29 октября 2025, 19:23
Источник
24.kg
Комментарии
Платформа действий медиа Кыргызстана выступила с обращением к президенту Садыру Жапарову, председателю кабинета министров - руководителю администрации главы государства Адылбеку Касымалиеву, председателю Конституционного суда Эмилю Осконбаеву, генеральному прокурору Максату Асаналиеву, министру внутренних дел Улану Ниязбекову, министру юстиции Аязу Баетову и акыйкатчи Джамиле Джаманбаевой.
В заявлении отмечается, что администрация президента опубликовала для общественного обсуждения проект закона "О признании утратившим силу Закона о присоединении Кыргызской Республики ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни".
"Тем самым в случае его принятия и последующих изменений национального законодательства фактически открывается путь к возвращению смертной казни в правовую систему страны. В связи с этим Платформа действий медиа Кыргызстана выражает консолидированную позицию против инициативы выйти из Второго Факультативного протокола и вернуть смертную казнь в республике", - считают члены платформы.
Они отмечают, что разделяют общественное требование защищать женщин и детей от тяжких преступлений. Но смертная казнь не даст желаемого эффекта и повлечет серьезные правовые и практические риски. А именно:
1. Противоречие Конституции и международному праву. Возврат смертной казни противоречит Основному закону (статья 25). А денонсация Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, ратифицированному КР 6 декабря 2010 года, юридически невозможна. Протокол не содержит процедуры денонсации и трактуется ООН как юридически необратимый отказ от смертной казни. Государство-участник, присоединившееся без оговорок, не вправе ее возобновлять ни при каких обстоятельствах. Это прямо подтверждено заявлениями Управления Верховного комиссара ООН по правам человека и юристов-экспертов, а также справочными материалами ООН по договорам.
2. Нет сдерживающего эффекта. Системные обзоры показывают отсутствие надежных доказательств, что смертная казнь снижает преступность лучше пожизненного заключения. Национальная академия наук США пришла к выводу: доступные исследования не дают полезных свидетельств в пользу "сдерживания казнью". Это же подтверждают профильные обзоры и научно-популярные сводки.
3. Снижение международного имиджа и внешние риски. Возврат к смертной казни станет для мира ясным сигналом: Кыргызстан сворачивает с курса прав человека и правового государства. Это ударит по имиджу республики и конвертируется в реальные потери: репутационные, инвестиционные и институциональные, от ухудшения условий финансирования и снижения кредитного доверия до сокращения проектов с участием международных партнеров.
В связи с этим ПДМК призывает президента: 1. Отозвать вышеуказанный законопроект и публично подтвердить неизменность конституционного запрета смертной казни и отказ от любых инициатив по ее возврату как юридически невозможных ввиду статьи 25 Конституции и Второго Факультативного протокола к МПГПП.
2. Перенаправить общественный запрос на безопасность в пакет реальных мер, которые действительно защищают женщин и детей.
Конституционный суд - разъяснить в порядке обращения, что:
- нормы Конституции и правовой природы Второго Факультативного протокола исключают возможность "выхода" или "возврата смертной казни";
- любой закон/референдум, направленный на возврат смертной казни, противоречит Основному закону и международным обязательствам КР и потому не может вступить в силу;
- попытки "заменить" действие международного обязательства отменой внутреннего закона о присоединении не изменяют международно-правовой статус Кыргызстана и нарушают принцип верховенства Конституции и добросовестного исполнения договоров.
Генеральную прокуратуру, МВД - сосредоточить усилия на неизбежности наказания за совершение преступлений против детей и женщин:
- ввести пожизненное наказание без применения меры условно-досрочного освобождения (УДО) за совершение преступлений, связанных с изнасилованием и убийством детей и женщин;
- ускорить ДНК-экспертизы и спецпроцедуры расследований;
- расширить меры защиты потерпевших;
- ввести реестр сексуальных преступников;
- расширить электронный надзор;
- усилить профилактические меры посредством целевых профилактических программ.