21 марта 2024, 12:00
Источник vb.kg
Комментарии
Коллектив медицинского факультета Кыргызско-Российского Славянского Университета им. первого президента РФ Б.Н. Ельцина обратился в Жогорку Кенеш, министерства образования Кыргызстана и России и к и.о. ректора Д. Фомину-Нилову. Профессорско-преподавательский состав требует рассмотреть спорные вопросы об оплате труда, согласно нормативно-правовым актам, регламентирующим образовательную деятельность.
В обращении, в частности, говорится: "28 февраля 2024 года на сайте КРСУ был опубликован приказ "Об изменении оплаты труда" за подписью и.о. ректора КРСУ Д.В. Фомина-Нилова. Согласно приказу, заработная плата работников КРСУ (впервые за 30 лет функционирования вуза) была снижена на 40 % и доведена до уровня декабря 2022 года. В результате заработная плата снижена для учебно-вспомогательного персонала до 5 – 6 тысяч сомов в месяц, а для кандидатов и докторов наук, профессоров - до 20 – 30 тысяч.
Соответственно за февраль этого года весь профессорско-преподавательский состав получил заработную плату на 50% ниже, чем в предыдущие месяцы. Этот приказ в нарушение трудового законодательства Кыргызской Республики был опубликован через месяц после подписания, без консультаций с профсоюзной организацией и представителями коллектива КРСУ. Сотрудники КРСУ не были письменно предупреждены за месяц об изменениях заработной платы, существенно ухудшающих условия труда.
Руководство данный факт объяснило тем, что мы не подали заявки на мини-гранты, которые и предусматривали стимулирующие выплаты для ППС. А также указало, что до 20 числа каждого месяца мы должны сдавать ежемесячный отчет по аудиторным работам, хотя до данного инцидента мы не получали каких-либо локальных актов о введении таких требований, их мы получили после данного инцидента. В результате руководство потребовало в течение 2-х дней в срочном порядке всем сдать ежемесячные отчеты и объяснительные, по какой причине каждый из нас не подал заявку на мини-грант.
Руководство при этом требует подачи заявок от всего ППС (в штате КРСУ – 800 человек), но при этом координационный совет Программы развития поддерживает темы не менее 150 научно-педагогических работников КРСУ в совокупности по всем тематическим направлениям. Такая политика администрации приведет к массовому уходу сотрудников, в том числе имеющих научные степени и звания, в другие вузы.
Хотя в приказе "Положение о конкурсе научных тематик научно-педагогических работников государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кыргызско-Российский Славянский Университет имени первого президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина" от 27 декабря 2023, указано, что "работники принимают участие в конкурсе добровольно". Ключевое слово "добровольно". Конкурс на мини-гранты по логике должен проводиться среди молодых сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава, аспирантов для выполнения научных тематик в соответствии с профилем специальностей. Для них это будет стимулированием и мотивацией к выполнению научно-исследовательских работ и подготовке квалификационных работ для защиты ученых степеней.
Далее для реализации данного положения был утвержден Регламент организации и проведения конкурса научных тематик научно-педагогических работников КРСУ от 27 января 2024 года. В регламенте говорится, что в конкурсе могут участвовать все желающие, но не весь профессорско-преподавательский состав в обязательном порядке. Также указывается, что сбор заявок проводится с 28 декабря 2023 года по 15 февраля 2024 года. В календарном же плане в соответствии с данным регламентом указаны такие сроки: "01.03.2024 года проводится отбор научных тематик НПР КРСУ, утверждается перечень НПР-участников, а 01.04.2024 года проводится мониторинг результатов за первый квартал. Какой результат можно представить за 1 квартал, если только 1 марта участник может узнать, отобран он как участник конкурса или нет? К сожалению, на сегодняшний день мы не владеем информацией, кто прошел данный конкурс, отсутствуют также правила установления стимулирующих надбавок за мини-грант и неизвестно, каким нормативным актом это будет регулироваться. При этом, со слов и.о.ректора, эта сумма будет составлять около 30 тысяч сомов в месяц!
Мы понимаем, что конкурс проводится с целью привлечения и стимулирования работников университета к научно-исследовательской работе по принципу эффективного контракта. Но на данный момент в КРСУ не приняты такие важные документы, как Положение об эффективном контракте и дополнительных соглашениях с ППС КРСУ и Порядок формирования фонда стимулирующих выплат и критерия выполнения условий эффективного контракта. Если данные механизмы внедряются в работу КРСУ, то они должны быть разработаны и утверждены, так как все эти документы относятся к системе менеджмента качества.
Соответственно весь профессорско-преподавательский состав выполняет запланированную учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу, согласно индивидуальному плану работы ППС на учебный год. Это отражено в Положении о порядке планирования и учета общей педагогической нагрузки, выполняемой профессорско-преподавательским составом (приказ №398-П от 19 августа 2019 г.). Данное положение устанавливает единые требования и определяет порядок планирования, распределения и учета всех видов работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом КРСУ. При этом общая (педагогическая) нагрузка ППС включает в себя основные виды работ – учебную (преподавательскую), связанную с взаимодействием с обучаемыми (нагрузка первой половины рабочего дня), и внеучебную, направленную на повышение эффективности и качества учебного процесса, его постоянного совершенствования (нагрузка второй половины рабочего дня). Результаты выполнения индивидуального плана учитываются при аттестации, очередном избрании по конкурсу на должность при его поощрении.
Отсюда следует, что данное поощрение и может быть рассмотрено как элемент эффективного контракта, если бы это было прописано в соответствующем Положении о стимулирующих выплатах, которого у нас нет.
В связи с этим следует подчеркнуть, что требования руководства предоставить всему ППС заявки на участие в конкурсе на НПР, а в случае отсутствия такой заявки в письменном виде объяснить причину неучастия в конкурсе, унижают достоинство преподавателей высшей школы, руководство тем самым ставит под сомнение профессионализм ППС.
Требования же ежемесячных отчетов по выполнению своих учебных часов, которые ведутся, согласно расписанию, и штатного расписания являются лишними, бюрократическими подходами и демонстрируют недоверие и предвзятость к работе ППС.
Так как, согласно Положению о порядке планирования и учета общей нагрузки, отчеты по выполнению индивидуального плана ППС должны сдаваться в конце каждого семестра.
Подчеркиваем, что трудовое законодательство как Кыргызстана, так и России направлено на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, а также интересов государства. Так, в ст. 2, 3 ТК КР и ст. 135 ТК РФ указано, что "условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права".
Основные права и обязанности работника указаны в статье 19 ТК КР. В ней говорится, что работник имеет право на предоставление ему работы и заработной платы, обусловленной трудовым договором; на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы. А работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
В наших трудовых договорах оплата труда указана в п. 4.1.1. - должностной оклад, ставка заработной платы, 4.1.2.2 – компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат), 4.1.3 – стимулирующие выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат), которая должна соответствовать Положению об оплате труда.
В заключенных нами трудовых договорах не указаны те требования, которые выдвигаются руководством КРСУ (заявки на мини-гранты, предоставление ежемесячных отчетов о выполнении учебной нагрузки). Кроме этого следует отметить, что трудовые договоры для подписания вместе со штатным расписанием нам были предоставлены 28 февраля 2024 года, но не в начале учебного года, как это было ранее. Хотя работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, если иное не установлено настоящим кодексом и иными законами, что отражено в статьях 56 ТК КР и ст. 60 ТК РФ "Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором".
В статье 5 ТК КР "Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем" указано, что "в случаях, когда локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятым без соблюдения предусмотренного кодексом порядка согласования с представительным органом работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права".
В статье 7 ТК КР указано, что "на работников организаций, расположенных на территории Кыргызской Республики, учредителями или собственниками (полностью или частично) которых являются иностранные юридические или физические лица (в том числе дочерние организации транснациональных корпораций), распространяются законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, если иное не предусмотрено законом или международным договором Кыргызской Республики. Граждане Кыргызской Республики, являющиеся работниками таких организаций, при равном труде имеют право на равную оплату наряду с иностранными работниками таких организаций".
Эти все положения также отражены в Уставе КРСУ: "Университет самостоятельно определяет направления и порядок использования полученных средств, в том числе долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников университета. Университет вправе учреждать и выплачивать специальные премии и вознаграждения с целью поддержки творческой инициативы по профилю деятельности университета, а также выделять целевые гранты иностранным гражданам для выполнения научно-исследовательской работы в соответствии с задачами университета за счет средств от приносящей доход деятельности".
Также в пункте 8.3. устава указано, что "работники имеют право на предоставление работы и заработной платы, обусловленной трудовым договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; защиту своих трудовых прав и свобод с использованием способов, предусмотренных законом, включая право на судебную защиту; иные права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, уставом, локальными нормативными актами университета, трудовыми договорами". Кроме этого в пункте 9.8 устава установлено, что "нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников университета по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством, положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене ректором университета".
Также следует отметить, что существенно усложнилась структура КРСУ, появились девять проректоров и всякие советники, функционал которых размыт и не понятен для профессорско-преподавательского состава. Назначение некоторых лиц на ответственные позиции вызывает множество вопросов в коллективе, большинство из назначенцев не имеют ни ученых степеней, ни ученых званий, они никому не известны ни в российской науке, ни в системе образования, не зарекомендовали себя в качестве авторитетных ученых или кризис-менеджеров в сфере образования.
Наши предложения и рекомендации для руководства:
1. Пересмотреть и оптимизировать административно-управляющий штат КРСУ с учетом соответствующих квалификационных требований и опыта работы в системе образования.
2. О всех нововведениях для улучшения работы информировать профессорско-преподавательский состав, выносить их на обсуждение Ученого совета и принимать решение открытым голосованием, согласно Уставу КРСУ, проводить их в начале учебного года при наличии всех регламентирующих документов.
3. Соблюдать согласованность в принятии стратегических решений.
4. Внедрение нововведений проводить в пилотном режиме с проведением обучения, определением индикаторов для мониторинга, определением и преодолением барьеров, по окончании пилота - с предоставлением конкретных результатов.
В случае противостояния и отсутствия взаимопонимания между руководством и всем профессорско-преподавательским составом, оставляем за собой право на забастовку, что регламентировано нам Конституцией КР, а также обратиться в вышестоящие инстанции".
Обращение подписали 190 сотрудников медицинского факультета университета. Из них - 28 докторов медицинских наук, 64 - кандидата медицинских наук, один - член-корреспондент НАН.
Сообщи свою новость: