Национальный банк инициировал пересмотр требований к минимальному размеру уставного капитала операторов платежных систем (ОПС) и платежных организаций (ПО). Соответствующий проект постановления опубликован для общественного обсуждения.
Нововведения направлены на повышение финансовой устойчивости участников рынка и защиту прав потребителей.
Текущие требования и вызовы За последние пять лет рынок платежных услуг в стране значительно вырос: увеличилось число участников, а также выросли объемы и количество платежей. С июня этого года платежные организации получили право выпускать банковские карты и работать с электронными деньгами, что расширяет их роль и приближает функции к коммерческим банкам.
Минимальные требования к уставному капиталу ОПС и ПО не пересматривались с 2019-го. В настоящее время действуют следующие нормы по уставному капиталу:
- платежная организация - не менее 2 миллионов сомов;
- оператор платежной системы - не менее 1 миллиона сомов;
- совмещение деятельности платежной организации и оператора платежной системы - не менее 3 миллионов сомов;
- ОПС/ПО, осуществляющие трансграничные платежи или платежи на Единый казначейский счет (в пользу бюджета), - не менее 10 миллионов сомов.
Нацбанк считает, что такой размер капитала не соответствует современным масштабам операций и не способен обеспечить устойчивость организаций на фоне роста оборота платежей.
Справка На 1 июля 2024 года лицензии на деятельность операторов платежных систем и платежных организаций имеют 40 юридических лиц. За последние пять лет объем платежей, проведенных через такие организации, увеличился в 11,5 раза - с 32,8 миллиарда сомов в 2019-м до 379,9 миллиарда в 2023 году.
Средняя сумма одного платежа выросла с 194,89 сома в 2019-м до 1 тысячи 615 сомов 22 тыйынов в 2023 году.
Регулятор считает, что действующие требования допуска на рынок остаются слишком мягкими, что привело к удвоению числа участников за последние три года.
При этом операторы платежных систем и платежные организации вкладывают большие средства в покупку и обслуживание программно-аппаратных комплексов.
Необходимость повышения уставного капитала На фоне растущих объемов платежей и увеличивающихся рисков НБ КР считает, что текущие требования к капиталу должны быть пересмотрены.
Новые требования к минимальному размеру уставного капитала, предлагаемые Нацбанком:
1. Минимальный размер капитала для вновь создаваемых:
- операторы платежных систем - не менее 20 миллионов сомов;
- платежные организации - не менее 30 миллионов сомов;
- совмещающие деятельность платежной организации и оператора - не менее 50 миллионов сомов.
2. Размеры уставного капитала для отдельных услуг:
- платежные услуги в пользу нерезидентов и бюджетные платежи - не менее 60 миллионов сомов;
- эквайринг платежных карт с лицензией оператора - не менее 80 миллионов сомов;
- оказание обеих услуг - не менее 110 миллионов сомов.
3. Требования для действующих операторов платежных систем. Для них предусмотрен поэтапный переход:
- с 1 июля 2025 года - не менее 8 миллионов сомов;
- с 1 июля 2026 года - не менее 15 миллионов сомов;
- с 1 июля 2027 года - не менее 20 миллионов сомов.
4. Требования для действующих платежных организаций:
- с 1 июля 2025 года - не менее 10 миллионов сомов;
- с 1 июля 2026 года - не менее 20 миллионов сомов;
- с 1 июля 2027 года - не менее 30 миллионов сомов.
5. Требования для совмещающих деятельность:
- с 1 июля 2025 года - не менее 18 миллионов сомов;
- с 1 июля 2026 года - не менее 35 миллионов сомов;
- с 1 июля 2027 года - не менее 50 миллионов сомов.
6. Требования для организаций с особыми платежными услугами:
Платежи нерезидентам и бюджетные услуги:
- с 1 июля 2025 года - не менее 40 миллионов сомов;
- с 1 июля 2026 года - не менее 50 миллионов сомов;
- с 1 июля 2027 года - не менее 60 миллионов сомов.
Эквайринг карт:
- с 1 июля 2025 года - не менее 48 миллионов сомов;
- с 1 июля 2026 года - не менее 65 миллионов сомов;
- с 1 июля 2027 года - не менее 80 миллионов сомов.
Оказание обоих видов услуг:
- с 1 июля 2025 года - не менее 78 миллионов сомов;
- с 1 июля 2026 года - не менее 95 миллионов сомов;
- с 1 июля 2027 года - не менее 110 миллионов сомов.
7. Увеличение требований в зависимости от значимости системы:
- системно значимая платежная система - на 200 миллионов сомов;
- значимая платежная система - на 100 миллионов сомов;
- провайдер критичных услуг - на 100 миллионов сомов.
Международный опыт регулирования Национальный банк проанализировал международные практики в области регулирования уставного капитала платежных организаций:
Россия и Беларусь. В этих странах отсутствуют строгие требования к минимальному размеру капитала, но в РФ операторы платежных систем обязаны иметь чистые активы не менее 10 миллионов рублей (примерно 8,9 миллиона сомов).
Казахстан. С 1 июля 2024-го минимальный капитал увеличен в пять раз: для оказания одного вида платежных услуг - 150 миллионов тенге (примерно 30 миллионов сомов); за каждый дополнительный вид услуг - на 50 миллионов тенге больше.
Узбекистан. С 1 июля этого года минимальный уставный капитал операторов платежных систем вырос с 10 до 50 миллиардов сумов (примерно с 66 до 330 миллионов сомов), а для платежных организаций - с 1 до 10 миллиардов сумов (примерно с 6,6 до 66 миллионов сомов). С 1 июля 2025-го для операторов платежных систем показатель увеличится до 20 миллиардов сумов (примерно 132 миллиона сомов).
О последствиях Повышение требований к уставному капиталу укрепит финансовую устойчивость платежных систем и обеспечит защиту прав потребителей. Регулятор подчеркивает, что это снизит риски ликвидности и обеспечит выполнение обязательств перед клиентами и банками. Новые нормы помогут снизить риски ликвидности, а также операционные и системные риски. Это позволит укрепить финансовую устойчивость участников рынка и обеспечит выполнение обязательств перед клиентами и контрагентами, включая банки и другие финансовые учреждения.
Однако существует вероятность, что некоторые участники не успеют выполнить новые требования в срок. Это может привести к их уходу с рынка. Несмотря на такие риски, Нацбанк уверен, что принятые меры создадут более надежную финансовую инфраструктуру и повысят доверие граждан к платежным сервисам.