5 октября 2022, 15:57
Источник knews.kg
Комментарии
Акорда, несмотря на всю дипломатичность ее хозяина, все больше стремится избавиться от токсичного Кремля. Почему "коллективный Запад" воспринял как данность заявление Токаева с трибуны ООН о своем намерении переизбраться на, мягко говоря, не очень демократичный 7-летний срок. И какое значение в этом имела таинственная встреча западных и казахстанских спецслужб? Об этом пишет казахстанский журналист Мирас Нурмуханбетов в своей статье на exclusive.kz.:
Для начала стоит обратить внимание на то, чего не произошло. А именно, предполагаемой встречи президентов России и Казахстана в рамках форума межрегионального сотрудничества. На этот раз он должен был пройти в Оренбурге, а презентовал очередной визит Токаева в Россию премьер-министр этой страны Михаил Мишустин 29 августа (до этого были лишь слабые намеки на это), выступая на заседании правительства. Особая пикантность анонса заключалась в одной из тем форума – снятие инфраструктурных ограничений в торговле двух стран, причем, с акцентом на "работу над освобождением от влияния иностранных санкций и защитой двустороннего взаимодействия".
Конечно, от премьера страны-агрессора, который сам находится под персональными западными санкциями, можно ожидать чего угодно (как, например, и от его предшественника Дмитрия Медведева), и он запросто может выдавать желаемое за действительное. Но слово не воробей. В любом случае, российские СМИ, региональные и федеральные, несколько раз поднимали эту тему, прогнозируя, что встреча Путина и Токаева пройдет в сентябре, а потом "назначили" ее на октябрь. Однако наша официальная пресса хранила молчание.
Теперь, судя по всему, турне президента Казахстана в Оренбург отменяется, поэтому сам форум превращается в формальное мероприятие областного масштаба. Но рандеву на высшем уровне все же состоится – в Астане, 13-14 октября. На эти дни намечено сразу три "больших" мероприятия: VI Саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (тот самый СВМДА), заседание Совета глав государств СНГ и саммит "Центральная Азия – Россия". На второе из них, помнится, Токаев лично приглашал Путина во время сочинского вояжа. Но такие заседания в "новых геополитических реалиях" уже испытывают кризис жанра, и при других обстоятельствах можно было бы даже пожалеть Владимира Владимировича, теряющего стремительно статус "старшего брата" даже в собственных глазах.
Что касается третьего мероприятия, то нетрудно догадаться, что это некий противовес (кто-то может даже подумать, что пародия) саммитам формата "5+1" – "ЦА и ЕС" и "ЦА и США", ставшими в последние годы регулярными, что не может не волновать Москву. В любом случае, это будет интересная встреча, которая привлечет внимание западных СМИ и аналитиков. В том числе аналитиков мировых разведок, которые будут следить не только за высказываниями Путина, но и за реакцией лидеров стран СНГ и Центральной Азии.
МИ-6 против ФСБ
На прошлой неделе прошла инсайдерская информация о том, что высокопоставленные сотрудники служб внешней разведки Казахстана и Кыргызстана встречались со своими коллегами из британской МИ-6. Понятно, что детали разговоров, учитывая уровень и профессионализм собеседников, вряд ли станут достоянием общественности, но известно место переговоров. Это произошло в узбекском Самарканде в середине сентября – как раз, когда там проходил саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). И место это выбрано неспроста.
Если брать во внимание специфику службы сторон, то можно прийти к пониманию, что эта встреча, как и последовавшее за ней обнародование информации о ней, были показательными. В первую очередь, для Кремля и Лубянки. Ведь не секрет, что внешняя разведка ряда стран СНГ имеет тесные отношения с СВР России и даже в некоторой степени зависима от нее (в том числе, по части получения информации и обмена ею). А тут такое.
Как подчеркивает источник, "разведывательные службы Центральной Азии сталкиваются с растущей неуверенностью в отношении российской поддержки безопасности перед лицом внутренних и региональных угроз, исходящих от Афганистана, напряженности на границе и исламистских движений". В принципе, региональные и "афганские" угрозы были всегда в центре внимания спецслужб СНГ и часто являлись официальным оправданием совместной работы. В то же время, какие-либо контакты с "третьими странами" считались недопустимыми, а двусторонние взаимоотношения (например, тех же разведок стран ЦА) априори контролировались СВР РФ. Кстати, в прошлую пятницу в Москве состоялась встреча глав внешних разведок стран СНГ, перед которыми в онлайн-формате выступил Путин. Он опять говорил про угрозы из Афганистана, но не забыл упомянуть про "коллективный Запад" и нехороший НАТО. Но больше информации об этом в российских СМИ не было, а наши вообще промолчали.
Вернемся к контактам с МИ-6. Надо понимать, что интерес в них был обоюдный. Казахам с кыргызами надо получать альтернативную и более объективную информацию во внешней сфере, а если конкретно – по происходящему в зоне боевых действий в Украине и перспективах развития российско-украинской войны. Британцам же хотелось, чтобы мы стали постепенно отодвигаться от ставшего токсичным ФСБ. Дело в том, что СВР РФ имеет задачу вовлечь центрально-азиатских коллег в выработку совместных действий, направленных против НАТО и Украины. Это, кстати, прямо подтверждает и бывший глава внешней разведки Украины Николай Маломуж, который также отметил, что былого единства спецслужб стран СНГ уже не будет.
