22 июля 2024, 14:52
Источник knews.kg
Комментарии
Похоже, правительство Казахстана пытается решить проблему своей неэффективности за счет роста налогов. Апогеем стало намерение увеличить КПН для банковского сектора с 20% до 25%. Это практически столько же, сколько платит налогов игорный бизнес. Но видимо правительство не видит разницы между банками, кредитующими экономики и казино, пишет Максат Нурпеисов.
Напомним, в феврале Токаев уже раскритиковал проект нового Налогового кодекса. Еще тогда он сказал, что "просто увеличивать налоги нельзя" и поручил разработать концептуально другой документ. До сих пор правительство в любой непонятной ситуации привычно разбазаривало Нацфонд, но там уже осталось мало и поэтому чиновники по простоте душевной решили, что президент или забудет, или не будет вникать и опять предложили "просто увеличить налоги".
Причем, особо не вникая в такие тонкости, как различия между банками, без которых немыслимо развития экономики, и казино.
Даже глава Нацбанка в шоке. Он напомнил, что "финансовый рынок является кровеносной системой любой экономики, необходимой для обеспечения её роста". И да, в отличие от казино, банки находятся под жестким регулированием Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков (АРРФР), так и Национального банка. И наконец, как минимум не корректно сравнивать доходы казино и банков. Да, доходы финансовых институтов в последние годы растут. Высокие базовые ставки создали выгодные условия для банковских операций, таких как высокие проценты по кредитам и депозитам.
Но догадайтесь с трех раз – что сделают банки при увеличении КПН до 25%? Правильно, поднимут стоимость своих сервисов и платить за это будет опять население.
К тому же, мифы о высоких доходах банков тоже несколько преувеличены, если посмотреть именно на коэффициенты, ROA, ROE и т.д. В отличие от тех же казино, это бизнес с большими операционными расходами и капитальными затратами, особенно с точки зрения постоянной модернизации платежной инфраструктуры, цифровизации сервисов и т.д.
В не меньшей прострации и финрегулятор, В разговоре с корреспондентом BES.media глава АФФР сказала, что в случае повышения КПН его ставка должна быть одинаковой для всех.
"Банковский сектор не является самым высокомаржинальным сектором экономики. Более высокую маржинальность мы видим и в горнодобывающей, газовой и других отраслях", – добавила она.
Есть чему насторожиться и еще одному предложению по введению прогрессивной шкалы налогообложения или так называемого налога на сверхприбыль. Мадина Абылкасымова дала понять, что сытые времена для банков тоже заканчиваются и из доходы будут падать.
"Те высокие доходы в банковском секторе, которые мы видели в последние три года, это, безусловно, связано с высокой базовой ставкой. И если взять среднюю доходность банковского сектора за последние 10 лет, то, насколько я помню, возвратность на капитал была порядка 14%, что не является высокой величиной и находится на среднем уровне со всеми другими секторами экономики, а где-то даже ниже. Поэтому после завершения периода высоких ставок доходность будет падать", – добавила Абылкасымова.
И уж она знает, о чем говорит, поскольку совсем недавно АРРФР принял меры, ограничивающие уровень закредитованности населения, в том числе снижение предельных ставок по потребительским займам.
Поэтому то, что в проекте нового Налогового кодекса у банков второго уровня и игорного бизнеса самые высокие налоговые ставки, это, как минимум, недальновидно. Отговорки минфина, что ставка будет дифференцированной и не касаться кредитования реальной экономики выглядит просто смешно: как разделить потоки между "реальной экономикой" и "иной деятельностью"?
Если правительство действительно намерено стимулировать банки кредитовать реальный сектор, то почему бы тогда не понизить для них налогообложение в том же соотношении: для обрабатывающей отрасли в зависимости от передела продукции, социальной сферы и финансового лизинга установить КПН в 10%, а для сельхозпроизводителей – 3%?
Будем надеяться, что министерство национальной экономики и минфин на этот раз поймут, что могут натворить еще до того, как изменения в новый Налоговый кодекс будут приняты. Ведь это – важнейший документ с точки зрения нового социального контракта между властью, бизнесом и обществом.