Как российским гражданам получить свою пенсию в Кыргызстане, рассказал посол РФВ двух микрорайонах Бишкека временно отключили отопление

Изменение правил и снижение кредитных ставок ударит по финансированию бизнеса

 

Фотографии: 24.kg

25 ноября 2024, 12:00       Источник 24.kg       Комментарии

Группа депутатов Жогорку Кенеша предложила снизить максимально допустимые процентные ставки до уровня, установленного Нацбанком, с добавлением 3 процентов для кредитов, выданных коммерческими банками, и 7 процентов для кредитов, выданных небанковскими финансовыми учреждениями. Концепция законопроекта уже одобрена. Однако Международный деловой совет выступил категорически против. Что предлагается? Бизнес-сообщество считает - такие изменения могут сделать кредитование нерентабельным, что может ухудшить ситуацию для предпринимателей, замедлить экономику и уменьшить привлекательность страны для инвесторов.
В МДС сообщили, что одной из главных проблем бизнеса в Кыргызстане остается доступ к финансированию.
Это подтверждается многочисленными обращениями предпринимателей в Международный деловой совет, встречами с бизнесменами по всей республике и данными международных организаций.
"Поэтому удивляет появление законопроектов, которые могут привести к сокращению или сворачиванию деятельности финансово-кредитных учреждений в КР, а также к снижению притока финансовых ресурсов в страну", - отмечают в организации.
После регистрации проекта закона 20 мая 2024 года в Жогорку Кенеше бизнес-ассоциация, объединяющая крупных налогоплательщиков республики, не раз направляла замечания и предложения, однако их полностью не учли. На данный момент документ рассматривают в первом чтении, и его концепция уже одобрена двумя комитетами парламента. МДС считает важным донести общую позицию бизнеса по этому законопроекту. Как складывается процентная ставка? В рыночной экономике процентные ставки устанавливают в зависимости от спроса и предложения, отражая стоимость денег, инфляцию и риски. Когда государство вмешивается и ограничивает данные ставки, это искажает рынок.
Банки начинают сокращать объемы кредитования, что ограничивает доступ к деньгам, приводит к дефициту кредитных ресурсов, росту теневого рынка и снижению конкуренции.
Более того, финансовые учреждения теряют возможность учитывать инфляцию и риски, что делает кредитование невыгодным.
Кроме того, в проекте закона не учитывают такие важные факторы, как себестоимость кредитов и то, как формируются процентные ставки. Ставки по кредитам рассчитывают с учетом стоимости привлеченных средств, включая депозиты и международные займы, валютных и страновых рисков. Также важны обязательства по созданию резервов, уплата налогов, операционные расходы и другие издержки банков.
Искусственное снижение процентных ставок может привести к тому, что кредиты станут менее доступными для предпринимателей, так как финансовые учреждения ужесточат условия кредитования из-за сокращения доходности и повышения рисков.
Чтобы снизить нагрузку от высоких процентных ставок, в мировой практике применяют такие меры, как стимулирование конкуренции, повышение кредитного рейтинга государства и требования по раскрытию информации. Текущее состояние рынка и сравнение с регионом По данным Национального банка Кыргызстана, в 2023 году средняя процентная ставка по кредитам в республике составила 18 процентов при объеме кредитного портфеля 257 миллиардов сомов, что является умеренным показателем для небольшого рынка.
Для сравнения, в Казахстане ставки для физических и юридических лиц составили 19,2 и 19,1 процента при кредитном портфеле 5,08 триллиона сомов.
В Узбекистане - 23,67 и 21,98 процента при портфеле 3,15 триллиона сомов. В России - от 13,18 до 19,53 процента при кредитном портфеле 73 триллиона сомов.
Более крупные кредитные портфели позволяют банкам снижать ставки за счет экономии на масштабе и более эффективного распределения рисков, что способствует привлечению более дешевых ресурсов и увеличению спроса. Несмотря на ограниченный объем рынка, КР демонстрирует конкурентоспособные ставки. Влияние на рынок микрофинансирования Принятие предложенного законопроекта может существенно повлиять на микрофинансовые организации (МФО). В прошлом году они привлекли 83 процента своих ресурсов в валюте от иностранных инвесторов, что составило 20 миллиардов сомов, при этом стоимость привлеченных средств колебалась от 18 до 20 процентов в национальной валюте.
Этот проект закона может привести к негативным последствиям для сектора, которые будут противоречить целям "Основных направлений развития сектора микрофинансирования в Кыргызстане на 2022-2025 годы".
Вместо ожидаемого роста активов до 42 миллиардов сомов они могут сократиться до 15-16 миллиардов, а кредитный портфель - до 14-15 миллиардов сомов вместо прогнозируемых 38 миллиардов.
Микрокредиты играют важную роль в финансировании самозанятых граждан, особенно в регионах страны, где у людей нет доступа к банковским кредитам. Если поддержка МФО снизится, это затруднит их способность выдавать кредиты, что окажет негативное воздействие на малый бизнес и самозанятых граждан. Международная практика Примеры Кении и Замбии показывают, что слишком жесткое регулирование процентных ставок может иметь отрицательные последствия для экономики. В Кении в 2016 году принят закон, который ограничил ставки на 4 процентных пункта выше ставки Центрального банка. В итоге банки начали отказываться от кредитования малого и среднего бизнеса и стали инвестировать в более безопасные государственные облигации. Из-за этого доступность кредитов для малого и среднего бизнеса (МСП), который составляет более 98 процентов всех предприятий в Кении, сократилась на 50 процентов. Закон отменили в 2019-м.
В Замбии, где аналогичные ограничения ввели в 2013 году, банки стали уменьшать количество кредитов для более рискованных заемщиков, чв итоге выросло неформальное кредитование с высокими ставками. Эти меры отменили в 2015-м.
Эти примеры показывают, что вмешательство в процесс формирования процентных ставок может привести к снижению кредитной активности, изоляции уязвимых групп и замедлению экономического роста. Ограничение на использование третейских судов Законопроект также предлагает ограничить возможность передачи споров по договорам залога в Третейский суд.
Это приведет к увеличению нагрузки на государственные суды, что замедлит процесс решения споров и снизит его эффективность. Также повысится риск для кредиторов, так как они потеряют возможность быстро решать вопросы.
Такое изменение ослабляет свободу договорных отношений и снижает доверие к альтернативным методам разрешения споров, что негативно отразится на деловом климате в республике. Как снизить процентные ставки рыночными методами? Чтобы достичь целей законопроекта, стоит подумать о стимулировании конкуренции на финансовом рынке.
Это можно сделать через либерализацию финансовых услуг, создание условий для привлечения инвестиций и внешнего финансирования, ускорение цифровизации банков, улучшение законодательства о защите прав потребителей, введение налоговых льгот для финансовых организаций и усиление контроля за финансовыми учреждениями.
Международный деловой совет надеется, что эти предложения будут учтены и законопроект доработают.

Ссылка на новость:
https://for.kg/news-858306-ru.html

Читайте также

Глава кабмина КР оставил запись в книге соболезнований в посольстве Азербайджана

Уровень инфляции в Кыргызстане составляет 6,2 процента - Нацбанк

ЖК принял законопроект о свободе вероисповедания и направил его президенту

В бишкекской больнице скончался пациент. Задержан мужчина, который его ударил

ГКНБ вернул гостиничный комплекс "Ош-Нуру" на баланс государства

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru