27 февраля 2021, 18:24
Источник sputnik.kg
Комментарии
Римма Черных 16 лет преподает танцы в специальной общеобразовательной школе-интернате для глухих детей. Каждое занятие ей нужно не просто научить воспитанников новым движениям, но и зарядить их энергией.
Хореограф рассказала об особенностях работы с глухонемыми детьми, о том, как непросто завоевать их любовь и доверие, а еще сложнее — интегрировать таких ребят в общество.
— Научить глухонемых детей танцу — сложный процесс. Многое зависит от меня. Моя энергетика, настроение и то, с чем я пришла в школу, передаются девочкам. Это самое главное в моей работе. Если улыбаюсь, будут улыбаться и они. Поэтому стараюсь постоянно держать себя в тонусе, а проблемы оставлять дома.
Каждый новый танец начинается с разбора музыки. Объясняю девочкам, что звучит ритмичная мелодия, танец подвижный, надо шире улыбаться. И, наоборот, будут плавные красивые движения, потому что мелодия медленная и романтичная. Музыку ведь можно не только слышать, но и чувствовать. Во время занятий ставлю акустические колонки на пол, от них по всему залу расходятся вибрации, и дети чувствуют ритм. Мы так даже проводим дискотеки по праздникам. Еще дети чувствуют музыку сердцем. Когда у меня спрашивают, как можно танцевать, не слыша музыку, я так им и отвечаю.
© Фото / из личного архива Риммы ЧерныхРимма Черных 16 лет преподает танцы в специальной общеобразовательной школе-интернате для глухих детей Танцы развивают в девочках грацию и женственность. Например, сейчас учится девочка, которая была как мальчик, с мужской походкой, даже пострижена коротко. А сейчас она расцвела, стала более женственной, уверенной, отрастила косу, стала ровная осанка. Когда девочки только приходят в группу, чаще всего, они зажаты и не уверены в себе. С годами все комплексы пропадают, и они буквально расцветают. А пантомимы на языке жестов, которые мы иногда ставим, улучшают память, реакцию и способность быстро обрабатывать информацию, потому что это, прежде всего, мелкая моторика рук.
У глухонемых детей очень сложный характер. Обида на природу, которая обделила их способностью слышать, выливается в разные негативные эмоции. Они могут быть вспыльчивыми, эмоциональными. Искренняя любовь, ласка и терпение — вот, что нужно, чтобы завоевать их доверие и получить положительный результат от совместной работы. Но во многом они не отстают от своих здоровых сверстниц. Также пользуются социальными сетями, знают обо всех музыкальных трендах, снимают тиктоки. Часто обращаются ко мне, чтобы помогла разобрать музыку. Больше любят современную хореографию, но в репертуаре у нас много народных танцев.
16 лет я работаю в школе хореографом. Очень сильно нужно быть привязанным к своему делу, чтобы вот так, каждый день от звонка до звонка преподавать одни танцы. К слову о звонке, он у нас, как и во всех традиционных школах, звенит, но для учителей. Для детей в классах загорается табло с оповещением, что урок окончен.
© Фото / предоставлено Риммой ЧерныхРимма Черных: каждый новый танец начинается с разбора музыки. Объясняю девочкам, что звучит ритмичная мелодия, танец подвижный, надо шире улыбаться. Нас часто зовут выступать на разных мероприятиях — ни одно не пропускаем. Подготовка к ним, многочасовые репетиции, эмоции от выхода на сцену — все это закаливает в моих девочках характер и силу воли. Мы участвовали во многих фестивалях и конкурсах и занимали, в основном, призовые места. Ездили даже в Турцию.
Люблю и ценю каждую из своих воспитанниц. Они это чувствуют, поэтому и отдача колоссальная. Очень серьезный подход у них к занятиям, не пропускают, впитывают как губка каждое мое замечание. Что важно, не умеют притворяться, все их чувства и эмоции по-настоящему искренние. С большим уважением относятся ко мне — это мотивирует меня идти на работу как на праздник. В прошлом году получила знак "Отличника культуры", была очень рада, что увидели и оценили мою работу.
Наивысшим способом интеграции глухонемых детей в общество считаю участие не только лишь на мероприятиях для людей с инвалидностью, но и в обычных конкурсах и фестивалях. В 2008 году с танцем "Тысяча рук" мы победили на конкурсе "Баракелде!" (кыргызский аналог "Минуты славы") — этот как раз и был такой случай. Этой победой мы смогли заявить, что дети с ограниченными возможностями здоровья — полноценные граждане общества, но у них нет возможностей реализовать свой потенциал.
© Фото / Римма ЧерныхРимма Черных: люблю и ценю каждую из своих воспитанниц. Они это чувствуют, поэтому и отдача колоссальная. Когда девочки покидают школу, очень тяжело дается расставание с ними. Выпустила более сотни детей, каждый стал мне как родной. И в то же время, чувствую себя счастливой, когда встречаю своих выпускниц на улице, а они бегут ко мне с распростертыми объятиями. Значит, все не зря. Ведь любовь глухонемых детей нелегко заслужить.
К сожалению, как бы хорошо девочки не танцевали, после школы большинство идут работать в швейные цеха. В школе, кроме танцев, их учат шить, готовить еду, чтобы они были приспособлены к жизни после интерната. Некоторые поступают в профессионально-технические училища, но и там нет условий, чтобы они могли продолжить свои занятия танцами. Поэтому о карьере хореографа девочкам не приходится и мечтать.
То, что с окончанием школы, они теряют возможность заниматься любимым делом, расстраивает меня больше всего. Мне и свой труд жалко, я много сил и души вкладываю в них, и их уход в никуда именно в плане хореографии причиняет мне душевную боль.