30 ноября -0001, 0:00
Источник akipress.kg
Комментарии
Министерство юстиции 1 ноября вынесло на общественное обсуждение законопроект "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс".
Целью проекта закона, по информации Минюста, является совершенствование Уголовно-исполнительного кодекса, а также приведение в соответствие с действующим законодательством.
Законопроект разработан в целях:
- совершенствования законодательных актов, принятых в рамках судебно-правовой реформы;
- расширения прав осужденных на связь с близкими вне стен исправительного учреждения;
- реализации прав осужденных, установленных Уголовно-исполнительным кодексом;
- исключения норм, не реализующихся на практике.
В ведомстве отметили, что в рамках реализации Стратегии развития уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы на 2018-2023 годы, утвержденной постановлением правительства от 15 октября 2018 года №478, предусматривалось мероприятие по созданию экспериментального изолированного участка для содержания осужденных, с целью изучения влияния новых методов ресоциализации (из международного опыта) на лиц, впервые осужденных к лишению свободы в условиях камерного содержания.
Данная модель была разработана, но не была реализована на практике, поскольку в уголовно-исполнительном законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие внедрение экспериментальных режимов отбывания наказания, говорится в справке-обосновании к проекту закона.
Законопроектом предусматривается включение:
- нормы, предусматривающей определение экспериментального режима ведомственными актами, о чем вносится дополнение в пункт 6 статьи 2 УИК;
- дополнения в статью 73 УИК, предусматривающей возможность создания в исправительных колониях общего и строгого режимов, изолированного участка с экспериментальным режимом отбывания наказания.
Предлагается осуществление электронного контроля осужденных в закрытых пенитенциарных учреждениях можно осуществлять в следующих случаях:
- определения местонахождения на территории учреждения, осужденных склонных: к побегу, к суициду и членовредительству; нападению на представителей администрации, к захвату заложников и т.д.;
- определения местонахождения осужденных, передвигающихся без конвоя за пределами исправительной колонии в соответствии со статьей 96 УИК;
- выезда осужденного за пределы исправительных учреждений в соответствии со статьей 97 УИК в связи с исключительными личными обстоятельствами; смерть или тяжелая форма болезни супруга (супруги), близкого родственника; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье;
- контроля местонахождения осужденных, находящихся на лечении в учреждениях гражданского здравоохранения, конвоированных в соответствии со статьей 20 УИК.
В связи с чем, предлагается включить в понятие "электронный надзор" наряду с органами пробации, деятельность органов и исправительных учреждений.
В нормах уголовно-исполнительного законодательства некоторых стран СНГ, как сообщает инициатор законопроекта, предусматривается право осужденных имеющих детей, являющиеся единственным родителем на выезды за пределы исправительных учреждений на определенный срок для свидания с ребенком. В связи с этим, а также принимая во внимание политику государства, нацеленную на гуманизацию уголовного законодательства, вносится аналогичная норма в статью 97 УИК.
"В настоящее время согласно статье 21 УИК осужденные имеют право на социальное и пенсионное обеспечение на общих основаниях в порядке, установленном законодательством. По настоящее время, не удалось реализовать данную норму по вопросам получения осужденными социальных пособий по инвалидности в связи с отсутствием консенсуса с заинтересованным госорганом по разработке проекта соответствующего подзаконного акта. В связи с этим, была создана соответствующая межведомственная рабочая группа по предложению которой, предлагается включить в УИК нормы, конкретизирующие вопрос действий администрации учреждений при проведении медико-санитарной экспертизы осужденных. В связи с чем, вносятся дополнения в статью 101 УИК", - сообщили в Минюсте.
Согласно статье 23 УИК, как отмечено в справке-обосновании, осужденные имеют право на получение основного общего и среднего общего, начального и среднего профессионального образования в порядке, установленном законодательством. Но у государства не имеется финансовых возможностей по созданию общеобразовательных школ для взрослых осужденных в каждом учреждении, также на практике прослеживается малое количество осужденных, желающих учится. Так, предлагается включить в статью 113 УИК норму, предусматривающую возможность перевода осужденного из одного учреждения в другое для получения общего образования.
В целях исключения норм, не реализующихся на практике, предлагается признать утратившей силу статью 122 УИК.
"При осуществлении хозяйственных работ в учреждениях УИС, сотрудники столкнулись с проблемой учета времени привлечения осужденных к бесплатному труду. В связи с чем, в целях конкретизация данного вопроса, проектом вносится соответствующее изменение в статью 123 УИК. Пребывание в камерных условиях содержания в течение длительного времени отражается на моральном состоянии большинства осужденных к пожизненному лишению свободы, что проявляется через агрессивность, потерю инициативности, подавленное состояние и другие признаки депрессии. С точки зрения общих принципов ресоциализации осужденных, возможность заниматься оплачиваемым трудом является одним из мотивирующих факторов для исправления, а также служит сохранению их "человеческих качеств" во время отбывания наказания. В связи с чем, данным проектом закона вносятся изменения в статью 128 УИК, предусматривающих создание условий для оплачиваемого труда осужденным в колониях особого режима", - пишет автор законопроекта.
Также предлагается в уголовно-исполнительном законодательстве исключить пробел по вопросу установления начала срока отбывания наказания в тюрьме. Вносится соответствующее изменение в статью 131 УИК.
"Немаловажным остается вопрос повторного представления к условно-досрочному освобождению осужденных, ранее условно-досрочно освобожденных от наказания и направленных в места лишения свободы, в случаях, предусмотренных законом. После отмены постановления об условно-досрочном освобождении как обычно осужденные объявляются в розыск. В постановлении суда начало срока устанавливается с момента задержания.
В свою очередь, в статье 435 Уголовно-процессуального кодекса предусмотрена норма, устанавливающая, что если осужденный в течение испытательного срока не соблюдает установленные надзорные требования и пробационные обязанности, возложенные на него в течение испытательного срока, то суд вправе на основании представления органа пробации вынести постановление о направлении осужденного для отбывания, назначенного ему наказания. Согласно статье 160 УИК, повторное предоставление на УДО может осуществляться по истечению 6 месяцев после отмены постановления об УДО. При этом следует отметить, что с момента задержания может пройти больше указанных 6 месяцев, поэтому на момент задержания и возврата в учреждение формально у осужденного по закону наступает право на повторное предоставление на УДО, тем самым цель наказания не реализовывается в полной мере. В связи с чем, проектом вносится соответствующее изменение в статью 160 УИК", - рассказали в Минюсте.