С большой долей вероятности можно предположить, что встречи представителей КНБ РК и ГКНБ КР с "бриттами" были санкционированы высшим руководством наших стран. Напомним, что по некоторой информации в кулуарах того же Самаркандского саммита ШОС президент Казахстана Токаев имел беседу с Владимиром Путиным, в ходе которой предложил ему закончить войну в Украине любым (лучше мирным) способом, и что это вызвало негативную реакцию со стороны хозяина Кремля. И напомним, что Касым-Жомарт Токаев еще 12 января стал говорить о кардинальных реформах в КНБ и службе внешней разведки, а глава СВР РК "Сырбар" Габит Байжанов не так давно заявлял, что его ведомство ежедневно докладывает главе государства о своих наработках.
Нью-Йорк, Нью-Йорк!
Надо полагать, что и про встречу с МИ-6 президент тоже получил расширенный доклад от Байжанова. Получил, а потом вылетел в Нью-Йорк. Мы довольно подробно описывали этот визит, сделав акцент на том, что главной его целью было даже не выступление с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, а встречи накануне и в кулуарах ГА. Переговоры с финансовыми воротилами и главами транснациональных компаний, с некоторыми из которых труднее назначить встречу, чем с президентами, может говорить о некотором "одобрямсе", данном западным бизнесом для контактов с Казахстаном.
Напомним, что в марте, а затем в августе в США и Евросоюзе включали РК в список стран, которые могли помогать России обходить санкции. МИД РК и Акорда несколько раз разными способами напоминали, что мы не собираемся жульничать и намерены четко соблюдать санкционные ограничения, наложенные "коллективным Западом". Пусть даже при этом Астана заявляла о продолжении сотрудничества с Москвой, но, видимо, такая многовекторность вполне устраивает Вашингтон, Лондон и Брюссель. Ведь большая политика без большой экономики тоже долго не протянет.
Встречи президента Казахстана с главами Еврокомиссии и Евросоюза имеют не только протокольное значение. Официальные пресс-релизы по этому поводу хоть и преподносились в виде достижения казахской дипломатии, но все же не несли четкой информации, о чем договорились стороны. Впрочем, сам факт этих переговоров может говорить о том, что ЕС "принял к сведению" и принял как данность желание Токаева переизбраться на 7-летний срок, о чем тот фактически объявил с трибуны ГА. Можно даже осторожно предположить, что Запад отнесся "с пониманием" – уж лучше этот глава "региональной державы". Другой кандидат, или, того хуже, те, кто хочет восстановить свой статус-кво в республике (ведь последние практически полностью сходятся с санкционным списком казахских клептократов), который в скором времени будет обнародован с трибуны Европарламента и Конгресса США, мало кого устроят.
И при чем тут выборы?
Так же в конце прошлой недели появилась пока еще не подтвержденная официально информация о том, что в Казахстан приедет миссия наблюдателей от Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. В принципе, это стандартная процедура, а ОБСЕ никогда не пропускала выборные кампании в Казахстане, начиная с 1999 года (равно как и никогда не признавала их честными, достаточно прозрачными и справедливыми). Исключением, наверное, служит общенациональный референдум 5 июня 2022 года – тогда международные наблюдатели (не считая таковых от СНГ и "Тюрксоя") попросту не успели собраться и приехать. Да и смысла особого не было, между нами говоря.
Но тут, как говорится, другое. Большой тайны в том, что в Европе сейчас пристально следят за всеми движениями Астаны – как явными, так и не очень, нет. Работа идет в разных направлениях, в том числе и с участием гражданского сектора и зарубежной оппозиции. Одна из задач этого вектора – понять, выполняет ли Токаев свои обещания не обходить санкции, причем, не только на глобальном уровне, но и на более приземленном. Речь идет о помощи отдельных казахских компаний (в том числе, банков) российским коллегам, а также воспрепятствование нашими правоохранительными и фискальными органами использования незаконно полученных средств на помощь Кремлю.
Немаловажным фактором, конечно, является и соблюдение Акордой прав человека. В этом плане, как мы пока видим, не все так хорошо, как с латентной поддержкой антироссийских санкций, но, возможно, Европа и США готовы на определенные скидки – не все же сразу. Ну, это примерно так же, как и часть казахстанского электората относится к деятельности действующего президента – да, отдал приказ на расстрел, но сейчас же что-то делает. Кстати, одним из экзаменов для Касым-Жомарта Кемелевича будут судебные процессы по январским событиям. Понятно, что Токаев и его Администрация стремятся обелиться готовящейся амнистией, но тут тоже могут возникнуть некоторые нюансы. Казахстано-российские взаимоотношения тоже подвергаются глубокому анализу, и если ЕС и США увидят то, что хотят, то Астана (а вместе с ней и мы) может получить некие бонусы, которые будут поважнее и повкуснее "печенек Госдепа".
В целом же, если говорить об избирательной кампании, что Запад тоже сейчас выбирает того, кто будет "отвечать" за Казахстан – Токаев или Путин.