ЦИК Кыргызстана подготовил проект изменений в Закон "О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша", чтобы защитить права людей с ограниченными возможностями, желающих принять участие в выборах. Документ подготовлен по инициативе главы государства и внесен в парламент на рассмотрение.
В справке-обосновании к законопроекту говорится, что ранее Конституционный суд отметил: Закон "О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша" не предусматривает специального регулирования порядка участия лиц с инвалидностью в демократических выборах по мажоритарной избирательной системе по вопросу внесения суммы избирательного залога, соответственно, они реализуют свое право на участие в выборах на общих основаниях.
В Центризбиркоме пришли к выводу, что "действие оспариваемой нормы применительно к лицам с инвалидностью не отвечает принципу равенства в глубоком конституционно-правовом понимании, поскольку не содержит компенсаторных механизмов по сбалансированию положения различных социальных групп".
Правовое регулирование избирательного процесса должно выполнять задачу не только по установлению преград, в том числе финансовыми инструментами, участия в демократических выборах безответственных лиц, преследующих лишь собственные интересы, но и выявлению степени поддержки избирателей, которыми обладает тот или иной кандидат.
Парламент должен представлять общество во всем его многообразии, поэтому особого внимания требуют вопросы его формирования и предоставления возможности участия в нем как можно большего количества социальных групп, в особенности лиц с инвалидностью.
"При этом очевидным является то, что должны иметь возможность участия в выборах те кандидаты, которые пользуются достаточной поддержкой электората, поскольку ключевым механизмом легитимации власти выступает выявление степени доверия избирателей к кандидату.
В рассматриваемом контексте лицам, находящимся в социально уязвимом положении, особенно ввиду ограниченности возможностей здоровья, но имеющим поддержку населения, должна быть гарантирована возможность использования альтернативных вариантов его регистрации в качестве кандидата", - поясняется в обосновании.
Сущность пассивного избирательного права заключается в том, что гражданин наделен правом выдвинуть свою кандидатуру и в конкурентной борьбе при равных условиях быть избранным на выборную должность. При этом государство обязано создать равные возможности для реализации этого права на всех этапах избирательного процесса: выдвижения, регистрации, предвыборной агитации, голосования и подведения итогов.
"Однако равный подход в избирательном процессе не означает установление одинаковых требований ко всем без учета таких обстоятельств, как ограниченность у некоторых возможностей здоровья. Введение такого правового механизма, при котором социально уязвимые группы населения, в особенности ввиду ограниченности возможностей здоровья, но имеющие необходимую поддержку населения, имели бы возможность без непреодолимых преград наравне с трудоспособным большинством быть зарегистрированными в качестве кандидатов на выборах и быть избранными в высшие органы государственной власти, представляется целесообразным для обеспечения условий участия лиц с инвалидностью в выборах", - полагают в ЦИК.
Ведомство предлагает для кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу, являющихся лицами с инвалидностью, установить избирательный залог с учетом группы инвалидности:
- инвалидам III группы - в семисоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя;
- инвалидам I и II групп - в пятисоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя.