Арсений Котов фотографирует советскую архитектуру. Здания, которые мы видим каждый день, в его объективе обретают новый облик. Не верите? Посмотрите сами.
Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Arseniy Kotov (@northern.friend)
— Путешествуя в период пандемии, вы приехали в Кыргызстан, почему?
— В Кыргызстане я уже третий раз. Мое первое путешествие было спонтанным — в 2015 году приехал сюда из Алматы по малопопулярной дороге, которая ведет на Иссык-Куль. Немного погостил в Караколе, а после отправился в Бишкек. Тогда было очень жарко, и у меня не было возможности посмотреть в городе все достопримечательности, которые хотелось бы.
Однако я понял, что в Кыргызстане очень интересно, и решил, что непременно вернусь сюда. Меня интересует советская архитектура, а здесь много чего сохранилось с тех времен. Вторая поездка в Бишкек была в 2017 году, кстати, тогда ваше издание впервые написало обо мне. И вам, и читателям понравились зимние фотографии столицы.
В этом году я планировал увидеть, помимо Бишкека и Оша, города, где не бывал прежде. Снимков из регионов страны в интернете практически нет. Перед приездом не знал, что меня ждет в Кыргызстане, но сейчас понимаю, что приехал не зря.
Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Arseniy Kotov (@northern.friend)
— Где вы побывали, что впечатлило больше всего?
— В этот раз со мной приехала подруга Лана Сатор, она популярный блогер, рассказывает историю советских городов. Значительную часть времени мы уделили прогулкам по заброшенным заводам советского периода, нетуристическим городкам, таким, как Таш-Кумыр, Айдаркен, Балыкчи, и другие.
Меня больше всего впечатлил завод в Таш-Кумыре, который должен был производить кремний для микроэлектроники. Завершение его строительства и запуск производства пришлись на 90-е годы. Так что, проработав лишь несколько месяцев, завод был приватизирован и вскоре остановился. Долгое время планировали восстановить производство, но этого так и не произошло. Это был огромный и уникальный для своего времени завод, при его успешном запуске экономическое положение страны могло бы заметно улучшиться. Его много раз пытались реанимировать, но в итоге просто загубили... Типичная судьба у сотен предприятий, которые работали в СССР.
© Фото / Арсений КотовРоссийский блогер Арсений Котов Путешествуя по Кыргызстану, невозможно не отметить эстетичность мусульманских кладбищ. В Бишкеке тоже побывал на одном из них, запомнился памятник в виде самолета. Его установили пилотам, которые погибли в авиакатастрофе, кажется, тогда жертвами аварии стали 6 человек. Я также пришел в восторг от "кладбища самолетов" в Оше. Прямо около аэропорта уже больше 30 лет стоят самолеты, информации об этом месте в Сети очень мало. В Оше человек, который сопровождал нас во время поездки, рассказал, что раньше эти самолеты находились на вооружении Советской армии и использовались для транспортировки военных грузов во время афганской кампании.
— Читая ваш блог, поняла, что вы не работаете, а зарабатываете на фотографиях и путешествиях. Я, как человек, который привязан к офису, завидую таким людям…
— Фотография была моим хобби, я уделял ей все свободное время. Раньше работал инженером на самарском заводе "Прогресс", который знаменит тем, что там по сей день собирают космические ракеты "Союз", на которых доставляют космонавтов и грузы на Международную космическую станцию. Много и усердно работал, накопил немного денег и начал путешествовать. Это было семь лет назад, с тех пор моя жизнь состоит из поездок и фотографий.
Моя страсть, как я уже говорил, — архитектура республик бывшего СССР. Фотографирую жилые здания, заводы, монументальное искусство, городские пейзажи... — все то, что напоминает об СССР. На мой взгляд, эти постройки впечатляющи и монументальны. К сожалению, им уделяется очень мало внимания.
Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Arseniy Kotov (@northern.friend)
— Многие считают, что советская архитектура, мягко говоря, некрасива. Есть, конечно, здания, которые радуют глаз, но их можно пересчитать по пальцам.
— При Сталине действовала архитектурная политика 1930-1950-х годов, которая способствовала становлению государственного монументального стиля, во многих чертах близкого к ампиру, который расценивался народом как красивый и торжественный. После смерти Сталина был принят закон об архитектурных излишествах. Страна просто не успевала строить дома для всех. Нужно было менять систему строительства в сторону экономии и эффективности. Поэтому партия требовала строить как можно больше многоквартирных домов при относительно невысоких затратах.
Архитекторы в той ситуации были ограничены, им не позволялось практически ничего. Однако, несмотря на суровые рамки, они создавали прекрасное. При проектировке зданий использовали необычные формы. Помните, что они строили исключительно из бетона и железа? С такими вводными особо не разгонишься, однако у них получалось неплохо.
© Фото / Арсений КотовКыргызстан глазами российского блогера Кроме того, через монументальное искусство, украшавшее здания того периода, они показывали ценности страны. Космонавты в невесомости или ученый с пробиркой — все это было на фасадах самых знаменитых построек. Людям было что рассказать даже через здания, им было чем гордиться. Благодаря такому искусству они оставили след в истории.
