В Бишкеке жители улицы Кожобергенова выступили против планов мэрии по реконструкции магистрали, которая, по их словам, может затронуть около 400 жилых домов.
На пресс-конференции представители инициативной группы заявили, что проект нарушает их права на частную собственность. По их словам, они объединились для защиты своих прав и имущества.
"Нас выбрали соседи и попросили привлечь внимание к нашей беде", - отметили участники.
Бишкекчане предлагают органам власти рассмотреть альтернативные варианты для проведения важной для нужд города магистрали.
История вопроса Жители рассказали, что жилмассивы "Киргизия-1" и "Киргизия-2" берут свое начало с 1938 года, а села Чон-Арык и Орто-Сай - с 1949-го. Они возникли как поселения для членов близлежащего колхоза - им выдавали землю для строительства жилья и ведения домашнего хозяйства.
Населенные пункты изначально относились к Кантскому району, в 1958 году переведены в Аламединский район. А в 1986-м вошли в состав Ленинского района Фрунзе. По словам жителей, тогда и появилась дорога, которая сейчас называется проспектом Чингиза Айтматова. До этого южную часть города от поселков отделяла взлетная полоса старого аэропорта.
Они отметили, что планировкой улиц и нормами строительства занималась сельская управа, а дома строили колхозы в строгом соответствии с требованиями того времени, с четкими линиями застройки и стандартными размерами.
"Земельные наделы колхоз выдавал согласно постановлениям и протоколам заседания в бессрочное пользование. Самовольно занять землю и построить дом при СССР было невозможно", - пояснили горожане.
Они также сообщили о легализации своих прав собственности. С вступлением в силу Земельного кодекса в 1999 году узаконено решение о том, что земельные участки, находящиеся в бессрочном или постоянном пользовании у граждан, считаются их частной собственностью без дополнительных оформлений. С 2000-го на основании документов граждан и архивных дел в Бюро технической инвентаризации составлены кадастровые планы и определены границы участков. Массовая инвентаризация земель в 2004 году привела к выдаче Госрегистром государственных актов о праве частной собственности.
"В этих границах и площадях земельных участков и проживают люди. Многие получили от своих предков дома с прилегающим участком в порядке наследования, некоторые купили. Мы все разные, но нас объединяет одно - мы собственники нашей земли. Мы живем в своих домах законно", - подчеркнули участники встречи со СМИ.
Красная линия конфликта О планах реконструкции улицы Кожобергенова стало известно случайно в конце прошлого года, говорят жители. Позже представители Госстроя подтвердили, что рассматривается план по трансформации этой улицы в часть большой магистрали от международного аэропорта "Манас" до Ала-Арчинского ущелья.
Основной проблемой стала так называемая красная линия, обозначающая границы будущей дороги, которая, как утверждают бишкекчане, внезапно появилась на их участках в 2024-м, хотя до 2018 года проходила рядом с уже существующей трассой.
Устное пояснение Госстроя и "Бишкекглавархитектуры" нас повергло в шок. Нам сказали - вы дорога, ждите уведомление, вас снесут. С вами не должны были это согласовывать, планы государственных органов строятся без учета таких, как вы.
Жители Чон-Арыка Они сообщили, что их запросы на получение копий карт местности с границами и красными линиями с 1970 по 2018 год, а также копий поквартальных генпланов и схем развития дорог отклонены. ГУ "Бишкекглавархитектура", по их словам, дала невнятный ответ со ссылкой на Генплан Фрунзе 1970-го, когда границы столицы заканчивались у Политехнического института, и этих поселков в плане не было. В качестве причины отказа также указывался гриф секретности и конфиденциальности.
Горожане возражают против такой секретности, ссылаясь на пункт 16 Инструкции по определению секретности топографических карт (карта не секретна без военных или промышленных объектов) и пункт 3 Положения о порядке работы с документами ДСП (не могут быть засекречены факты, посягающие на права граждан).
"Данное обстоятельство только указывает на то, что генеральные планы и планы детальной планировки нашей улицы имеют иные обозначения красных линий", - считают они.
Жители также заявили, что вместо предоставления информации "Бишкекглавархитектура" и Госстрой избрали тактику игнорирования запросов, а местные МТУ уговаривали людей "успокоиться и ждать своей участи".
Ради масштабов проекта Согласно собранной жителями информации, планируется создание шестиполосной дороги с тротуарами, велодорожками и газонами с обеих сторон. Для этого, по их словам, принято решение изъять частную землю вместе с домами с обеих сторон улицы Кожобергенова.
"Красная линия зашла на наши территории от 8 до 35 метров, поглощая дома, участки, порой от 5-7 соток не остается ничего. Произошло это примерно в 2018 году. Тайно и вероломно, поэтому нам не дают ни один документ", - заявили бишкекчане, указывая на противоречивость устной информации чиновников.
Они также привели слова представителя "Бишкекглавархитектуры", который предложил жителям самостоятельно определять красную линию, отмерив 25 метров от середины дороги в свою сторону, и показал "свежий эскиз карты непонятного происхождения", где линия шла прямой чертой, не повторяя изгибы существующей дороги, захватывая местами до 48 метров.
Услышьте нас "Мы хотим, чтобы нас услышали, чтобы с нами начали конструктивный диалог, чтобы приняли наши предложения", - сетуют участники пресс-конференции.
Они подчеркнули, что их право собственности попирается, их планируют лишить единственного жилья, а их мнение игнорируется.
Жители предлагают два альтернативных варианта прокладки новой магистрали: по западной границе госрезиденции "Ала-Арча" или по восточной границе госрезиденции, вдоль русла реки Ала-Арчи, по имеющейся дороге к Дому-музею Чингиза Айтматова, с выходом на трассу Кашка-Суу или к селу Заречному.
По их словам, оба варианта имеют ряд преимуществ:
- земля находится в государственной/муниципальной собственности;
- отсутствие коммуникаций и дорогостоящих объектов;
- отсутствие жилой застройки и частной собственности;
- отсутствие возражений со стороны граждан или бизнеса;
- значительно ниже стоимость реализации проекта;
- минимальные сроки строительства из-за отсутствия препятствий;
- эстетическая и функциональная выгода (современная магистраль в концепции с планируемой канатной дорогой и парковыми зонами вдоль реки Ала-Арчи).
Горожане также недоумевают, почему не проводился расчет затрат на перенос и усиление коммуникационной инфраструктуры (вода, газ, электричество). Также не решен вопрос укладки коммуникаций в защитные лотки под дорогой, особенно для стратегической водопроводной магистрали класса Б и газовой магистрали высокого класса опасности. Не учтены охранные зоны. Не рассмотрен фактор скоростного режима в населенном пункте и безопасности пешеходов при пересечении будущей магистрали.