30 ноября -0001, 0:00
Источник akipress.kg
Комментарии
Жогорку Кенеш 16 ноября зарегистрировал законопроект "О внесении изменения в Уголовный кодекс", предусматривающий дополнения, нацеленные на выплату средств родителями на содержание ребенка либо совершеннолетних детей.
Инициатором проекта закона выступил Кабмин.
Предлагается статью 178 "Уклонение родителей от содержания детей" Уголовного кодекса изложить в следующем виде:
1. Уклонение родителей от выплаты на основании судебного решения средств на содержание ребенка либо совершеннолетних детей, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи, при сумме задолженности, не превышающей сумму, равную более чем за 12 месяцев, -
наказывается штрафом от 200 до 500 расчетных показателей (1 расчетный показатель составляет 100 сомов) или общественными работами от 40 до 100 часов, или исправительными работами на срок от 2 месяцев до 1 года.
2. Уклонение родителей от выплаты на основании судебного решения средств на содержание ребенка либо совершеннолетних детей, нонетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи, при сумме задолженности, превышающей выплату, равную более чем за 12 месяцев, -
наказывается исправительными работами на срок от 1 года до 3 лет, или штрафом от 500 до 1000 расчетных показателей, или лишением свободы на срок до 3 лет.
Защита законопроекта возложена на Минюст.
Законопроект разработан в целях реализации пункта 2 решения Конституционного суда от 28 декабря 2022 года по делу о проверке конституционности статьи 178 Уголовного кодекса (уклонение родителей от содержания детей) в связи с запросом судьи Сузакского районного суда Жалал-Абадской области Сабыровой Жыпар Жумадиловны.
Решением Конституционного суда по данному делу признана не противоречащей части 3 статьи 58 (никто не должен дважды нести юридическую ответственность за одно и то же правонарушение) Конституции.
Так, в мотивировочной части решения Конституционного суда указано, что действующее правовое регулирование, установленное статьей 178 Уголовного кодекса, не может обеспечить достижение целей уголовной ответственности, поскольку не содержит в себе механизм назначения дифференцированных наказаний, предусматривающий диапазон наказаний, в том числе в соответствии с квалифицирующими, отягчающими признаками. К указанным признакам можно отнести такие как кратность превышения суммы задолженности свыше определенного периода в суммарном эквиваленте (например, те же действия, повлекшие суммы задолженности превышающие сроки выплат равные двум или более годам). Отсутствие законодательного установления уголовной ответственности и наказания без учета личности виновного и иных обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, его поведения после совершения преступления и отбытия наказания, если таковое уже назначалось ранее, а также иных характеризующих личность обстоятельств, заслуживающих внимания и требующих адекватной оценки негативных последствий, не должно приводить к применению одинаковых мер ответственности за различные степени общественно опасных деяний, что по сути противоречит конституционным принципам справедливости и гуманизма.
Конституционный суд отмечает, что событие преступления, влекущее уголовную ответственность, предусмотренного статьей 178 Уголовного кодекса, наступает в случае злостного уклонения от уплаты алиментных обязательств, сроки которых определены в статье 2 Семейного кодекса, в том числе в части 6 статьи 93 закона "О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве".
При этом злостное уклонение от уплаты алиментов исходит из продолжительности неуплаты средств на содержание и означает систематическое (более трех месяцев подряд или суммарно в течение одного года при обязанности уплачивать алименты ежемесячно или более трех раз при обязанности уплачивать алименты периодически на основании статьи 109 Семейного кодекса), умышленное неисполнение или исполнение не в полном объеме алиментного соглашения или судебного акта по уплате алиментов, в том числе путем сокрытия своих доходов полностью либо частично, сокрытия имущества, на которое может быть обращено взыскание, не информирования судебного исполнителя о перемене работы, учебы, места получения доходов, предоставления ложных сведений о своих доходах и имуществе, месте жительства и работы независимо от привлечения к ответственности за проступок.
Конструктивным элементом данного преступления является не предоставление содержания в виде алиментов, которое лицо обязано выплачивать по решению суда, носящее злостный характер, и отсутствие при этом уважительной причины. Злостность такого поведения предполагает не единичный факт уклонения от уплаты алиментов, а устойчивую, продолжительную линию поведения виновного лица, в том числе выраженные в умышленном игнорировании выплат при наличии реальных возможностей.
Таким образом, в решении Конституционного суда отмечается, что все противоправные деяния, совокупность которых на определенном этапе объявляется законодателем преступной абсолютно по механическому признаку повторяемости и накоплению самостоятельных нарушений, никоим образом не связаны между собой; они разные: каждый раз воля лица, совершившего это правонарушение, реализуется в указанном отдельном правонарушении до конца. Следовательно, преступления составляют несколько самостоятельных, окончательно исполненных правонарушений, не связанных между собой умыслом лица. Умысел на каждое правонарушение возникает отдельно и реализуется полностью, окончательно.
В этой связи, возникновение новых задолженностей по алиментным обязательствам у лиц, ранее осужденных за уклонение от содержания детей, образует состав нового преступления, предусмотренного статьей 178 Уголовного кодекса, соответственно их привлечение к уголовной ответственности не противоречит части 3 статьи 58 Конституции.