На автодороге Кульцентр - Кичи-Алай сошел сель, движение приостановленоМинтруда рассмотрит вопрос повышения выплат матерям-героиням

1969 НКО из 2480 сдали в ГНС отчетность о средствах

 

Фотографии: akipress.kg

19 мая 2025, 10:41       Источник akipress.kg       Комментарии

Комитет Жогорку Кенеша по социальным вопросам 19 мая одобрил концепцию законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР по вопросам отчетности отдельных некоммерческих организаций".
Министр экономики и коммерции Бакыт Сыдыков сообщил, что из 2480 НКО 1969 по итогам 2024 года сдали в Государственную налоговую службу финансовую информацию о средствах.
По его словам, целью законопроекта является исполнение решения Конституционного суда от 7 июня 2023 года.
Так, Конституционный суд признал нормативное положение части 2 и 3 статьи 17 закона "О некоммерческих организациях" не противоречащими части 4 статьи 1, части 2 статьи 2, частям 1, 2, 4, 5, 6 статьи 23, частям 1, 2 статьи 24, статье 36, статье 55, частям 1, 2 статьи 56 Конституции.
Кабинету министров было поручено внести изменения в действующее правовое регулирование, вытекающее из правовых позиций, изложенных в мотивировочной части указанного решения.
Конституционный суд в своем решении отмечал, что 17 июня 2022 года поступило ходатайство "Правозащитное движение: "Бир Дуйно - Кыргызстан" о проверке соответствия частей 2, 3 статьи 17 закона "О некоммерческих организациях" и статьи 14 Закона "О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)" части 4 статьи 1, части 2 статьи 2, частям 1, 2, 4-6 статьи 23, частям 1, 2 статьи 24, статье 36, статье 55, частям 1, 2 статьи 56 Конституции.
Субъект обращения утверждает, что оспариваемые нормы не распространяются на иные общественные объединения, такие как политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации и кооперативы, а также на коммерческие организации. Следовательно, указанные ограничения в виде обременений, таких как сдача отчета в налоговый орган и отмена коммерческой тайны, являются дискриминационными. Заявитель полагает, что установленная оспариваемыми нормами обязанность приводит к чрезмерному ограничению деятельности некоммерческих организаций.
Конституционный суд отметил, что по Конституции, политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения обеспечивают прозрачность своей финансовой и хозяйственной деятельности (часть 4 статьи 8).
Это нашло свое отражение в статье 17 закона "О некоммерческих организациях", по которой НКО представляют в государственные органы сведения о своих доходах, расходах и имуществе. При этом, такие сведения не могут быть предметом коммерческой тайны. Они подлежат размещению на сайте уполномоченного налогового органа в сроки, установленные законодательством.
Тем не менее, законодатель, устанавливая требования финансовой отчетности ко всем видам ОО, должен придерживаться единообразного подхода и правового режима, который обеспечивал бы им равные условия их жизнедеятельности. Дополнительное требование к НКО о публикации на сайте ГНС сведений о сводной информации НКО об источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также о приобретенном, используемом и отчуждаемом имуществе, хотя и не образует нарушение конституционных установлений, однако выступает отличительным обязательством, не присущим другим общественным объединениям (политическим партиям, профсоюзам). Недостаточная оправданность данного требования по подведомственности налоговым органам, при наличии всех других форм отчетности, включающих в себя и все сведения из сводной информации, порождает сомнения у отдельных субъектов о его оправданности, а также беспристрастности при его введении. В этой связи Конституционный суд отмечает необходимость приведения указанного обязательства в соответствие с требованиями разумности и принципа равного отношения к субъектам тождественных общественных отношений.
Учитывая вышеизложенное, законопроектом предлагаются изменения в законы "О политических партиях", "О профессиональных союзах", "О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике" и "О кооперативах" для закрепления аналогичного порядка представления отчетности.
Данный законопроект 5 марта 2024 года вносился в Жогорку Кенеш, по итогам рассмотрения был отклонен 6 июня 2024 года. При отклонении проекта закона Жогорку Кенеш может вернуться к его повторному рассмотрению не ранее 6 месяцев со дня принятия решения об отклонении.
Данный срок с момента отклонения законопроекта прошел, пишет министерство.
В адрес Администрации президента поступило письмо от Министерства юстиции от 16 января 2025 года № 03-1/298 с просьбой поручить Министерству экономики и коммерции возобновить работу по исполнению решения Конституционного суда.
В этой связи Министерство экономики и коммерции доработало редакцию законопроекта.
Статьей 3 законопроекта предлагалось предусмотреть, что размеры и структура доходов, а также сведения о размере и составе имущества кооператива, его расходах не могут быть предметом коммерческой тайны. По статье 85 Гражданского кодекса, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.
Также к субъектам коммерческой тайны относятся физические и юридические лица Кыргызской Республики, а также других государств, занимающиеся предпринимательской деятельностью на территории Кыргызской Республики.
Под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственной тайной сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам.
Сведения, составляющие коммерческую тайну, являются собственностью субъекта предпринимательства либо находятся в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных им в соответствии с законодательством.
Учитывая вышеизложенное, поскольку сведения о размере и составе имущества кооператива, его расходах могут быть коммерческой тайной, разглашение которых может нанести ущерб его интересам, абзац третий статьи 3 проекта закона, по предложению Министерства юстиции исключен из законопроекта.
По итогам депутаты комитета приняли концепцию законопроекта без обсуждения.

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru