30 ноября 2025 года состоятся досрочные выборы в Жогорку Кенеш. Парламент будет избираться по новой схеме, согласно которой Кыргызстан поделен на 30 округов. От каждого округа пройдут три кандидата, получившие наибольшее количество голосов, причем по законодательству в этой тройке обязательно должна быть женщина. Это существенно меняет логику кампаний, дает преимущества локальным игрокам и гарантию представительства женщин.
Аналитический отдел 24.kg подготовил анализ групп кандидатов, прогноз, выделил основные риски кампании и тренды-сюрпризы, которые могут радикально поменять ситуацию.
Кто идет и какие "медийные" фигуры привлекают внимание
Каждый день в социальных сетях появляются новые ролики, снятые как по шаблону: человек в официальном костюме и с серьезным выражением лица идет в ЦИК (пришел в ЦИК, вышел из ЦИК и т.п.). Этот тренд, сменивший значительно отфотошопленное изображение кандидата на фоне гор Ала-Тоо, вероятно, является посланием общественности: мол, "я тоже иду в депутаты". Таких "я тоже иду" на сегодняшний день уже почти 500 человек. Именно столько заявлений о намерении баллотироваться подано в ЦИК, и это не предел. У желающих есть еще время - до 30-го октября.
Среди претендентов на депутатский мандат почти в полном составе депутатский корпус седьмого созыва и депутаты других созывов. Накануне закрыл этот гештальд бывший спикер Тургунбек уулу Нурланбек, тоже подавший документы в ЦИК.
Кроме депутатов парламента в списках кандидатов бывшие чиновники, депутаты местных кенешей, блогеры, бизнесмены, представители творческой интеллигенции и много безработных.
Читайте по теме Битва престолов. Известные кандидаты в депутаты по округам. Часть 1 Впрочем, если проанализировать последнюю группу, то обнаружится, что внутри "зашиты" тоже бывшие чиновники или депутаты.
Например, Аалы Карашев, Сайдулла Нышанов, Шайлообек Атазов, Ыргал Кадыралиева, Орозайым Нарматова и так далее.
Условно всех "медийных" или известных кандидатов можно поделить на следующие группы:
- бывшие и действующие политики республиканского уровня;
- политики местного уровня (например, депутаты местных кенешей, экс-акимы и сотрудники районных администраций);
- региональные лидеры (местные предприниматели, общественные активисты, лидеры мнений, локальные авторитеты, например, уважаемый сельский учитель или популярный в селе блогер).
Медийность этих групп безусловно дает им преимущество в ходе избирательной кампании, потому что они способны "притянуть" голоса, в том числе и за счет своей узнаваемости.
Кто на новенького или прогноз состава будущего парламента
Будущий состав Жогорку Кенеша, конечно, частично обновится (процентов на 15-20) и даже произойдет ротация ключевых фигур. Но незначительная. Действующие депутаты, обладающие локальными сетями и ресурсами, по сравнению с "новичками" сохраняют преимущество. Особенно там, где они успели "закрепиться" через инфраструктуру и распределение благ.
Ожидаемо, часть опытных депутатов вернется.
Молодые или новые медийные кандидаты попадут в парламент точечно. Без внушительной финансовой "подушки" и масштабных родственных связей они могут пройти в округах, где их аудитория в соцсетях совпала с электоратом. Однако кадровый отток прежних элит и ресурсы для победы у новых не всегда сопоставимы. И мы видим, что уже есть округа, где баллотируются сразу по три и даже четыре депутата Жогорку Кенеша последнего созыва. И основная борьба там развернется именно между ними.
Риски и вызовы кампании Любая избирательная кампания традиционно сопровождается рядом рисков и вызовов. Первый из них - это низкая явка и политическая апатия в целом, заключающаяся в том, что избиратели не воспринимают участие в голосовании как способ влияния на реальную политику. Судя по тому, что тексты о предстоящих выборах не попадают в топы по просмотрам, кыргызстанцы действительно не особо интересуются предстоящими выборами в парламент. Но когда кампания войдет в активную фазу, то все может измениться. Во-первых, каждый кандидат будет стараться максимально мобилизовать свой электорат. Во-вторых, начнется борьба, и интерес у избирателей тоже начнет расти, потому что конкуренция очень плотная и битва будет вестись буквально за каждый голос.
И здесь стоит отметить второй по значимости традиционный риск, связанный с локальными конфликтами и конкуренцией.
Насколько он проявится в ходе этой предвыборной кампании, сказать сложно, но попытки давления и недобросовестную конкуренцию мы, конечно, увидим.
Читайте по теме Садыр Жапаров: Судьба кандидата в руках народа, а не агитаторов Еще один риск - это риск информационный и фейки. Сегодня цифровые платформы и соцсети стали значимым если не основным источником информации для многих. Распространение недостоверной информации или манипулятивных материалов может вызвать напряжение и недовольство. И такие ситуации будут возникать. Другое дело, что трудно предсказать насколько массовый характер они будут иметь, но штабам кандидатов, в любом случае стоит подготовиться к информационным атакам.
