его основная задача - смотреть на дорогу и рулить. Посадка и высадка только на остановках. Только так мы можем искоренить нашу наболевшую проблему, когда через каждые 10 метров маршрутки и автобусы останавливаются, подбирают пассажиров, которые оплачивают наличным. Сейчас такого не будет, то есть водитель финансово не заинтересован в этом процессе. У него зарплата достойная и он будет сам по себе регулировать процесс.
- Почему в некоторых автобусах нет валидаторов и почему водители продолжают брать оплату наличными?
- Сейчас все автобусы полностью обеспечены валидаторами. На сегодня на линию вышли 244 новых автобуса, и все с валидаторами.
Месяц назад перешли на безналичную оплату. Для переходного периода мы не исключали возможности наличной оплаты, пока водители привыкнут, пока они будут соблюдать нормы и правила. Но мы уже начали принимать жесткие меры в отношении водителей, которые берут деньги.
Пользуясь случаем, хотел бы сказать: все деньги, которые наши горожане отдают водителям, уходят в их карман, не в госбюджет: ни в автобазу, ни в Троллейбусное управление. Водители могут просто промолчать, когда им дают деньги, то есть отказываться от денег никто не будет. Поэтому я призываю всех пассажиров не платить наличными водителям. Лучше используйте законные методы безналичной оплаты. Есть 4 варианта безналичной оплаты. Помогите нашим предприятиям получить свои законные денежные средства. Сейчас нет такого понятия приносить определенный план. Все, что даете, водитель забирает себе. Обманывают и государство, и наших горожан.
Иллюстративное фото castgal_init('.cast_group_elems_369175'); - Расскажите о предварительных этапах внедрения электронной оплаты в общественном транспорте. Мэрия несколько раз сообщала о количестве граждан, которые воспользовались безналичной оплатой...
- На тот момент, когда перешли на безналичную оплату, количество транзакций составляло около 50 тыс. На сегодня вышли на 120 тыс. транзакций в день. Думаю, в ближайшее время выйдем на 150-160 тыс.
- Как решился вопрос с водителями троллейбусов, которые требовали повышения зарплаты? Сколько тогда уволилось водителей?
- Хотели уволиться 60 водителей и написали заявления. Но они не уволились и остались работать. Ни один водитель не был уволен. С ними проведены беседы, мы им дали шанс показать себя на работе и снова вернуть свое доверие. После того эмоционального диалога с водителями они пришли на следующий день и согласились на условия, что если повысят зарплаты, то претензий нет.
Скажу сразу: не по требованию водителей мы увеличили зарплату. До этого была проведена соответствующая работа в течение 3-4 месяцев, были проведены подсчеты. К сожалению, этот случай просто совпал с моментом повышения зарплаты. Буквально за несколько дней до этого было принято официальное решение о повышении зарплаты. К сожалению, отдельные люди решили воспользоваться этим моментом, ввели в заблуждение водительский состав. Как вы помните, там даже были призывы освободить директора Бишкекского троллейбусного управления от должности и назначить другого человека. Это было в этих целях. Буквально пару человек неправильно подошли к этой ситуации. Они сейчас работают, причем очень хорошо.
- Какая сейчас нехватка водителей для автобусов и троллейбусов?
- На данный момент нехватки водителей у нас нет. К примеру, на линию выходят 244 новых автобуса, порядка 15 автобусов на текущем ремонте, периодически 5-6% мы оставляем на базе, чтобы пройти плановый ТЭО. 460-480 водителей на автобазе есть. В БТУ на линию выходят 130 троллейбусов. Там тоже есть около 250 водителей. Нехватки у нас нет. Тем не менее, мы ожидаем прибытие большого количества автобусов и мы начали процесс обучения водителей. Он должен пополняться.
- Водители обучаются бесплатно?
- Да, бесплатно. Они обучаются в автошколе, за услуги оплачивает мэрия.
- В последнее время новые автобусы часто попадают в ДТП. С чем это связано? Сколько попало в ДТП?
- У нас зафиксировано 4 факта ДТП с новыми автобусами. В одном случае был виноват водитель автобуса, который задел 3 автобуса на автобазе. Он был уволен, после того как восстановил ущерб. Он говорит, что перепутал скорость. Видимо, невнимательность и усталость его подвела ночью после смены.
