Председатель Кабинета министров Адылбек Касымалиев утвердил Положение о порядке рассмотрения вопросов административно-территориального устройства Кыргызстана и о деятельности межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов административно-территориального устройства и географических названий при Кабмине.
Как говорится в постановлении Кабмина от 25 марта 2025 года № 149, также утверждены
- Положение о порядке наименования, переименования географических объектов, учете и регистрации географических названий в КР;
- Положение о порядке наименования и переименования объектов государственного значения;
- Положение о передаче названий географических объектов КР буквами латинского алфавита.
Постановление вступает в силу по истечении 15 дней со дня официального опубликования (газета "Эркин Тоо" от 28 марта 2025 года №23).
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке рассмотрения вопросов административно-территориального устройства Кыргызской Республики и о деятельности Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов административно-территориального устройства и географических названий при Кабинете Министров Кыргызской Республики Глава 1. Общие положения
1. Положение о порядке рассмотрения вопросов административно-территориального устройства Кыргызской на рассмотрению вопросов административно-территориального устройства и географических названий при Кабинете Министров Кыргызской Республики (далее - Положение) определяет порядок рассмотрения вопросов административно-территориального устройства Кыргызской Республики, образования, упразднения, учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц и населенных пунктов, установления и изменения их границ, а также деятельность Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов административно-территориального устройства и географических названий при Кабинете Министров Кыргызской Республики (далее - Межведомственная комиссия).
2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики" и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Глава 2. Порядок рассмотрения вопросов административно-территориального устройства
3. Изучение вопросов административно-территориального устройства включает:
- обсуждение вопросов административно-территориального устройства на сходе жителей села соответствующей территории и протокольное оформление принятого решения местного сообщества;
- рассмотрение принятого решения местного сообщества на сессии соответствующего местного кенеша с принятием постановления местного кенеша.
До рассмотрения вопроса на сессии местного кенеша исполнительным органом местного самоуправления готовится перечень необходимых документов, содержащих сведения о размерах изменяемой территории, административном центре изменяемой территории, наименовании или переименовании изменяемой территории, численности населения, а также о социально-культурных объектах, предприятиях и учреждениях;
- решение местного кенеша вместе с вышеперечисленными документами рассматривается в местной государственной администрации.
В случае одобрения решение местной государственной администрации по данному вопросу вместе со всеми документами и материалами вносится на рассмотрение аппарата полномочного представителя Президента Кыргызской Республики в области.
Также готовится схематическая карта территории, которая подписывается руководителями представительных и исполнительных органов местного самоуправления, принимающих и передающих территории, их подписи заверяются печатями;
- решение местной государственной администрации рассматривается полномочным представителем Президента Кыргызской Республики в области, при одобрении решение полномочного представителя Президента Кыргызской Республики в области и пакет документов вносятся на рассмотрение Межведомственной комиссии;
- Межведомственная комиссия, после изучения представленных документов, выносит соответствующее заключение и готовит акт научной экспертизы, экономический расчет проводимых преобразований и переименований;
- на основании заключения Межведомственной комиссии разрабатывается соответствующий законопроект и в установленном порядке вносится на рассмотрение Кабинета Министров Кыргызской Республики.
Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики в установленном порядке вносит законопроект на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Глава 3. Порядок работы Межведомственной комиссии
4. Межведомственная комиссия является постоянно действующим органом по рассмотрению вопросов административно-территориального устройства и географических названий.
5. Межведомственная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Кыргызской Республики "Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики", "О географических названиях", и иными законами и подзаконными актами Кыргызской Республики, а также настоящим Положением.
6. Основными задачами Межведомственной комиссии являются:
- рассмотрение документов и материалов по вопросам административно-территориального устройства, наименований и переименований административно-территориальных единиц, населенных пунктов и географических названий;
- подготовка заключений по вопросам административно-территориального устройства, наименований и переименований административно-территориальных единиц, населенных пунктов и географических названий;
- подготовка акта научной экспертизы по вопросам проводимых преобразований, наименований и переименований;
- подготовка проектов нормативных правовых актов по вопросам административно-территориального устройства, наименований и переименований административно-территориальных единиц, населенных пунктов и географических названий.
7. Межведомственная комиссия имеет право:
- запрашивать у государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, должностных лиц необходимые для своей деятельности документы и материалы;
- образовывать экспертные и рабочие группы с участием представителей организаций, учреждений и специалистов;
- вносить в государственные органы предложения по административно-территориальному устройству Кыргызской Республики, географическим названиям, наименованию и переименованию административно-территориальных и территориальных единиц, а также населенных пунктов.
8. Организация деятельности Межведомственной комиссии.
Состав и численность Межведомственной комиссии утверждаются решением Кабинета Министров Кыргызской Республики. Межведомственную комиссию возглавляет первый заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики, курирующий вопросы регионального развития и развития местного самоуправления.
Председатель Межведомственной комиссии имеет одного заместителя, который в отсутствие председателя замещает его.
Заседания Межведомственной комиссии проводятся на регулярной основе и считаются действительными, если на них присутствует не менее половины ее членов.
Решения Межведомственной комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, оформляются протоколами, подписываются председателем Межведомственной комиссии, при равенстве голосов решающим является голос председательствующего.
9. Рабочим органом Межведомственной комиссии является уполномоченный государственный орган по делам государственной службы и местного самоуправления, в задачи которого входят подготовка необходимых документов и материалов к заседаниям Межведомственной комиссии, обеспечение информационно-аналитическими материалами, разработка и обобщение представленных материалов, оформление и осуществление контроля, подготовка проектов нормативных правовых актов по вопросам административно-территориального устройства и географическим названиям.
| Приложение 2 | | |
| | | (к постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики
от 25 марта 2025 года № 149) |
Положение о порядке наименования, переименования географических объектов, учете и регистрации географических названий в КР Глава 1. Общие положения
1. Положение о порядке наименования, переименования географических объектов, учете и регистрации географических названий в Кыргызской Республике (далее - Положение) определяет основные требования, нормы и правила реализации Закона Кыргызской Республики "О географических названиях в Кыргызской Республике".
2. Настоящее Положение регламентирует порядок:
- решения вопросов в области наименований географических объектов;
- установления наименований и переименований географических объектов, определения единых норм и правил в области наименований географических объектов;
- учета и регистрации наименований географических объектов;
- нормализации и употребления наименований географических объектов;
- финансирования работ в области наименований географических объектов.
3. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
- наименования географических объектов - географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания;
- установление наименований географических объектов - выявление существующих наименований географических объектов, присвоение наименований географическим объектам и переименование географических объектов;
- нормализация наименования географического объекта - выбор наиболее употребляемого наименования географического объекта и определение написания данного наименования на языке, на котором оно используется.
4. На территории Кыргызской Республики подлежат наименованию и переименованию следующие географические объекты: горные системы, хребты, горные вершины, ущелья, ледники, равнины, долины и другие элементы рельефа суши; озера, реки, заливы, проливы и другие поверхностные водоемы; естественно-исторические области; подводные хребты, впадины, котловины, мели и другие элементы подводного рельефа; месторождения полезных ископаемых; геоморфологические комплексы; структурно-геологические и ландшафтные единства; области распространения рода, вида или другой таксономической категории растений и животных (ареалы); области, районы, города, айылные аймаки и другие населенные пункты, площади, проспекты, улицы, парки и другие подобные им объекты.
5. Наименование и переименование географических объектов осуществляются с учетом государственных интересов, а также географических, исторических, национальных, бытовых и других местных особенностей.
При рассмотрении вопросов, связанных с наименованием и переименованием географических объектов, в приоритетном порядке учитываются вопросы развития и укрепления национальной идеологии.
Глава 2. Присвоение наименований географическим объектам
6. Наименования в Кыргызской Республике присваиваются следующим объектам:
- вновь образуемым административно-территориальным единицам;
- новым населенным пунктам;
- безымянным физико-географическим объектам.
Присваиваемые наименования должны отражать наиболее характерные признаки географических объектов и окружающей среды, состоять не более чем из двух-трех слов, легко образовывать производные слова и соответствовать требованиям топонимики.
7. Переименования географических объектов в Кыргызской Республике допускаются:
- если несколько разных географических объектов имеют одинаковые названия и эти названия могут вызывать трудности в хозяйственной или другой деятельности;
- в целях возвращения отдельным объектам утраченных, но широко известных в прошлом и настоящем географических названий.
Утраченные наименования географических объектов выявляются по официальным картографическим, справочным изданиям и другим источникам путем опроса местного населения, географов и других специалистов.
8. Присвоение наименований и переименование физико-географических объектов, административно-территориальных единиц и иных населенных пунктов осуществляется путем принятия закона Кыргызской Республики.
Наименование и переименование физико-географических объектов, находящихся в пограничной полосе, производятся только в исключительных случаях и подлежат согласованию с уполномоченным государственным органом по внешней политике, уполномоченным государственным органом по пограничным вопросам.
При рассмотрении вопросов, связанных с наименованием и переименованием административно-территориальных единиц и населенных пунктов, необходимо глубоко и всесторонне изучать их с учетом того, что наименование и переименование административно-территориальных единиц и населенных пунктов влекут значительные расходы, порождают трудности в работе предприятий связи, транспорта, создают неудобства местному населению, а также иногда приводят к конфликтным ситуациям между этническими и родоплеменными группами.
9. Согласно критериям, определенным в настоящем пункте, административно-территориальным единицам, населенным пунктам и безымянным географическим объектам присваиваются имена лиц, непосредственно участвовавших в открытии, изучении, освоении или основании географических объектов, а также имена выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и исторических личностей, имеющих особые заслуги перед государством. К ним относятся:
- лица, непосредственно принимавшие участие в открытии, исследовании и освоении географических объектов, признанные на международном и государственном уровне, а также своими экономическими и научными достижениями внесли значительный вклад в развитие государства и общества;
- лица, занимавшие высшие государственные должности и должности руководителей государственных органов республиканского уровня, внесшие непосредственный вклад в образование, становление и развитие кыргызской государственности, практически реализовавшие цели, направленные на повышение уровня благосостояния народа и развитие общества;
- исторические личности и общественные деятели, внесшие вклад в развитие общества, улучшение жизни населения и сохранение мира;
- ученые, научные открытия которых были признаны научным сообществом мирового, международного, государственного масштаба крупнейшими научными открытиями, применение которых на практике способствовало развитию общества и государства, а также развитию самосознания нации, познанию человеком своей роли в обществе;
- представители культуры, признанные мировым и международным сообществом благодаря своим произведениям и исполненным ролям, представляющим высокую ценность в мировой культуре, культуре кыргызского народа;
- лица, проявившие самоотверженное мужество, отвагу при исполнении воинского, служебного или гражданского долга в опасных для жизни ситуациях;
- лица, которым присвоена высшая степень отличия "Кыргыз Республикасынын Баатыры" с вручением особого знака "Ак Шумкар", имеющие звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, награжденные орденом "Манас" трех степеней, орденами Ленина, Славы трех степеней, Трудовой Славы трех степеней (СССР);
- лауреаты государственных премий Кыргызской Республики, лауреаты Ленинской и Государственной премии СССР.
10. Соответствие рекомендуемых наименований или переименований административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также безымянных географических объектов вышеуказанным критериям, установленным пунктом 9 настоящего Положения, рассматривается Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов административно-территориального устройства и географических названий при Кабинете Министров Кыргызской Республики (далее - Межведомственная комиссия) на основании заключения Национальной академии наук Кыргызской Республики и предложений ономастической комиссии Кыргызской Республики при Национальной комиссии по государственному языку и языковой политике при Президенте Кыргызской Республики, а также с учетом мнений научно-общественных организаций соответствующих сфер и независимых экспертов, по итогам которого вносится предложение в Кабинет Министров Кыргызской Республики.
При присвоении или переименовании географических объектов запрещается присвоение одного и того же наименования нескольким объектам, расположенным в пределах одной административно-территориальной единицы.
11. Предложения о наименовании и переименовании административно-территориальных единиц, населенных пунктов, физико-географических объектов вносятся государственными органами, юридическими и физическими лицами Кыргызской Республики и направляются в органы местного самоуправления, на территории которых расположены эти объекты.
В предложении должны содержаться следующие обосновывающие данные и расчеты затрат на наименование и переименование географических объектов:
- местоположение объекта;
- расстояние до соответствующего административного центра, ближайших железнодорожной станции и почтового отделения;
- причины наименования, переименования или упразднения наименования;
- численность населения и наличие плана застройки (для населенного пункта).
12. Исполнительные органы местного самоуправления определяют мнение местного сообщества, информируют местное сообщество о необходимых расходах, а затем вносят на рассмотрение местного кенеша поступившее предложение о наименовании или переименовании географических объектов.
Местный кенеш, с учетом мнения местного сообщества, принимает решение о поддержке или отклонении предложения о присвоении наименований и переименовании объектов.
