Законопроект о введении ответственности за клевету, оскорбление и распространение ложной информации приведет к преследованию активистов, общественных деятелей, критиков власти или просто тех, чьи взгляды не совпадают с официальной позицией. Об этом говорится в анализе "Платформы действий медиа".
Медиаэксперты отмечают, что законопроект, внесенный Министерством культуры, информации, спорта и молодежной политики на рассмотрение парламента, вызывает множество вопросов, связанных с его потенциальным воздействием на свободу слова и правовое регулирование информации. Этот анализ охватывает ключевые риски и возможные последствия.
Документ противоречит как Конституции, так и международным договорам, участником которых является государство:
- статья 4 Конституции запрещает государственным должностным лицам совершать действия, создающие условия для коррупции. Однако законопроект наделяет госорганы широкими дискреционными полномочиями, что открывает путь к субъективным решениям и злоупотреблениям;
- статья 29 Конституции прямо указывает, что никто не может быть подвергнут уголовному преследованию за распространение информации, порочащей честь и достоинство. Однако законопроект вводит квазиуголовную ответственность за эти действия, что идет вразрез с решением Конституционной палаты ВС КР от 6 ноября 2013 года;
- статья 10 Конституции запрещает цензуру. Однако проект, вводящий возможность санкций за информацию, может привести к ее установлению в медиа и интернете.
Кыргызстан является участником Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), который гарантирует свободу мысли, слова и выражения (статья 19). Ограничения этих прав возможны только в случаях, когда это необходимо для охраны национальной безопасности или общественного порядка, но в данном случае законопроект не преследует этих целей. Он не создает условий для защиты прав, а, напротив, создает возможности для их нарушения.
Еще одна значительная проблема, по данным "Платформы действий медиа", заключается в неопределенности правовых понятий. Законопроект вводит ответственность за "клевету", "оскорбление" и "распространение ложной информации", однако эти термины не содержат четких и объективных определений. Это создает опасности:
- Широкие трактовки понятий. Без четких критериев, что считается "клеветой" или "ложной информацией", данные термины могут использоваться избирательно и произвольно, в зависимости от политических и личных интересов.
- Риск злоупотребления властью. Введение таких понятий может стать инструментом для преследования активистов, деятелей, критиков власти или просто тех, чьи взгляды не совпадают с официальной позицией. Согласно статье 23 Конституции, права и свободы человека не подлежат ограничению. Введение широких трактовок этих понятий противоречит данному конституционному положению.
"К примеру, теперь за любую критику депутатами Жогорку Кенеша или журналистами членов правительства, сотрудников аппарата или представителей исполнительной власти можно подвести под "клевету", "оскорбление" или "распространение ложной информации" с санкцией от 100 до 200 тысяч сомов", - говорится в анализе организации.
Законопроект также может привести к финансовому давлению на СМИ, активистов и пользователей соцсетей.
Проектом закона планируется дополнить Кодекс о правонарушениях статьей 107-1 ("Клевета и оскорбление, содержащиеся в средствах массовой информации, на сайте в интернете или на странице сайта в интернете"). Она разделена на две части. Согласно документу, за оскорбления, то есть умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, содержащиеся в СМИ или на странице сайта в интернете, предлагается наказывать штрафом в 100 тысяч сомов для физических лиц и 200 тысяч - для юрлиц.
Высокие штрафы могут использоваться как инструмент для подавления критических высказываний и независимых голосов. Журналисты, общественные деятели и активисты начнут избегать обсуждения острых тем, опасаясь финансовых санкций. Это подрывает один из важнейших принципов демократического общества - свободу высказывания.
"Платформа действий медиа" Медиаэксперты подчеркивают: понимание того, что любое высказывание может привести к крупным штрафам, создаст атмосферу страха и запуганности. В результате этого общественная дискуссия станет менее свободной, что противоречит статье 10 Конституции, которая гарантирует свободу СМИ и запрещает цензуру.
Одним из ключевых вопросов законопроекта, как отмечают в "Платформе действий медиа", является назначение Минкультуры в качестве регулятора, ответственного за мониторинг информации в социальных сетях и СМИ. Это назначение создает очевидный конфликт интересов и вызывает серьезные опасения по поводу объективности и независимости регулирования.
"Министерство культуры, будучи подотчетным различным государственным структурам, включая администрацию президента и кабинет министров, не может оставаться независимым арбитром в вопросах, связанных с критикой властей. Ведомство подвергается регулярным аудитам Счетной палаты и налоговым проверкам, что делает его зависимым от давления других государственных органов. Это еще более подчеркивает отсутствие независимости и возможности свободного принятия решений", - заметили активисты.
Медиаэксперты отметили, что Минкультуры не является правоохранительным органом и не может объективно защищать права граждан. Это приводит к нарушению принципа разделения властей, при котором только судебные органы должны рассматривать подобные дела. В "Платформе действий медиа" также заметили, что Министерство культуры может оказаться инструментом для продвижения определенной политической повестки, удобной для власти. Например, мониторинг информации может быть избирательным, с акцентом на тех журналистов, активистов или пользователей соцсетей, которые критикуют правительство. Это создаст дисбаланс в обществе и поставит под угрозу права граждан на свободное выражение мнений, предусмотренные статьей 19 МПГПП.
Для того чтобы регулирование информационного пространства в КР было справедливым и соответствовало международным стандартам, эксперты считают необходимым создание независимого органа, который будет подотчетен только закону и правосудию, а не политическим структурам. Примером таких органов могут служить медиаомбудсмены в других странах или комиссии по защите прав СМИ, которые действуют независимо от правительства.
В заключение медиаэксперты указали на несоразмерность наказания. Размеры штрафов в 100 и 200 тысяч сомов, предусмотренные законопроектом, совершенно не соответствуют реальным доходам населения республики. Средняя заработная плата в стране составляет около 34 тысяч сомов, что делает такие штрафы чрезмерно высокими и экономически необоснованными.
"Платформа действий медиа" представляет собой инициативу по развитию медиасектора, продвижению свободы слова, доступа к информации и плюрализма мнений. Она объединяет 68 медиа, журналистов, медиаэкспертов, представителей общественных и других заинтересованных организаций, которые разделяют эти ценности и самостоятельно соорганизуются для их продвижения.