В еще одном случае был виноват водитель автобуса, когда он въехал в военную большегрузную машину.
В остальных двух случаях были виноваты водители частного автотранспорта. В одном случае машина заняла остановку, и когда автобус подъехал, они пытались выехать, при этом, не заметив остановившийся рядом автобус, они въехали в него.
Тем менее, с водителями периодически проводим встречи и разъяснительные работы на эту тему, чтобы они были осторожными. Такого количества автобусов в городе у нас раньше не было, машин тоже на дорогах много, поэтому автобусам сложно передвигаться в таком потоке. Это еще раз нас наталкивает на мысль, что все-таки выделенные полосы для общественного транспорта нужны по всему городу. Это неизбежно и мы к этому идем. В скором времени мы начнем делать выделенную полосу на улице Байтик Баатыра/Абдрахманова, проспекте Жибек Жолу, на улице Ахунбаева.
Иллюстративное фото castgal_init('.cast_group_elems_384744'); - Сколько водителей маршруток остались без работы? Сколько перешли на автобусы?
- С линии вывели 162 маршрутки, из них осталось около 20 маршруток. Более 20 водителей маршруток пересели на автобусы, у остальных не было категории D. 86 водителей сейчас проходят обучение, из них половина - маршруточники, которые ранее водили маршрутки, замененные автобусами. Они без работы не останутся. Мы им дадим возможность зарабатывать деньги и работать на наших линиях.
- Вы не рассматриваете такой вариант, что у населения должна быть возможность выбирать вид общественного транспорта - автобусы, троллейбусы, маршрутки. Например, сейчас запустили по 5 маршрутам и автобусы, и маршрутки, а люди выбирают, на чем им удобно добираться...
- На данный момент у людей есть возможность выбирать вид общественного транспорта. Но, поверьте, все выбирают автобусы или троллейбусы, а маршрутки - в крайнем случае. Там и сесть негде, и встать очень неудобно. Мы даже опрос проводили: "На чем бы вы поехали?" Люди сказали, что лучше подождать автобус.
К моменту прибытия всех автобусов, маршрутки будут обеспечивать перевозку до городской черты.
- В этом случае не увеличится интервал автобусов?
- Автобусы мы только запускаем. Они обкатывают маршруты, очень большой поток машин у нас в городе. Порядка 600 тыс. машин ежедневно находятся в Бишкеке. Более 400 тыс. которые здесь постоянно, а порядка 150 тыс. - заезжающие и выезжающие из ближайших районов Чуйской области машины.
Наши автобусы просто застревают в пробках, даже там, где нет выделенной полосы. Мы сейчас провели большой анализ. И пришли к выводу, что выделенную полосу мы должны делать. Нашим автобусам нужно обеспечить четкий интервал. Сейчас доходит до того, что ждать автобусы приходится до 40 минут.
Я передвигаюсь на автобусе №51. Он очень удобен для меня. Я наблюдаю и делаю анализ. Для себя делаю выводы, что и где можно исправить, и мы идем по этому пути. Однозначно выделенная полоса нам нужна, хотя бы на определенных участках.
- По-вашему, когда решится вопрос переполненности общественного транспорта? Реально ли его решить?
- Конечно, это реально. 1500 автобусов на 1 млн 200 тыс. населения вполне достаточно, чтобы обеспечить бесперебойное, комфортное передвижение наших пассажиров. При этом, сохраняя интервал 8-12 минут максимум, и с режимом работы с 5:30 утра до 23:00 или, может быть, даже до 00:00. Мы к этому придем.
Самый пик потребности общественного транспорта и выхода пассажиров на остановки - это промежуток с 7 до 9 часов утра и вечером после работы - с 5:30 до 20:00. В это время идет бешеный спрос на общественный транспорт.
В промежуточное время, дообеденный или послеобеденный перерыв, мы немного будем увеличивать интервал, то есть не 8 минут, допустим, сделаем 12-15 минут, чтобы часто холостого ввода не было. Также общественный транспорт будет выезжать в 12 часов ночи, чтобы обеспечивать наших запоздавших горожан общественным транспортом.
- По каким критериям открываете новые линии автобусных маршрутов? В некоторых районах наблюдается нехватка общественного транспорта, в некоторых районах по несколько...
