Основной инициатор поправок в Закон "О НКО" и Уголовный кодекс, которые предусматривают введение понятия "иностранный представитель" (аналог иноагента в российском законодательстве), Надира Нарматова заявила, что ее законопроект необходим, потому что "нет регулирования деятельности некоммерческих организаций и они не сдают отчеты". Однако это не соответствует действительности. 24.kg решило напомнить, сколько и какие отчеты сдают НКО в Кыргызстане.
Как пояснила налоговый консультант Гульнара Ускенбаева, существующие в настоящее время требования по отчетности НКО уже являются чрезмерными и не соответствуют ни международным стандартам, ни положительной международной практике.
Однако у НКО есть обеспокоенность, что предлагаемые законопроектом новые требования по отчетности могут стать еще более обременительными по сравнению с действующими.
Некоммерческие организации, в том числе филиалы и представительства иностранных НКО, сдают регулярные отчеты в ГНС, Социальный фонд КР и органы статистики. Все отчеты предоставляются на основании следующих законов:
Налоговый кодекс КР обязывает предоставлять все налоговые отчеты и единую налоговую декларацию. Кодекс о неналоговых доходах - отчет о неналоговых платежах (например, сбор за вывоз мусора). Закон "О государственном социальном страховании" - отчеты по социальным отчислениям. Закон "Об официальной статистике" предписывает сдавать статистические отчеты. Закон "О бухгалтерском учете" - финансовую отчетность. Закон "О некоммерческих организациях" обязывает публиковать сводную информацию об источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также сведения о приобретенных, используемых и отчуждаемых имуществах. Статистические отчеты, которые сдают НКО:
- "Отчет по труду" Ф № 1-Т (ежемесячная) до 10-го числа после отчетного месяца;
- "Отчет по труду" Ф № 1-Т (годовая) до 16 января;
- "Распределение численности работников списочного состава, проработавших полностью месяц, по размерам начисленной заработной платы за ноябрь" Приложение № 1 к форме № 1-Т,сдается не позднее 10 декабря;
- "Отчет о поступлении и использовании финансовых средств" № 4-фин (некоммерческие организации) годовую - 1 февраля, полугодовую - 20-го числа после отчетного периода;
- "Об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)" № 2-ИКТ до 20 февраля.
Налоговые отчеты, которые сдают НКО:
- единая налоговая декларация (с приложениями, где раскрываются все доходы и расходы);
- отчет по подоходному налогу и по средствам государственного социального страхования (FORM STI-161);
- форма информационного расчета по налогу на имущество на нежилое здание, помещение и сооружение (FORM STI-087);
- форма информационного расчета по налогу на земли населенных пунктов и земли несельскохозяйственного назначения (FORM STI-077);
- форма информационного расчета по налогу на транспортное средство (FORM STI-090);
- сбор за вывоз мусора (неналоговый сбор, администрируемый ГНС);
- отчет по единому налогу (FORM STI −091);
- отчет по налогу с продаж субъекта среднего предпринимательства (FORM STI-130).
Бухгалтерские отчеты:
- баланс (отчет о финансовом положении);
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет об изменениях в капитале.
Кроме того, в соответствии с действующим Законом об НКО (статья 17), некоммерческие организации обязаны ежегодно до 1 апреля размещать на сайте Государственной налоговой службы (ГНС) информацию об источниках своих доходов и направлениях их расходования, а также сведения о приобретенных, используемых и отчуждаемых имуществах. Данное положение вступило в силу с 29 июня 2021 года и было принято в целях обеспечения прозрачности деятельности НКО.
"Таким образом, предлагаемые законопроектом новые виды отчетов будут дублировать уже имеющиеся отчеты. На практике требования по предоставлению новых отчетов могут создать проблемы не только для НКО, но и для самих государственных органов. Даже только для того, чтобы прочитать эти отчеты, нужно будет существенно увеличить штаты этих государственных органов. Сколько бюджетных денег будет потрачено на такую задачу и целесообразны ли такие траты ввиду реальных потребностей этих органов обеспечивать законность и общественный порядок, бороться с преступностью и предотвращать террористические угрозы? Особенно учитывая то, что за все годы независимости Кыргызстана не было даже отдельных случаев использования НКО во вред стране в нарушение законодательства Кыргызской Республики", - подчеркивает эксперт.
Отметим, ранее основной инициатор поправок Надира Нарматова заявила, что ее законопроект необходим, потому что "нет регулирования деятельности НКО и они не сдают отчеты". Она также сказала, что на сегодня "нигде не рассматривалась ответственность некоммерческих организаций". Однако это не соответствует действительности. В 2020 году по инициативе депутата Бактыбека Райымкулова внесены поправки в закон о некоммерческих организациях, согласно которым введены дополнительные формы отчетности для НКО.
Ранее представители гражданского общества направили президенту и депутатам Жогорку Кенеша обращение, в котором подчеркивают, что поправки в законы, инициируемые Надирой Нарматовой, содержат дискриминационные нормы, противоречащие основным демократическим принципам, и в случае их принятия значительно ограничат деятельность некоммерческих организаций, включая филиалы и представительства иностранных НКО, работающих в Кыргызстане.
Эксперты напоминают: защита национальных государственных интересов КР первостепенна. Однако рассмотрение НКО и придание им статуса "иностранных представителей" являются ошибочным мнением.
Юристы правовой клиники "Адилет" и правозащитного движения "Бир дуйно Кыргызстан" также заявляли, что принятие скандальных инициатив приведет к ликвидации гражданского сектора. Их замечания проигнорировали.
Кыргызстанцы собирают подписи против закона об иноагентах.