Основные тенденции выборов К сожалению, подавляющее большинство кандидатов никаких социологических исследований накануне выборов не проводило. Социология вообще не пользуется популярностью в Кыргызстане, хотя лучшего инструмента для измерения настроений в обществе и реального рейтинга власти человечество пока не придумало. Однако, используя данные, анализ прошлых кампаний и открытые источники, ключевые тенденции все-таки вычленить можно.
Читайте по теме Сколько денег будут тратить кандидаты. Заглядываем в чужой карман Очевидно, что происходит смещение акцентов на "локальное лицо". Выборная модель изменена таким образом, что успех зависит все больше от того, как кандидат "вписан" в свой округ, насколько прочные у него локальные связи, узнаваемость и как построена его "работа на земле". Иными словами кандидаты, знакомые избирателям в своем регионе, имеют преимущество, а общенациональная медийная узнаваемость хоть и дает свои плюсы, но не заменяет работу в округе.
Есть заметная тенденция - много кандидатов имеют какой-то медийный бэграунд. Они не просто узнаваемы как политики или чиновники, но активно ведут свои соцсети, являются блогерами или заявляют себя как "новые лица". Это связано с изменением модели избирателей (онлайн-активность, молодежь, соцсети). Однако традиционные элиты все еще имеют значительное преимущество.
Поэтому революционного "ломания" или смены элит не будет.
Скорее, постепенное обновление, а выиграют те, кто сможет сочетать медийность, серьезную кампанию на местах и партнеров, связи, в том числе и родственные, непосредственно в округе.
Еще одна тенденция связана с возрастающими ожиданиями избирателей и фокусом на экономику и социальную инфраструктуру. По крайней мере те кандидаты, кто проводили хотя бы фокус-группы на местах утверждают, что в дискурсе кампании все чаще появляются темы про экономический рост, занятость, услуги, региональное развитие, социальное неравенство, миграцию. Это говорит о том, что часть электората устала от чисто политических историй и хочет реальных результатов, а медийные обещания без видимой реализации могут обернуться минусом.
Читайте по теме Глава кабмина потребовал от чиновников полного нейтралитета на выборах Однако, естественно, нельзя рассматривать выборы как однородные по всей стране. Округа в разных регионах существенно отличаются между собой по уровню интернет-активности, по конкуренции, по влиянию локальных элит.
Поэтому в городах, особенно в Бишкеке и крупных населенных пунктах, где конкуренция жестче, а медиа и онлайн-каналы распространения информации и коммуникации сильнее, может появиться больше "новых" лиц. В то время, как в сельских округах и округах в высокогорных районах решающими для победы останутся локальные связи и структуры, традиционная "сетка".
Тренды-сюрпризы
Помимо явных тенденций существуют тенденции скрытые, но способные неожиданно "выстрелить" и полностью поменять картину выборов. Конечно, в прямом смысле это не "черные лебеди", потому что они просчитываются, и их нужно и можно иметь в виду. Но все-таки по последствиям они с "черными лебедями" вполне схожи.
* Взрыв молодежной мобилизации
Как известно, молодежь активнее и шумнее всех в соцсетях, но до избирательных участков доходит редко. Если это поменяется, то нам всем придется привыкать жить в новой политической реальности.
Потому что в случае массового участия молодежи в выборах Жогорку Кенеш может обновиться быстрее, чем ожидают опытные игроки. Политические "динозавры" часто недооценивают поколение TikTok. Но молодежь, пришедшая на избирательные участки в массовом порядке, может полностью изменить расстановку сил в округе, особенно в городах.
* Один кандидат способен изменить целый расклад
Этой "темной лошадкой" может стать независимый кандидат(в данном контексте, имеется в виду, независимый от привычных стереотипов), который вроде бы не имеет особых финансовых возможностей, административного ресурса, но у него есть харизма, он "качает" соцсети и его любят земляки. Возможно, на него остальные участники гонки даже не обращают внимания, ведь он не фаворит. Однако именно такой кандидат может забрать мандат у "тяжеловеса".
* Соцсети могут подвести медийных кандидатов
Заметному числу медийных кандидатов придется столкнуться с неприятным открытием, что лайки в Instagram вовсе не означают много голосов. В интернете их может обожать полстраны, а в родном округе легко обойдет сосед - активист с многолетней сеткой связей.
* Региональные "мини-коалиции"
Новая избирательная система "поощряет" развитие следующего уравнения: кандидат + бизнес-структуры + местная элита + родовые связи = мандат.
Такие "мини-коалиции" вполне рабочие, но не всегда устойчивые. Особенно в условиях стресса избирательной кампании. Поэтому в одном округе такая "мини-коалиция" может вывести человека наверх, а в другом разрушиться из-за незначительного конфликта за неделю до голосования.
* Сюрпризы последних дней
Чем ближе к выборам, тем выше вероятность громких обвинений, разоблачений, неожиданных снятий кандидатов, информационных вбросов и выкладывания скандальных роликов с "компроматом".
История, в том числе и новейшая кыргызская, знает примеры, когда исход голосования решали не годы подготовки, а одно видео или статья, опубликованная за сорок восемь часов до дня "икс".