Если решение и предложение поддержаны, решение местного кенеша с соответствующими материалами направляется в местную государственную администрацию.
Присваивать наименования безымянным физико-географическим объектам разрешается только после тщательной проверки отсутствия наименования данного объекта, путем изучения всех имеющихся картографических, справочных материалов, опроса местных жителей. Присваиваемое наименование должно отражать природную особенность объекта, выделяющую его в окружающей среде, при отсутствии таковой допускается заимствование и перенос уже существующего наименования на другой близко расположенный, но разнородный объект.
13. Физико-географическим объектам, которые наносятся впервые только на карты масштаба 1:100000 и крупнее, названия присваиваются организациями, выполняющими топографическую съемку, по согласованию с аппаратами полномочных представителей Президента Кыргызской Республики в областях, если объект находится на территории нескольких областей, название подлежит согласованию с Межведомственной комиссией.
Все организации, осуществляющие топографическую съемку в масштабе 1:100000 и более, обязаны направлять информацию о присвоенных наименованиях и переименованиях в уполномоченный государственный орган по земельным ресурсам.
14. Местная государственная администрация принимает решение на основании материалов органов местного самоуправления.
При условии поддержки предложения решение с соответствующими материалами направляется полномочному представителю Президента Кыргызской Республики в области.
15. Полномочный представитель Президента Кыргызской Республики в области принимает решение на основании материалов местной государственной администрации и органов местного самоуправления. В случае одобрения предложения решение направляется в Межведомственную комиссию с соответствующими материалами.
16. После одобрения предложения Межведомственной комиссией разрабатывается соответствующий проект закона и вносится в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Кыргызской Республики.
17. Проект закона вносится на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики при условии одобрения Кабинетом Министров Кыргызской Республики предложения Межведомственной комиссии.
18. Исполнительные органы местного самоуправления всесторонне изучают предложения о наименовании и переименовании указанных объектов, рассчитывают затраты на эти цели, определяют источники финансирования и вносят предложения в местный кенеш с учетом мнения местного сообщества.
19. Наименование и переименование проспектов, аллей, площадей, парков, бульваров и улиц осуществляется решением местных кенешей, принимаемым с учетом мнения местного сообщества.
Глава 3. Учет и регистрация наименований географических объектов
20. Существующие и присваиваемые наименования физико-географических объектов подлежат обязательной регистрации и учету. Учет и регистрация наименований физико-географических объектов Кыргызской Республики осуществляются уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам путем ведения электронного банка географических названий.
21. Учету и регистрации подлежат административно-территориальные единицы и населенные пункты с закрепленной за ними территорией и постоянно проживающим на ней населением.
Учет и регистрация административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также исключение их из учетных данных производятся уполномоченным государственным органом по делам государственной службы и местного самоуправления на основании образцов документов, содержащихся в приложении к настоящему Положению.
22. Административно-территориальные и территориальные единицы, на территории которых население не проживает, исключаются из учета на основании постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики, а населенные пункты, входящие в состав городов и сел - на основании закона.
Глава 4. Нормализация и употребление наименований географических объектов
23. Нормализация и употребление наименований географических объектов осуществляются в соответствии с правилами и традициями употребления наименований географических объектов на государственном языке.
В документах, картографических или иных изданиях употребляются нормализованные наименования географических объектов на государственном языке.
24. Единая транскрипция наименований физико-географических объектов обеспечивается инструкциями и правилами о транскрипции географических наименований и словарями, справочниками географических наименований, утверждаемыми Кабинетом Министров Кыргызской Республики, является обязательной для употребления на территории Кыргызской Республики.
Глава 5. Финансирование работ в области наименования и переименования географических объектов
25. Расходы на наименование и переименование географических объектов в Кыргызской Республике производятся за счет инициирующей стороны на основании двустороннего договора, заключаемого между исполнительным органом местного самоуправления, на территории которого расположен объект, и инициирующей стороной, с указанием всех расходов либо за счет местного бюджета.
Глава 6. Заключение
26. Присвоение наименований административно-территориальным единицам, населенным пунктам и физико-географическим объектам и их переименование с нарушением настоящего Положения признаются недействительными.
