2 декабря 2020, 20:59
Источник sputnik.kg
Комментарии
В Конституционной палате рассказали, почему судьи признали непротиворечащим Конституции принятый Жогорку Кенешем закон о переносе парламентских выборов.
Что говорится в решении
Конституционная палата признала, что страна не ограждена от чрезвычайных ситуаций, требующих незамедлительного законодательного реагирования, поэтому считает допустимым наличие у законодателя права устанавливать исключительные случаи, при которых возможно принятие законопроектов в ускоренном режиме.
Очевидность факта нахождения КР в состоянии масштабного социально-политического кризиса отрицать невозможно. Ввиду чего у Жогорку Кенеша были все формальные основания для принятия конституционного закона о переносе выборов в особом режиме.
Закон "О приостановлении действия некоторых норм конституционного Закона КР" не упраздняет окончательно процедуру проведения повторных выборов из системы избирательного законодательства, то есть, не отменяет, не сужает и не уменьшает объем избирательных прав граждан, а временно приостанавливает действие отдельных механизмов выборного процесса.
Перенос выборов, в том числе с точки зрения норм международного права, допустим, если это обусловлено исключительной необходимостью, вызванной кризисами, несущими в себе угрозу нанесения ущерба интересам всего общества.
Проведение выборов отодвигается до 8 месяцев, что, по мнению Конституционной палаты, является чрезмерным и неоправданным объективными причинами. Установление необоснованно длительного срока проведения повторных выборов влечет риски подрыва доверия со стороны избирателей к государственным институтам и наносит существенный ущерб демократическим принципам. Но они не могут считаться достаточными для признания оспариваемого закона противоречащим Конституции, поскольку перенос выборов по своей сути не отменяет периодичность и обязательность выборов, не сужает и не ограничивает иным образом избирательные права граждан.
Жогорку Кенеш может принимать решения, вызванные исключительной необходимостью и носящие безотлагательный характер, то есть направленные на стабилизацию социально-политической ситуации в стране, преодоление различного рода кризисов и социальной напряженности, обеспечение правопорядка, безопасности государства и населения, деятельности правительства, а также на поддержание эффективного функционирования принципа разделения властей.
КП отмечает, что закон о переносе выборов по своему предмету регулирования не является актом конституционной реформы. Иными словами, намерение Жогорку Кенеша не может расцениваться как самостоятельная норма права, содержащая веление или властное предписание о проведении конституционной реформы. То есть Конституционная палата не может давать оценку правомерности еще не совершенным действиям Жогорку Кенеша, поскольку оспариваемый конституционный закон не является юридическим основанием проведения конституционной реформы.
21 октября Центризбирком утвердил дату повторных парламентских выборов — 20 декабря. Однако на следующий день ЖК принял закон, согласно которому сроки проведения выборов будут назначены после конституционной реформы, но не позднее 1 июня 2021 года. Исполняющий обязанности президента Садыр Жапаров подписал этот закон.
После этого партия "Реформа" и двое граждан оспорили в КП принятые законы. Сегодня, 2 декабря Конституционная палата вынесла решение, в котором не удовлетворила ходатайство.