2 апреля президент Кыргызстана подписал пакет изменений в Закон "О НКО".
Согласно поправкам, предложенным депутатом Жогорку Кенеша Надирой Нарматовой, "политически ориентированные НПО, финансируемые из-за рубежа, получат статус иностранного представителя". Они будут включены в специальный реестр Минюста.
Международные организации, гражданские активисты в КР, Евросоюз и посольства многих государств раскритиковали документ, назвав его "антидемократическим". Они призывали Садыра Жапарова наложить вето на закон, однако к ним не прислушались.
Кыргызстан не единственная страна, где действует подобный документ.
Весной прошлого года к разработке закона, обязывающего неправительственные организации, консалтинговые и научные учреждения раскрывать информацию о любом финансировании, полученном ими из-за рубежа, приступил и Европейский союз.
24.kg рассказывает, в каких еще государствах НПО получают метку "иноагент" и почему.
США
В Америке деятельность некоммерческого сектора регулируется законом о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA. - Прим. 24.kg).
Он принят в 1938-м в ответ на пропаганду Германии в преддверии Второй мировой войны и стал инструментом борьбы с иностранным политическим лобби.
Существенные изменения в документ вносились трижды - в 1995, 1996 и 2007 годах.
В законе говорится: "Неправительственные организации, а также физические лица, то есть граждане США, представляющие интересы зарубежных правительств, партий, организаций, компаний или частных лиц ("иностранные принципалы") и действующие по их приказу, просьбе или направляющим указаниям, обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов в Министерстве юстиции США".
Читайте по теме Закон об иноагентах. Чем он отличается от американского аналога? Под юрисдикцию документа попадают такие сферы, как политическая деятельность, информационные услуги, политическое консультирование, сбор или раздача денег. В перечень также входит представление интересов иностранного заказчика перед любыми ведомствами, госслужащими США или членами Конгресса.
При регистрации агент должен предоставить о себе полную информацию, подробно описать, чем он занимается. Рассказать о своей собственности и источниках ее происхождения. Отдельно сообщить сведения об иностранном заказчике и полученных от него деньгах, в том числе на что они были потрачены и с указанием всех получателей, включая распространителей информационных материалов.
Закон не касается занимающихся некоммерческой деятельностью в области религии, образования, науки и искусства.
Под действие документа не подпадают также официальные представители иностранных государств, в том числе дипломаты.
За нарушение предусмотрен штраф до $10 тысяч или лишение свободы до пяти лет.
Иностранец, признанный виновным в несоблюдении закона, подлежит депортации.
Кроме FARA, существует параграф 951 раздела 18 кодекса США. По нему "те, кто работает в Соединенных Штатах под контролем иностранных правительств, обязаны уведомлять генерального прокурора США о своей деятельности (правило не распространяется на дипломатов)".
Нарушителям грозит штраф или тюремное заключение до 10 лет. Не исключается применение обеих мер наказания.
Австралия
Закон под названием "Программа иностранного влияния" принят в Австралии в конце 2018 года.
По нему иностранные агенты - это работающие на территории Австралии под контролем иностранных правительств граждане. Они должны подробно описывать свою деятельность в публичном реестре.
Для того, чтобы власти страны и общественность знали о характере и степени иностранного влияния в государстве.
Под действие документа подпадают лоббирование в парламенте, СМИ и предоставление финансов.
Если НКО или гражданин игнорируют требование закона либо дают о себе заведомо ложную информацию, то рискуют не только быть оштрафованными, но и попасть в тюрьму до пяти лет.
Для учета иноагентов создан регистр прозрачности.
Венгрия
В июне 2017-го парламент страны принял закон, усиливающий контроль над НПО с иностранным финансированием на сумму не менее 24 тысяч евро в год.
Согласно документу, эти НПО должны быть зарегистрированы как "организации, получающие иностранное финансирование". И при этом указывать этот факт на всех мероприятиях и в публикациях, представлять ежегодную подробную отчетность о своей деятельности.
Читайте по теме Дурной пример заразителен. Почему репрессивные законы приживаются в Кыргызстане В случае невыполнения этих требований организации могут быть закрыты.
Позаимствованная у Москвы инициатива просуществовала три года. В 2020-м венгерский закон отменили по решению Европейского суда как не соответствующий принципам ЕС.
Израиль
В июле 2016 года в Израиле был принят закон о прозрачности финансирования НПО.
Он гласит: "Если организация получает из иностранных источников более половины своего финансирования, то она обязана указывать своих зарубежных спонсоров в соответствующих документах. Это должно быть прописано в публикациях СМИ, если речь идет о таких НПО".
В случае нарушения предусмотрен штраф в размере 29,2 тысячи шекелей (около $8,4 тысячи. - Прим. 24.kg).
Украина
В январе 2014-го поправки "об иностранном влиянии" приняли в Украине. В законодательство этого государства впервые было введено понятие общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента: организации, которые подпадают под такое определение, должны будут пройти государственную регистрацию, указав, что они выполняют функцию иностранного агента.
Впрочем, статус иностранного агента в Украине так никто и не получил. Законы, введенные по инициативе Виктора Януковича, вызвали бурное недовольство активистов и правозащитников и были отменены через две недели. Впоследствии именно так называемые законы о диктатуре называли одной из фундаментальных ошибок тогдашней власти, приведших к эскалации насилия на Майдане.
Между тем известный писатель-публицист Станислав Белковский в своем недавнем интервью Юлии Латыниной в передаче "Дежурный по эпохе" напомнил, что вплоть до начала войны, то есть до 24 февраля 2022 года, власти Украины каждую пятницу объявляли, кто вошел в обнародованный ранее список "нежелательных организаций и персон". В него включали прежде всего так называемых агентов российского влияния - НКО, рядовых граждан, политиков.
Казахстан
Можно было бы посчитать, что Казахстан в этот список попал по ошибке. У страны своего собственного закона об иноагентах нет.
Но в сентябре 2023-го комитет государственных доходов Министерства финансов РК опубликовал "реестр лиц, получающих деньги или имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев и лиц без гражданства", составленный по итогам первого полугодия прошлого года.
Читайте по теме Закон об иноагентах. Когда иметь свое мнение станет преступлением В него вошли 240 физических лиц и организаций, помимо известных в Казахстане правозащитных организаций, отечественных экологических и общественных фондов, юридических бюро, популярных в стране изданий и отдельных журналистов.
В реестре значатся и представительства международных фондов и крупных зарубежных компаний.
В список попали:
- Казахстанское международное бюро по правам человека;
- международный фонд защиты свободы слова "Адил соз";
- Федерация профсоюзов Казахстана;
- российский "Газпромбанк";
- компании из Японии Mitsubishi и Mitsui;
- венгерская Gedeon Richter;
- американская Baker McKenzie;
- Норвежский Хельсинкский комитет;
- Internews Network;
- Freedom House.
Присутствуют в казахстанском списке иноагентов и фирмы, связанные с Германией: объединение немцев Казахстана Wiedergeburt, Weidmüller, OSRAM, Wörwag Pharma и Stihl, фонды имени Фридриха Эберта и Розы Люксембург.
Министерство финансов РК, которому подчиняется комитет государственных доходов, объяснило, что список составлен и обнародован в соответствии с введенными 23 марта 2023-го поправками в "правила ведения базы данных о лицах, получивших и расходовавших деньги или иное имущество, полученные от иностранных государств, международных и иностранных организаций".
Но, судя по реакции СМИ и пользователей социальных сетей, пояснений Минфина оказалось недостаточно. Чиновники так и не объяснили, какую цель преследовали, публикуя этот реестр.
P.S. Объединяют законы об иноагентах или иностранных представителях по всему миру два момента. Первый - избирательность применения. Правительства стран, где эти документы существуют, вспоминают об их нормах, когда возникает "государственная необходимость". Второй - ни одна версия подобного закона не достигла стопроцентной эффективности.