28 сентября 2024, 11:15
Источник 24.kg
Комментарии
Последние несколько лет в Кыргызстане активно развиваются маркетплейсы, которые уже стали частью привычного образа жизни для многих покупателей. Онлайн-шопинг намного удобнее традиционных походов по магазинам: не нужно тратить много времени на поиски разных товаров, можно найти все в одном месте, заказать в пару кликов и забрать в удобное время.
Пункты выдачи заказов - часть логистической инфраструктуры, которая делает сервис еще удобнее для пользователей. Сегодня мы пообщались с Александром, владельцем сети из трех пунктов выдачи заказов Ozon, одного из крупнейших маркетплейсов на территории СНГ.
- Расскажите немного о себе, что вас вдохновило на этот бизнес? Почему решили открыть пункт выдачи заказов Ozon?
- До недавнего времени я работал в московском офисе крупной международной компании, занимался таможенным оформлением грузов. В какой-то момент я понял, что хочу двигаться дальше, перестать развивать чужой бизнес и открыть собственный. Порядка двух лет я готовился к этому шагу, рассматривал и просчитывал самые разные варианты. В числе прочего меня интересовали продажи на маркетплейсах, запуск сети вендинговых автоматов и еще много разных проектов. Я изучал нюансы, анализировал рынок, делал расчеты, но все это казалось связанным со слишком высокими рисками.
Не так давно я вернулся из России в Кыргызстан и узнал, что в нашу страну пришел Ozon. В тот момент как раз шла активная рекламная кампания, но пунктов выдачи в Бишкеке еще было очень мало. Я быстро понял, что мне интересно это направление и начал его изучать.
- Что вы сделали в первую очередь, решив открыть пункт выдачи?
- Я внимательно прочитал договор оферты и разобрался во всех условиях. Далее прогулялся по уже открытым ПВЗ, пообщался со знакомыми и изучил множество видео об этом бизнесе на YouTube. Я рассматривал разные маркетплейсы, но выбрал именно Ozon, так как, во-первых, его условия оказались самыми выгодными для меня, а во-вторых, компания только недавно пришла в Кыргызстан и пока в Бишкеке пунктов выдачи немного, а значит и конкуренция минимальна.
Я сразу понял, что все самые вкусные места в городе еще свободны и я спокойно могу выбрать идеальные локации.
У меня с самого начала было желание открыть не один пункт выдачи, а сеть из нескольких точек.
Внимательно изучив город, данные о населении и основных точках притяжения, я остановился на трех районах: "Юг-2", Орто-Сайском рынке и "Рабочем городке". Далее составил бизнес-план, просчитал примерные сроки окупаемости и начал действовать. Уже сейчас могу сказать, что реальность даже превзошла мои ожидания, бизнес идет отлично.
- Расскажите подробнее об открытии точек, как проходил этот процесс?
- На старте я сосредоточился на открытии одного пункта. Первый мой ПВЗ расположен практически в центре, в районе "Юг-2" в новом жилом комплексе. Здесь мне повезло с помещением: я связался с арендодателем на этапе, когда помещение еще только готовили к сдаче в аренду и фактически моя точка была первым бизнесом, открывшимся в этом комплексе. Поэтому собственник пошел мне навстречу и сделал ремонт полностью за свой счет, существенно сократив мои расходы на открытие бизнеса. Этот пункт у меня работает уже три месяца.
Помещение для второй точки я искал дольше, но в итоге мне удалось найти вариант в непосредственной близости от Орто-Сайского рынка, в месте с хорошей проходимостью. Когда я искал место для третьего пункта Ozon, к тому моменту стало можно открывать ПВЗ на территории другого бизнеса. Я договорился с администрацией супермаркета "Азия", расположенного на шоссе, которое проходит через весь "Рабочий городок". Изначально тут сдавалось в аренду только 22 квадратных метра, а для пункта выдачи Ozon требуется минимум 25. Но мне пошли навстречу, сдвинули расположенные рядом банкоматы и выделили 30 квадратов, на которых я уже сам построил все необходимые перегородки.
Второй и третий пункты я открывал одновременно, и именно это оказалось самым сложным, ведь надо было делать все в двойном объеме. Зато я уже знал все нюансы и, например, у моего поставщика мебели уже были все чертежи, он просто сделал еще 2 комплекта. В итоге все получилось, и буквально несколько дней назад эти точки начали работать. Сейчас я как раз отлаживаю там процессы.
- Как к вашему новому бизнесу отнеслись ваша семья и друзья?
- Все меня поддержали и очень помогали мне на всех этапах. У одного из моих друзей знакомый занимается мебелью, и с ним удалось договориться о скидке, еще один мой друг помог с видеонаблюдением, а мой брат работает с металлом, и мы с ним вместе изготовили стеллажи. Подключились и моя девушка, которая помогала приводить в порядок помещения после ремонта, и вся семья в целом. Близкие помогают мне и сейчас, например, всегда выбирают мои пункты выдачи для доставки товаров с Ozon.
- А какую помощь предоставил Ozon?
- У Ozon стандартные условия для владельцев пунктов выдачи и на самом деле в них входит много всего. Компания очень помогает в плане раскрутки. Бесплатно выдает вывеску и все брендированные материалы вплоть до обоев и таблички с графиком работы, добавляет новый ПВЗ на собственную карту, а также на карты "Яндекс", Google и 2GIS, оповещает всех своих пользователей об открывшемся рядом с ними пункте выдачи.
Кроме того, есть финансовая поддержка, которая очень помогает и на которую я особенно рассчитываю со своими вторым и третьим пунктом.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее про раскрутку, вы что-то делаете сами для привлечения клиентов?
- Да, я безусловно заинтересован в потоке клиентов, так как доход владельца пункта выдачи заказов Ozon - это процент от оборота точки. Я давал рекламу в социальных сетях, в основном в местных сообществах, а также напечатал листовки, которые распространял в соседних кварталах. Все это помогло нарастить базу клиентов. В дальнейшем планирую также размещать наружную рекламу в городе.
Кроме того, мы активно работаем с клиентами. Я учу своих сотрудников стандартам общения с ними. Очень важно всегда быть вежливыми и стараться помочь, чтобы посетитель остался доволен и возвращался в твою точку.
Бывает, что к нам заходят люди, которые пока не знакомы с Ozon и с маркетплейсами в принципе. Им мы всегда объясняем, как это работает, помогаем разобраться с приложением и сделать заказ.
Мы не обязаны, но это в наших интересах.
- А сколько сотрудников у вас сейчас работает? Расскажите, как вы их искали и обучали, насколько сложно было выстроить процессы?
- Самым сложным оказалось освоить все самому в начале. Первый месяц я сам работал в пункте выдачи, выполняя все задачи. Это было необходимо, чтобы разобраться во всех процессах и понять, как все должно работать. Ozon помогает с обучением, компания предоставляет очень наглядные и подробные материалы, в которых описана каждая операция. Все это сделано в удобной интерактивной форме.
После первого месяца я нашел двух людей, которых легко обучил с помощью материалов Ozon. А сейчас, когда мне понадобились сотрудники на новые пункты выдачи, я нанял еще троих, которым хватило буквально пары дней работы вместе с опытным сотрудником, чтобы во всем разобраться. Сейчас у меня небольшая команда, в которой я еще выстраиваю эффективное взаимодействие. Иногда при необходимости могу выйти работать сам.
- Поделитесь вашими планами на будущее.
- Сейчас я занимаюсь выстраиванием всех процессов в трех своих пунктах выдачи. Далее займусь маркетингом, так как продвижение все же играет большую роль в любом бизнесе. Когда пункты выйдут на самоокупаемость, скорее всего открою еще две точки, так как я с самого начала планировал сеть. А дальше буду анализировать ситуацию и принимать решения по обстоятельствам.
- Что вы могли бы посоветовать тем, кто только задумывается об открытии пункта выдачи заказов Ozon в Кыргызстане?
- Обязательно нужно внимательно изучить договор с Ozon, чтобы понимать все условия сотрудничества. Но самое главное, конечно, - это правильный выбор локации. Если вы нашли помещение с хорошим ремонтом и небольшой стоимостью аренды, но оно находится в малонаселенном районе, ваш бизнес не будет успешен. Лучше заплатить более высокую стоимость и самостоятельно сделать ремонт, но открыться в месте, где много точек притяжения.
Открыть пункт выдачи заказов Ozon не сложно. Необходимо изучить интерактивную карту на сайте, определиться с локацией, подобрать помещение и подать заявку. Подготовка к открытию занимает всего две недели, которые нужны чтобы сделать в помещении косметический ремонт. Ozon предоставляет партнерам бесплатно вывеску и маркетинговые материалы, наносит новый пункт на карту и оповещает о его открытии своих пользователей. Кроме того, маркетплейс предоставляет гарантированную финансовую поддержку, которая выплачивается ежемесячно и составляет до 412 тысяч сомов за первые полгода работы. Узнать подробности можно на сайте Ozon.