СПИСОК
зарегистрированных административно-территориальных и территориальных единиц
| № | Наименования административно-территориальных и территориальных единиц | Административный центр административно-территориальных единиц |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Примечание. Регистрация наименований административно-территориальных и территориальных единиц проводится в следующем порядке:
1) наименование города республиканского значения;
2) наименование области:
- наименование города областного значения;
3) наименование района:
- наименование города районного значения;
4) наименование айылного аймака:
- наименование айыла, находящегося в айылном аймаке.
| Приложение 3 | | |
| | | (к постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики
от 25 марта 2025 года № 149) |
Положение о порядке наименования и переименования объектов государственного значения Глава 1. Общие Положения
1. Положение о порядке наименования и переименования объектов государственного значения (далее - Положение) определяет порядок наименования и переименования железнодорожных станций, пассажирских остановочных пунктов и аэропортов, почтово-телеграфных предприятий связи, промышленных предприятий, учреждений, учреждений образования с государственной формой собственности и прочих объектов государственного значения.
Глава 2. Присвоение наименований объектам государственного значения
2. Наименования объектам государственного значения присваиваются местными государственными администрациями и органами местного самоуправления Кыргызской Республики при создании этих объектов.
3. Наименования объектам государственного значения присваиваются на государственном языке, за исключением случаев наименования совместных с иностранными обществами предприятий. Наименования должны быть простыми, немногословными и соответствовать требованиям топонимики.
4. Объектам государственного значения могут присваиваться наименования в ознаменование исторических событий, в честь государственных и общественных организаций, а также имена особо выдающихся государственных деятелей, деятелей науки и культуры, других заслуженных лиц. Имена особо выдающихся государственных деятелей, деятелей науки и культуры, других заслуженных лиц присваиваются в исключительных случаях посмертно в целях увековечения их памяти. Присвоение указанных наименований производится местными государственными администрациями и органами местного самоуправления Кыргызской Республики по согласованию с Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения.
5. Ходатайства о наименовании и переименовании объектов государственного значения могут инициироваться местной государственной администрацией и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Ходатайства о наименовании и переименовании направляются в отношении:
- железнодорожных станций, пассажирских остановочных пунктов и аэропортов - в уполномоченный государственный орган в сфере транспорта и коммуникаций;
- государственных предприятий, учреждений, организаций и иных объектов государственного значения - в местные государственные администрации и органы местного самоуправления Кыргызской Республики, в ведении которых находятся эти объекты;
- монументов, обелисков и других произведений монументального искусства, сооружаемых по решениям Кабинета Министров Кыргызской Республики, - в уполномоченный государственный орган в сфере культуры, информации и молодежной политики.
6. Наименования промышленных предприятий, проектных, научно-исследовательских учреждений, учреждений образования с государственной формой собственности и других организаций должны отражать их местонахождение, вид деятельности и подведомственность. Предприятиям, учреждениям и организациям могут присваиваться условные наименования. Наименования предприятий, учреждений и организаций государственного значения подлежат согласованию с аппаратом полномочного представителя Президента Кыргызской Республики в области, а если объект расположен на территории нескольких областей - с Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики.
Не допускается присвоение наименований, которые уже даны другим предприятиям, учреждениям, организациям и иным объектам данного государственного органа.
7. Железнодорожным станциям, пассажирским остановочным пунктам и аэропортам присваиваются, как правило, названия населенных пунктов, в которых расположены данные транспортные объекты, при этом объектам железнодорожного и воздушного транспорта, расположенным в одном и том же месте, присваиваются одинаковые названия.
Наименование вышеназванных объектов осуществляется по согласованию с аппаратом полномочного представителя Президента Кыргызской Республики в области, а в случаях, когда присваиваемые указанным объектам названия не совпадают с названиями населенных пунктов либо когда эти объекты находятся вне населенных пунктов - кроме того, по согласованию с Межведомственной комиссией. Уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и коммуникаций могут присваиваться названия пассажирским поездам.
8. Присвоение названий монументам, обелискам и другим произведениям монументального искусства, сооружаемым по решениям Кабинета Министров Кыргызской Республики, а также утверждение текстов надписей на них осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере культуры, информации и молодежной политики.
9. Почтово-телеграфным предприятиям связи присваиваются наименования населенных пунктов, в которых они расположены.
Глава 3. Переименование объектов государственного значения
10. Переименование объектов государственного значения осуществляется по правилам, установленным настоящим Положением для наименования соответствующих объектов. Переименование объектов государственного значения допускается в связи с их реорганизацией, перебазированием в другую местность, изменением предмета деятельности или подведомственности, а также по решению Президента Кыргызской Республики или Кабинета Министров Кыргызской Республики. При переименовании, отражающем только изменение подведомственности предприятий, учреждений и организаций, или изменении названий населенных пунктов, в которых расположены объекты, согласование, предусмотренное в пунктах 4 и 6 настоящего Положения, не требуется.