— Что вы можете сказать об архитектуре Бишкека?
— Хочется вернуться в далекое прошлое, когда только строился Фрунзе. Город был построен с нуля, у архитекторов был простор для творчества, чем они успешно воспользовались. Центр и микрорайоны прекрасно спроектированы. В центре столицы много мрамора, это красиво, а какой у вас Дворец бракосочетаний! Мозаика, витражи, мрамор — здание кажется мне совершенно невероятным. Оно великолепно снаружи и изнутри.
© Фото / Арсений КотовКыргызстан глазами российского блогера Печально наблюдать за тем, что делают с городом современные застройщики. В столице очень много новостроек, которые, если честно, уродуют ее. Принцип строительства таких зданий прост: на свободном участке земли строится многоэтажка и продается подороже. Компаний, которые поняли, насколько это выгодно, много. Посмотрите, что стало с панорамой города, лучше уже не будет.
Не хочу, чтобы вы думали, что такое только в Бишкеке. Нет, точно такая ситуация в большинстве городов бывшего СССР.
— Вы много путешествуете по странам бывшего Союза, какие проблемы объединяют столицы бывших республик?
— Из основных проблем — точечная застройка, отсутствие градостроительной политики, постоянные пробки, деградация общественного транспорта. Подобные проблемы наблюдаются и в Бишкеке. Город практически весь день стоит в пробках, доехать куда-то сложно. Стоимость проезда в маршрутках Бишкека не изменилась с моего первого визита. Правда, и маршрутки не изменились.
© Фото / Арсений КотовРоссийский блогер Арсений Котов К сожалению, это не показатель стабильности. Дело в том, что власти просто не хотят решать проблему с общественным транспортом. Нужно ведь много сил, чтобы заменить старые маршрутки на новые автобусы, проезд в которых будет дороже. Думаете, местные жители скажут за эти старания спасибо? Отнюдь, такие поступки опустят рейтинг руководителей города до минимума. Человек так устроен: он хочет комфортные условия задешево.
— У нас есть классический список вопросов, которые мы задаем иностранцам. Что вам больше всего понравилось в Кыргызстане?
— Ваши горы — это что-то с чем-то! В какой бы части страны ты ни находился, смотрел на заброшенный кишлак или новый микрорайон, они повсюду и очень украшают пейзаж.
Местная кухня очень разнообразная, мое любимое кыргызское блюдо — шорпо. Кроме того, у вас, помимо природных богатств, есть кое-что уникальное, что очень нравится туристам из Европы. Да-да, памятники советской культуры. Для людей, которые выросли в капиталистических странах, СССР — как древняя цивилизация. Это непонятная современному человеку культура, где все очень любили Ленина, гордились космонавтикой и верили в светлое будущее. Там работали огромные предприятия, а люди бесплатно получали квартиры.
© Фото / Арсений КотовКыргызстан глазами российского блогера Мой знакомый запускает туристический проект для иностранцев по культовым местам бывшего СССР, в сентябре я проведу туры по Армении и Грузии. Возможно, в будущем мы запустим тур и по Кыргызстану.
— Дорого путешествовать в пандемию?
— Путешествовать в пандемию дорого, непредсказуемо и волнительно. Перед прилетом в Кыргызстан я привился, но по приезде в новую страну нужно сдавать ПЦР-анализ, а это дополнительные траты.
Кстати, в Бишкек я прилетел всего за 3 тысячи сомов! Новая компания запустила рейсы по очень низкой цене в одну сторону. В Россию вернуться не так просто — пришлось лететь окольными путями, так как рейс Бишкек — Москва стоил очень дорого. Поэтому я отправился на самолете до Стамбула, оттуда в Минск, а там уже на поезде доехал до России. Перелет через две страны стоит дешевле, чем рейс Бишкек — Москва.
© Фото / Арсений КотовКыргызстан глазами российского блогера До пандемии было прекрасное время, я путешествовал автостопом. Сначала оттого, что не было денег на самолет, но потом понял, что такие путешествия намного комфортнее и интереснее. Сейчас, когда у меня есть деньги, на небольших дистанциях я все равно предпочту автостоп самолету.
— Какой совет вы бы дали людям, которые думают бросить все и посвятить жизнь хобби и путешествиям?
— Думаю, у каждого человека своя голова на плечах, чтобы решить, как будет правильно. Несколько лет назад я и подумать не мог, что хобби будет приносить какую-то прибыль. Но сегодня я зарабатываю на фотографиях, продаю через галерею в Стокгольме свои фото в распечатанном виде по всему миру. Выпустил книгу с фотографиями, тираж почти 8 000 экземпляров. Еще, конечно, можно монетизировать блог, но я очень придирчив к рекламе. Не хочу за 10 тысяч рублей портить имидж и предлагать подписчикам сомнительные товары или услуги. Всем начинающим творческим людям могу посоветовать не гнаться за деньгами, а стараться заниматься любимым делом и достигать в нем профессионализма.