20 мая 2023, 13:00
Источник 24.kg
Комментарии
Этот сезон для Театра оперы и балета стал знаковым. Не только потому что он юбилейный, восьмидесятый. Труппа впервые за много лет выехала на гастроли в Россию, поставлена мировая премьера балета "Генезис" и театр заработал более 17 миллионов сомов.
Как удалось добиться таких успехов и чем еще храм Мельпомены порадует зрителя, в интервью 24.kg рассказал генеральный директор Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени Малдыбаева Алмазбек Истамбаев.
- Алмазбек Маматжанович, в чем секрет успеха этого сезона для театра?
- Согласно новой концепции, вся наша команда с 16 марта 2022 года начала работать каждый день. По будням в Малахитовом зале шли концерты, по выходным - наши репертуарные спектакли - опера и балет на большой сцене. Мы также сделали акцент на молодежь, зажгли много новых звезд. В прошлом году попробовали новый формат - летний концерт под театральной аркой. Проект оказался резонансным и прибыльным - заработали более полумиллиона сомов. После завершения сезона мы возобновим эти концерты, которые полюбились зрителям. Ну и в начале сезона произошло повышение цен на билеты.
Ведь не может высокое искусство стоить 100 сомов. А такой была раньше цена самого дешевого билета. Сейчас ее повысили до 300.
Алмазбек Истамбаев Все это позволило заработать рекордные 17 миллионов сомов. Такое в истории театра впервые. Благодаря этому при поддержке Министерства культуры, Общекыргызского российского конгресса, МИД мы смогли устроить гастрольный тур по России. Он был посвящен Чингизу Айтматову, юбилей которого отмечает Кыргызстан в этом году.
Сначала показали современный балет "Сотворение мира. Genesis" и один акт балета "Материнское поле" на XXVII Международном балетном фестивале в Чебоксарах, а потом выступили в Казани, Екатеринбурге и Москве. После этих гастролей вышли представители диаспор на Урале и в Сибири. В октябре уже заявлены выступления в Абакане (Хакассия), дополнительно готовим дорожную карту, чтобы охватить Красноярск, другие города, где задействована наша диаспора.
Я скажу, что мы в России произвели фурор. Потому что для многих россиян кыргызы - это мигранты, таксисты, официанты, рабочие, продавцы... А тут они были удивлены, восхищены, многие не знали, что есть кыргызский балет.
Алмазбек Истамбаев Думаю, когда в следующий раз приедем, у нас будут аншлаги.
Мы пригласили экс-премьера Мариинского театра, заслуженного артиста Кыргызской Республики Каната Надырбека на должность главного балетмейстера. Он тоже планирует летнюю серию концертов и спектаклей артистов балета. Так что летом впервые будет задействован и большой зал. Артисты и сотрудники театра благодаря этому смогут работать и получать заработную плату. Раньше все уходили в отпуск.
Еще одно новшество - начали приглашать мировых звезд. Например, на "Баядерку" был приглашен топовый танцор, премьер Мариинского театра Ким Кимин. Из Монголии был прекраснейший танцор Нацагдорж Дашдорш - в прошлом году мы заключили меморандум о сотрудничестве с театром оперы и балета Монголии. Поверьте, это большой стимул для наших артистов, танцевать вместе с такими звездами.
- Раз заговорили о Чингизе Айтматове, ранее вы анонсировали, что балет-ораторию "Материнское поле" покажете в Большом театре. Смело, конечно. Волнуетесь?
- Конечно, волнение есть. Он будет показан в следующем году в рамках фестиваля "Видеть музыку" Ассоциации музыкальных театров.
Волнительно еще и потому, что этот балет-ораторию на сцене Большого театра показывали ровно 40 лет назад - в 1984 году.
Алмазбек Истамбаев В постановке будет задействовано 160 человек - артисты, оркестр, хор и, естественно, техперсонал. Планируем показать балет на русском языке, чтобы он был понятен зрителям СНГ. Сейчас работаем над этим. В будущем этот вариант хотим включить и в наш репертуар.
После выступления в Большом театре планируем устроить гастрольный тур по тем городам, где уже были, а также захватить Урал и Сибирь, где живет много наших соотечественников.
Читайте по теме Карт-бланш от кабмина: что происходит за кулисами Театра оперы и балета - Планы грандиозные, но для их воплощения нужны люди. Как сейчас обстоят дела с кадровым вопросом? Перед театром он всегда остро стоял, работать надо много, а денег платили мало. Как удержать артистов и солистов?
- Самое главное - это атмосфера в коллективе. Балетная труппа очень довольна новым балетмейстером, тем более что про него говорят, что это второй кыргыз после Булата Минжилкиева, покоривший Мариинский театр. Он сейчас работает над новыми проектами, готовит "Лебединое озеро" (экспортный вариант), который мы в 2024-2025 годах хотим вывезти в Америку. Сейчас возвращаются наши ребята, видят работу театра...
- Наверное, это связано с мобилизацией в России...
- Не сказал бы так. Они возвращаются, потому что видят, что есть рост, есть поддержка руководства страны. В прошлом году была повышена заработная плата сотрудникам. Конечно, хочется еще большего, но мы пытаемся сделать ведущим солистам какие-то премии, стимулирующие выплаты и так далее. Сейчас много коммерческих проектов, которые тоже приносят прибыль.
- Главное, чтобы коммерческое не стало преобладать над творческим...
- Нет, такого не будет. Коммерческий проект бывает один-два раза в месяц. А так в основном идут все репертуарные спектакли. Правда, на июнь отменили все оперы, будут только балеты.
- С чем это связано?
- Начали подготовку ко Дню независимости - в Ош повезем новую оперу Сатылгана Осмонова "Алымбек и Курманджан". Сейчас все силы направлены на это. Солисты, хор, оркестр учат партии, художники делают костюмы... Эту оперу ставим с нуля. К концу июня уже должны прослушать черновой вариант, чтобы после отпуска сразу приступить к постановке.
Читайте по теме Генезис. Мировую премьеру готовит Театр оперы и балета - Получается, это премьера оперы. А сколько всего премьер было за сезон?
- Давайте считать. Был поставлен первый детский мюзикл "Айболит и Бармалей", который проходит на ура. Веселятся не только дети, но и родители. Еще одна премьера - одноактная опера "Атадан калган туяк" ("Солдатенок") по одноименному рассказу Чингиза Айтматова. При поддержке ОБСЕ поставлен экобалет "Адам". В репертуаре появился и первый подростковый мюзикл "Ай-Тентек". Он тоже очень хорошо прошел, понравился старшеклассникам. Восстановили рок-балет "Юнона и Авось". И, конечно же, мировая премьера современного балета "Генезис". Получается шесть.
Для нас это большой прорыв. Но сейчас государство нам выделяет деньги на постановки, поэтому мы должны ставить новые и восстанавливать старые спектакли.
Алмазбек Истамбаев Сейчас за счет спецсчета мы полностью обновляем костюмы на оперу "Кошкин дом", балеты "Лебединое озеро, "Баядерку" и другие, делаем декорации к балету "Бахчисарайский фонтан", который будем восстанавливать.
На следующий сезон тоже запланировано много премьер.
Совместно с российским фондом культуры к 150-летию Сергея Рахманинова идет восстановление оперы "Алеко". Хотим поставить мюзикл "Звезда Турандот", оперу Джакомо Пуччини "Тоска", сюиту "Кармен", балеты "Алтын кокул", "Золушка". Монголия планирует поставить у нас в следующем сезоне классический вариант балета "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева. Недавно у нас была делегация из Италии, мы попросили помочь с постановкой оперы Джакомо Пуччини "Богема", на что получили согласие.
Сейчас восстанавливаем балет "Манкурт" по Чингизу Айтматову. Для этого из Турции прилетит балетмейстер Талант Осмонов, который когда-то ставил этот спектакль.
Зрители смогут вновь увидеть и балетную миниатюру "Кыз Кумай" и балет "Куйручук". Еще будет восстановлена опера "Аршин мал алан" азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Мы обратились в посольство республики, они обещали помочь.
- По-моему, впервые в репертуаре появляется столько спектаклей на кыргызском языке...
- Да. Правительство поставило такую задачу. Сейчас у нас из опер на кыргызском языке только "Аста секин колукту", "Айчурек", "Ак-Моор" и все. Они идут не один год, а зрителям надо показывать новые спектакли. Также делаем акцент на мировые мюзиклы.
В общем работа идет, народ рад. Зрителей стало намного больше - по сравнению с 2021-м число увеличилось на 15 тысяч человек.
- Как вы думаете заманивать зрителя? К сожалению, залы часто бывают незаполненными.
Мой друг сказал, если хочешь, чтобы пришли взрослые, замани детей.
Алмазбек Истамбаев Поэтому мы начали именно с детских мюзиклов. В начале сезона будем организовывать экскурсии, чтобы дети видели, как работают цеха, оркестр, хор, труппа. Для них могут провести мастер-класс наши артисты. Такая практика есть во многих театрах. Детям это будет интересно, они просто захотят потом побывать на спектакле. А с ними и родители.