11. Переименование железнодорожных станций, пассажирских остановочных пунктов и аэропортов допускается в случае переименования населенных пунктов, названия которых были присвоены указанным объектам, по решению Президента Кыргызской Республики или Кабинета Министров Кыргызской Республики. При переименовании указанных транспортных объектов в связи с изменением названий населенных пунктов согласование, предусмотренное в пункте 7 настоящего Положения, не требуется.
12. Уточнение транскрипции названий объектов государственного значения производится местными государственными администрациями и органами местного самоуправления Кыргызской Республики, в ведении которых находятся эти объекты. Наименование и переименование объектов государственного значения производится с установленной транскрипцией названий тех населенных пунктов, которые заимствуются.
Глава 4. Учет и официальная публикация о наименованиях, переименованиях и уточнении транскрипции объектов государственного значения
13. Учет названий объектов государственного значения ведется местными государственными администрациями и органами местного самоуправления Кыргызской Республики, в ведении которых находятся данные объекты.
Списки монументов, обелисков и других произведений монументального искусства, сооружаемых по решению Кабинета Министров Кыргызской Республики, формируются уполномоченным государственным органом в сфере культуры, информации и молодежной политики.
14. Официальная публикация о наименованиях, переименованиях и уточнении транскрипции железнодорожных станций, пассажирских остановочных пунктов и аэропортов осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере транспорта и коммуникаций.
| Приложение 4 | | |
| | | (к постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики
от 25 марта 2025 года № 149) |
Положение о передаче названий географических объектов КР буквами латинского алфавита Глава 1. Общие положения
1. Положение о передаче названий географических объектов Кыргызской Республики буквами латинского алфавита (далее - Положение) определяет правила передачи названий географических объектов Кыргызской Республики буквами латинского алфавита.
2. Положение является обязательным для всех министерств, государственного комитета, административных ведомств, учреждений и организаций Кыргызской Республики, издающих документы, картографические и прочие издания, предназначенные для международного использования.
Глава 2. Порядок передачи названий географических объектов
3. Передача названий географических объектов других стран с нелатинской письменностью на латинице производится по правилам латинизации национальных алфавитов, принятых в этих странах, утвержденных и рекомендованных для международного использования Международной конфедерацией ООН по стандартизации географических названий.
4. Передача названий географических объектов Кыргызской Республики на латинице производится путем транслитерации с государственного языка по следующей таблице:
| Литера кыргызского алфавита | Соответствующая латинская литера | Примеры | Примеры |
| А а | А а | Авгол | Avgol |
| Б б | B b | Абшыр | Abshyr |
| В в | V v | Валакиш | Valakish |
| Г г | G g | Жаңгарт | Janggart |
| Д д | D d | Бедел | Bedel |
| Е е | Е е | Бел | Bel |
| Ё ё | Yo yo | Коендуу | Koyonduu |
| Ж ж | J j | Ажык | Ajyk |
| З з | Z z | Азван | Azvan |
| И и | I i | Киндик | Kindik |
| Й й | Y y | Ийри-Сай | Iiry-Say |
| К к | K k | Кайнар | Kaynar |
| Л л | L l | Жолборс | Jolbors |
| М м | M m | Тамчы | Tamchy |
| Н н | N n | Нарын | Naryn |
| Ң ң | Ng ng | Кең-Сай | Keng-Say |
| О о | O o | Котур | Kotur |
| Ө ө | O o | Көлмө | Kolmo |
| П п | P p | Торпок | Torpok |
| Р р | R r | Сарык | Saryk |
| С с | S s | Сокулук | Sokuluk |
| Т т | T t | Түтөк | Tutok |
| У у | U u | Бужум | Bujum |
| Ү ү | U u | Күркүрөө | Kurkuroo |
| Ф ф | F f | Фергана | Fergana |
| Х х | Kh kh | Хауз | Khauz |
| Ц ц | Ts ts | Цурюпа | Tsuryupa |
| Ч ч | Ch ch | Үчбай | Uchbay |
| Ш ш | Sh sh | Чайыш | Chayysh |
| Щ щ | Shsh shsh SAPE:
|