22 ноября 2024, 12:00
Источник 24.kg
Комментарии
В Баку завершается 29-я сессия конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29), для участия в которой зарегистрировалось более 70 тысяч человек. Главной темой обсуждения стало климатическое финансирование. Один из вопросов - сколько развитые страны должны платить развивающимся и в какой форме.
"Заплатите!" В 2009-м в Париже богатые государства обещали довести финансирование до $100 миллиардов в год к 2020-му. Цель достигли с опозданием в два года. Хотя некоторые относятся к достижению скептически, поскольку проблема в том, как и какие ресурсы можно считать климатическим финансированием, единого подхода, стандарта даже среди банков и международных организаций нет. Поэтому остается повод для споров.
Сейчас стоит вопрос, что делать дальше и какую новую коллективную количественную цель принять. Предложений много. Одни считают, что нужно удвоить прежнюю сумму, вторые требуют не меньше $1 триллиона и не в виде кредитов, а грантовой помощи, а третьи и вовсе настаивают на выделении до $5 триллионов.
"Призываем развитые страны довести сумму помощи развивающимся государствам до $2 триллионов и облегчить доступ к этому финансированию", - заявил на саммите мировых лидеров президент Кыргызстана Садыр Жапаров.
Хотя вряд ли можно рассчитывать, что со $100 миллиардов сразу прыгнут до $1 триллиона.
"Будет хорошо, чтобы планку в $100 миллиардов не снизили, а твердо ее закрепили бы и шли только в сторону постепенного повышения", - считает заместитель директора Центра климатического финансирования (ЦКФ) Асель Мадыбаева.
Сколько надо Кыргызстану? Наша республика, как и другие страны мира, разработала определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ), в котором обозначены направления для низкоуглеродной трансформации до 2030 года с учетом национальных приоритетов и Целей устойчивого развития.
"Для эффективной реализации ОНУВ Кыргызстану необходимо мобилизовать беспрецедентный объем климатического финансирования, - заявляла на центральноазиатской конференции по вопросам изменения климата, которая прошла в мае 2024-го в Алматы, заместитель министра природных ресурсов, экологии и технического надзора Асель Раимкулова.
Общая расчетная стоимость адаптационных и минимизирующих риски мер составляет около $11 миллиардов.
Из них 37 процентов - собственные ресурсы, средства частного сектора, международных доноров и национального бюджета, а 63 процента - потребность международной финансовой поддержки.
ОНУВ обновляли в 2021 году. Что сделали за это время, какое финансирование привлекли, каких показателей достигли и почему некоторые намерения не соблюдаются, в Минприроды 24.kg четко не ответили.
В ведомстве подчеркнули, что ОНУВ - это добровольные обязательства, которые страны принимают на себя для сокращения выбросов парниковых газов и достижения климатических целей. Государства обязуются представлять их и обновлять каждые пять лет. Реализация зависит от политической воли, внутренних условий и ресурсов каждой страны.
В беседе 24.kg с заместителем председателя кабинета министров Эдиль Байсалов заметил, что поручил пересмотреть ОНУВ. По его словам, предыдущие власти взяли на себя завышенные обязательства.
"Кыргызстанцы и так являются глобальными чемпионами по сокращению парниковых выбросов по сравнению с 1990 годом. Наш народ не будет отказываться от права на собственное развитие. Будем развивать свои шахты, строить металлургические заводы", - сказал чиновник.
Где взять деньги? Пока неизвестно, что изменится в ОНУВ и повлияет ли это на необходимую сумму финансирования для его реализации. Хотя потребность на адаптацию к последствиям изменения климата остается значительной.
Тем временем КР разрабатывает проект страновой программы сотрудничества с Зеленым климатическим фондом на 2024-2027 годы.
ЗКФ - глобальный фонд, созданный Рамочной конвенцией ООН об изменении климата для поддержки развивающимся государствам в решении проблем изменения климата. В мае 2024-го Асель Мадыбаева сообщала, что на рассмотрении ЗКФ находятся три проектные концепции Кыргызстана.
"Однако сейчас обстоятельства немного поменялись. ЗКФ в процессе изменений своих правил и процедур, он переходит на новую форму партнерства - государства должны подготовить страновые программы сотрудничества на один четырехлетний цикл. В настоящее время КР готовит этот документ и портфель наиболее приоритетных проектов, которые планируется реализовать за этот цикл", - пояснила она 24.kg.
В целом процедура рассмотрения и одобрения климатических проектов долгая и сложная. Чтобы продвинуть один проект, по словам Асель Мадыбаевой, надо минимум от полутора до трех лет. В этой связи Кыргызстану нужно повышать технический потенциал по разработке хороших предложений.
Замдиректора ЦКФ отметила, что бюджет ЗКФ на четырехлетний цикл составляет $11 миллиардов на весь мир.
"Конечно, этого мало, учитывая огромную конкуренцию между развивающимися странами за эти ресурсы", - сказала она.
Асель Мадыбаева добавила, что из $100 миллиардов совокупного климатического финансирования ресурсы именно ЗКФ составляют буквально 2 процента, поэтому возлагать большие надежды не стоит и нужно искать другие источники финансирования. В том числе перенаправлять на вопросы экологии внутренние ресурсы государства.
Впрочем, особых надежд на климатическое финансирование Кыргызская Республика не питает. "Из года в год на СОР мы видим цифры, о которых заявляют, - о сотнях миллиардов долларов, но это все просто остается на бумаге. Может, до кого-то из развивающихся стран и доходит, но до нас нет, - заметил Эдиль Байсалов. - Мы уже не такие наивные. Никаких денег, конечно, никто нам не собирается давать".
В своих выступлениях на полях COP29 он не раз подчеркнул, что Кыргызстан будет направлять собственные усилия и часть бюджета на экологические нужды.
Самое главное, по его словам, - изменить свои привычки и поведение. Замглавы кабмина призвал беречь воду, утеплять здания, менять печи, сокращать выбросы вредных веществ в атмосферу. Горы требуют особого внимания На конференции КР впервые установила национальный павильон и активно продвигала повестку по устойчивому развитию горных регионов.
Отмечено, что горы - одна из крупнейших экосистем, которая является важным источником водного, энергетического и биологического разнообразия и ценных ресурсов.
Горные экосистемы крайне уязвимы к изменению климата, экстремальным погодным явлениям, вырубке лесов, деградации земель, загрязнению и стихийным бедствиям.
Одним из наиболее заметных последствий изменения климата для гор является быстрое таяние ледников, которое не только угрожает местному биоразнообразию, но и ставит под угрозу водную безопасность миллионов людей, которые зависят от питаемых ледниками рек для питьевой воды, сельского хозяйства и гидроэнергетики.
"Горные страны наиболее уязвимы к изменению климата, хотя вносят наименьший вклад в глобальные выбросы парниковых газов", - заметил на полях COP29 глава государства Садыр Жапаров.
Он призвал представителей горных стран присоединиться к Декларации по изменению климата, горам и ледникам, которая является политическим документом для привлечения внимания мирового сообщества к проблемам гор и ледников.
Известно, что несколько государств присоединились к документу во время конференции. Это поможет укрепить коллективные обязательства по повышению устойчивости горных сообществ и обеспечивать стабильное будущее для горных регионов и миллионов людей, которые зависят от них.
Материал подготовлен в рамках стипендиальной программы "Медиапартнерство по изменению климата - 2024", организованной Internews' Earth Journalism Network и Центром мира и безопасности Стэнли.