- У нас базовые критерии, но они стандартные. Определяется количество жителей того или иного микрорайона или жилмассива. Исходя из этого ставим маршруты и количество. Практика показывает, что, допустим, в один день чуть больше вышло, на второй день чуть меньше вышло. Мы пытаемся это корректировать и выбрать золотую середину, которая будет удобна нашим горожанам.
Все автобусы, которые прибывают, мы потихоньку запускаем на линию. Если мы массово все автобусы запустим, то наши маршруточники могут просто остаться без работы. Поэтому мы даем им срок. Предупреждаем, что до определенного времени маршрут будет заменен автобусами. Даем им выбор: либо пересесть на автобусы, либо перейти на другие маршруты.
Также мы должны подготовить для них выделенные полосы, хорошие условия для остановки. Во многих местах остановки находятся прямо на дороге без выемок и кармашек. Мы это все меняем. Мы хотим максимально остановочные комплексы привести в нормальное состояние, чтобы автобусам было комфортно.
- Сколько остановок уже обновили? Будете обновлять по всему городу?
- В целом, по городу у нас более 700 остановочных комплексов. На данный момент работа проводится на самых больших улицах - улица Байтий Баатыра / Абдрахманова, проспект Чуй, проспект Чынгыза Айтматова / Манаса.
Уже завершили остановки возле Филармонии, на Абдрахманова-Киевской, возле Шампанкомбината, Политеха, на Курманжан Датка-Чуй.
Начинаем обновлять возе ЦУМа. Там паркуются таксисты, теперь места для них не будет. Это будет место для общественного транспорта. Как положено, будут кармашки. При заезде в кармашек общественный транспорт не будет мешать частному транспорту.
Еще предстоит большая работа. Порядка 20-30 остановок до начала зимнего периода мы должны успеть сделать.
castgal_init('.cast_group_elems_397452'); - В Первомайском районе работала "автодружина" против парковки на остановках. Сейчас она все еще работает и будет ли работать в других районах?
- Да, дружина все еще действует. Мы уже переходим на следующий этап - на автоматический режим работы. В ближайшее время мы начнем использовать камеры, которые установлены на автобусах. С этих камер будем снимать информацию.
Прежде всего, мы хотим очистить остановки. Все новые автобусы и 130 троллейбусов будут переносчиками информации. В обеденный перерыв, во время пересмены мы снимаем информацию через флешку, закачиваем на компьютер. Отдел мониторинга по каждому автобусу проводит анализ.
На остановках категорически запрещено парковаться таксистам и автомобилям. Теперь они будут попадать на штрафные санкции. Попадет на камеры, данные передадим в УПСМ, а они будут налагать штрафы. Через месяц-полтора, надеюсь, сможем как-то навести порядок на остановках.
- Мэрия предлагает повысить оплату за проезд в общественном транспорте. Когда и на сколько планируете повысить? Не планируете ли вы привязать изменение оплаты за проезд к уровню инфляции?
- В Бишкеке самая дешевая оплата за проезд в общественном транспорте, и Бишкек последнее время был единственной столицей среди стран СНГ, где не было нормального общественного транспорта, где ездили маршрутки и старые автобусы. Во всех крупных столицах наших соседей и стран бывшего союза есть хороший, достойный общественный транспорт. Соответственно, оплата там немного отличается. К примеру, в Алматы раза в 3 дороже - 35-40 сомов, в Ташкенте - 14-18 сомов. И это производители газа, это государства, которые сами производят топливо. А мы его покупаем.
Это не будет повышением, это будет приведение оплаты к себестоимости. Рассматриваем еще добавление небольшого процента рентабельности - 5-10%, чтобы мы могли постоянно обновлять свой автопарк.
Себестоимость в настоящее время на автобусной и троллейбусной линии составляет около 20 сомов. Все, что недоплачивает горожанин, за него доплачивает мэрия. Ежегодно мы почти 300 млн сомов отдаем как дотации. К примеру, если я проехал за 11 сомов, мэрия доплачивает 10 сомов. Думаю, наши горожане должны понять, что мы не можем работать в убыток. Если будем так работать, через несколько лет автопарк может просто встать и город может остаться без общественного транспорта.
