3 сентября 2025, 17:06
Источник
sputnik.kg
Комментарии
В начале сентября центр мировой политики и дипломатии на время сместился на Восток — в китайский город Тяньцзинь, где для участия в очередном, XXV саммите Шанхайской организации сотрудничества собралось беспрецедентное количество лидеров государств и представителей международных организаций, включая Генерального секретаря ООН. Равенство глав государств для принимающей стороны всегда остается незыблемым принципом, однако нельзя было не заметить по-особенному теплую встречу председателя КНР Си Цзиньпина и президента России Владимира Путина.
Впервые за семь лет в Китай прибыл премьер-министр Индии Нарендра Моди, чей визит можно рассматривать как самый серьезный за последнее время шаг в сторону улучшения отношений с КНР. Радушная двусторонняя встреча лидеров Индии и Китая, а также общая фотография Путина, Си Цзиньпина и Моди, держащихся за руки, произвела фурор в западной прессе. Коллективный Запад усмотрел в этих рукопожатиях крах надежд не только расстроить налаживающийся китайско-индийский диалог, но и не допустить стратегического взаимодействия трех держав, которое может изменить и уже меняет миропорядок. Уже очевидно, что произошедшие за последние годы изменения в международных отношениях запустили необратимый процесс формирования многополярного мира, в котором такие страны, как Россия, Китай и Индия, играют ведущую роль.
Однако эти изменения невозможны без поддержки мирового большинства, и растущее количество партнеров по диалогу ШОС уже формирует новую международную модель взаимоотношений, где равноправие и консенсус при принятии решений являются одними из важнейших принципов. Наличие пространства, свободного от экономического и политического диктата одной страны или группы стран, которым по праву считается территория государств — членов ШОС, вызывает интерес у других стран и побуждает их искать возможности для подключения к "шанхайскому процессу", который за эти годы приобрел глобальное значение.
Так, прибытие на саммит лидеров стран — участниц Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Малайзии и Мьянмы, весьма примечательно, так как они совсем недавно столкнулись с повышением американских пошлин. Трудно прогнозировать дальнейшие последствия односторонних экономических мер США для мировой торговли и ведомой ими и коллективным Западом финансовой системы, однако все чаще страны ищут им альтернативу и поиск приводит к ШОС, ЕАЭС, БРИКС, которые формируют каркас новых политических и торгово-экономических отношений.
Для Кыргызстана этот саммит также имеет особое значение — в этом году к нему переходит председательство в организации. Садыр Жапаров подчеркнул, что Кыргызстан "как государство, стоявшее у истоков создания ШОС, рассматривает это как возможность придать новый импульс развитию организации, укреплению ее глобальной роли, а также содействию дальнейшему углублению дружбы и добрососедства". Отмеченные президентом приоритеты развития ШОС затрагивают обеспечение долгосрочной стабильности, и Кыргызстан будет наращивать коллективные усилия, направленные на противодействие угрозам и вызовам безопасности государств — членов ШОС. При этом другой принцип связан с реализацией потенциала экономического сотрудничества в рамках ШОС и региональной экономической интеграции, предполагая в том числе решение вопроса об учреждении действенного финансового механизма организации, включая создание Банка развития ШОС, Фонда развития и Инвестиционного фонда.
"Шанхайское направление" внешней политики Кыргызстана сейчас представляет один из ключевых векторов дипломатической деятельности страны по обеспечению национальных интересов. Пространство ШОС, объединяя 10 стран евразийского континента, открывает возможности для повышения международно-политической значимости КР и участия в решении вопросов международного и глобального масштаба.
Реализация проектов в рамках ШОС имеет стратегическое значение как для КР, так и для всего пространства организации. В частности, Жапаров отметил, что создаваемый по инициативе Кыргызстана Центр противодействия транснациональной организованной преступности в Бишкеке "внесет существенный вклад в общее дело борьбы с противоправной деятельностью международных организованных преступных групп на пространстве ШОС".
Саммит в Тяньцзине по многим параметрам можно назвать историческим, особенно по количеству юбилейных дат, выпавших на время его проведения. Так, в заявлении Совета глав государств — членов ШОС в связи с 80-летием окончания Второй мировой войны и образования ООН вновь отмечались фундаментальные принципы, которые были выработаны по окончании самого кровопролитного и разрушительного военного конфликта в истории человечества. Заявление, затрагивая проблемы героизации и возрождения нацизма, попыток фальсификации истории, фиксирует, что "сохранение и объективное отражение исторической правды о Второй мировой войне является необходимым условием предотвращения подобных трагедий, укрепления мира, безопасности и сотрудничества".
Саммит ШОС вновь напоминает мировому сообществу и, в частности, коллективному Западу об исторических основах формирования мирового порядка. При этом в основу этого миропорядка заложена центральная роль ООН — "уникального межгосударственного объединения, в рамках которого выстроены востребованные формы сотрудничества по поддержанию мира и безопасности". Иными словами, государства — участники ШОС последовательно выступают за сохранение центральной координирующей роли ООН как основы справедливого миропорядка, но, возможно, в современных условиях требуются новые методы и инструменты поддержания этой роли.
Председатель КНР на саммите выдвинул инициативу глобального управления. Си Цзиньпин предложил "работать со всеми странами над совместным созданием более справедливой и равноправной системы глобального управления, а также над созданием сообщества с единой судьбой человечества". В основу этой идеи заложены принципы суверенного равенства, соблюдения принципов международного права, курс на многосторонность, отстаивание ориентированного на людей подхода, концентрация на реальных действиях. Аналогично глобальной инициативе о безопасности, инициатива глобального управления имеет универсальный характер и не противоречит уже существующим формам двустороннего либо многостороннего сотрудничества, но при этом эти принципы представляют собой направления, которые будут постепенно наполняться более конкретным содержанием. И Китай приглашает партнеров работать над этим вместе.
Президент России поддержал идею создания новой, более эффективной и функциональной системы глобального управления, отметив ее актуальность в условиях стремления некоторых стран к диктату в международных отношениях. Очевидно, что китайская инициатива не призывает создавать центр фактического управления миром, скорее всего, речь о более эффективных механизмах (не исключено, что и о международных институтах), которые будут иметь возможность реализовывать инициативы в глобальном масштабе. Тот факт, что они в итоге могут стать институтами нового мирового порядка, полностью исключать нельзя.
Участие лидеров России и Китая в парадах победы в Европе и Азии является торжеством исторической справедливости и фундаментальным актом торжества сил добра над мировыми силами зла — фашизмом, нацизмом и милитаризмом. Любые попытки представить историческое взаимодействие России и Китая как некий заговор против третьих стран являются спекуляцией и попыткой принизить значение победы во Второй мировой войне, особенно когда коллективный Запад в угоду своим интересам предпочитает игнорировать исторические факты и уроки этой войны, реабилитируя идеи расового превосходства и возрождая неонацистскую идеологию в Восточной Европе. Преступления против человечества не имеют срока давности, и это еще один урок, который Западу, пожалуй, придется усвоить.