По нашим подсчетам, где-то 20-22 сома. Режим покрытия себестоимости. В маршрутках, наверное, будет чуть дороже на пару сомов. Сейчас в маршрутках на 4 сома дороже.
- По-вашему, как нужно решить проблему пробок в городе?
- Проблему пробок в городе нужно решать рациональным использованием имеющихся ресурсов транспортных средств, которые находятся в муниципальной и частной собственности. Имею в виду, что при наличии общественного транспорта горожане все-таки должны использовать общественный транспорт, а не частную машину. Потому что ёмкость автобуса - 75 пассажиров: 25 сидячих и 50 стоячих. Как вы заметили, поток машин стоит, если едут 10 машин, в 8 из них сидят только водители. То есть один автобус может увезти водителей 80 автомобилей. Это раз.
Сейчас мы будем применять необходимые меры для того, чтобы, прежде всего, обеспечить комфортной ездой пассажиров общественного транспорта. Мы будем делать ставку на пассажирский транспорт, но при этом обеспечивать его комфорт, своевременность, чтобы горожанин, который оставил свою машину, не испытывал дискомфорт. Вот такие условия мы должны создавать. Если мы эти условия создадим, добрая половина горожан может отдать предпочтение общественному транспорту. Есть выход этой проблемы.
- Очень много вопросов относительно того, куда будут перенесены два рынка? И что будет на их месте?
- Я думаю, многие горожане поддержат. Ошский рынок и автовокзалы нужно переносить за город. Это мировая практика, так должно быть. Ошский рынок - это крупный продуктовый и товарный хаб города. Ввиду того, что город у нас в разбросе, Ошский рынок практически оказался в центре. Поэтому это неудобно и продавцам, и покупателям, и горожанам, которые проезжают возле Ошского рынка. Поэтому было принято такое решение.
Градоначальник Эмилбек Мырзакулович озвучил, что Ошский рынок будет перенесен за город. Рассматривается альтернативный участок в северной части города, вдоль улицы Фучика в сторону аэропорта "Манас", в 5 км от Шлагбаума. Что мы получим? Мы получим удобные условия для торговцев и потребителей, которые будут приезжать через объездную трассу, при этом, не загружая город. Там будет совсем другая концепция продажи.
К сожалению, Ошский рынок и в плане санитарной чистоты, и в плане обустройства рядов уже не соответствует современным стандартам. Там, возможно, будет удобная общественная площадка или другое общественное пространство, которые будут привлекательными для всех с хорошими подъездными путями.
Примерно в том же районе рассматривается участок для переноса Западного автовокзала. Как вы знаете, Западный автовокзал - тоже большой транспортный хаб. И он находится на одной из главных улиц столицы - проспекте Жибек Жолу. Соответственно, там образуются большие пробки и большой очаг смога из-за большого количества транспорта. В день только с этого автовокзала уезжают 900 бусиков в восточном направлении, не считая большие автобусов, таксистов. Из 150 тыс. иногородних машин, которые заезжают-выезжают, половина находится возле этого автовокзала.
Для Восточного автовокзала рассматривается точка в районе Алматинка-объездная. Там есть большая заправка "Газпрома". Возле этой заправки есть комплекс, ранее он предназначался для других целей. Это готовый хаб, куда мы можем в ближайшее время переводить Восточный автовокзал.
Вместо них сейчас будем думать решения. Предпочтение мы будем отдавать, прежде всего, зеленым проектам. Скорее всего, там будет сквер либо с какими-то экономическими точками. Может быть, будут современные центры. Это должно быть такой точкой, которая не будет инфраструктурно загружать город.
castgal_init('.cast_group_elems_384720'); - На проспекте Чынгыза Айтматова выше Южной магистрали переносится арычная система. В связи с чем? Дорогу будут расширять? Если да, то там много тополей, которые попадут под снос.
- Этим тополям уже 80 лет. По заключению экспертов, такие виды деревьев после 50-60 лет становятся аварийными. Они могут рухнуть в любой момент, может заболевать. Все эти тополя устарели. Мы не исключаем, что возможно, постепенно будем пересматривать политику и вместо этих тополей, будут большие широколиственные деревья. Любой ветер, любое колебание природы может привести к разрушению деревьев. Там трасса очень оживленная. Не дай Бог, какое-то дерево может упасть. Прежде всего, нужно обеспечить безопасность наших горожан.