ГКНБ задержан директор стройкомпании "Бурана Гранд" Урмат ИшенбековСмог в Бишкеке снизился до 15 процентов - Минприроды

Почему мошенникам комфортно в современном мире

 

Фотографии: knews.kg

8 декабря 2023, 14:19       Источник knews.kg       Комментарии

Банкротство финансового гиганта Wirecard на фоне громкого скандала с мошенничеством шокировало общественность. И размером аферы в 3,5 млрд евро, и тем, что руководство "немецкого чуда" – инновационного, поддерживаемого правительством "ответа" Кремниевому финтеху – оказалось замешано во всех видах мошенничества: от прямой фальсификации счетов до фиктивных денежных потоков и дочерних компаний-призраков.
В подобных историях поражает не только количество жертв, поверивших в "ничто", но и наличие среди этих жертв суперпрофессионалов.
Причина, считает социолог из Университетского колледжа Лондона Арис Компорозос-Афанасиу, в том, что современные финансы давно во власти не рациональности, а "алхимии" – яркого символа мира "постправды".
По мнению Компорозоса, один из способов понять современную "алхимию финансов" – это обратиться к автору одноименной книги Джорджу Соросу. Несмотря на экономическое образование, он был одним из учеников выдающегося философа Карла Поппера, познакомившего его с социологической теорией рефлексивности, которая утверждала, что поведение человека определяется не реальностью, а его субъективным представлением о ней. И показательным примером являются самосбывающиеся пророчества, когда отношение людей к ситуации как реальной делает ее реальной по последствиям.
Сам Сорос в контексте своей инвестиционной стратегии объяснял рефлексивность как "двустороннюю связь между принимаемыми решениями и событиями будущего", где, с одной стороны, "движение цен на финансовых рынках пытается предсказать будущее", а с другой – финансовые рынки вместо простого отражения действительности "сами активно ее формируют".
Одним из ключевых моментов в этой концепции был фактический разрыв с прогнозированием, основанным на объективных данных собственно рынка ("точной наукой"), и включение в этот процесс человеческой субъективности ("ритуалов и заклинаний"). Как поясняет Компорозос: "Вместо того чтобы пытаться расшифровать неоспоримую истину о рыночных ценах и отделить ее от "шума" человеческих предубеждений и иррационального поведения, Сорос предположил, что гораздо умнее принять эту искаженную реальность финансов". И преуспел. Так, на противостоянии центробанков Германии и Англии, зная за сутки о решении последнего понизить процентную ставку, Сорос сыграл против фунта стерлингов и на его сокрушительном падении за один день получил рекордную прибыль в 1 млрд долларов.
У этой "работы с искажениями" оказалась и масса последователей. Среди них, например, такие крупные мошенники, как Сэм Бэнкман-Фрид, глава рухнувшей криптобиржи FTX, и Ян Марсалек, один из руководителей Wirecard. По словам автора, вместо того, чтобы просто подделывать экономические "факты", они пытались контролировать силы, их формирующие: "Подобно Соросу, они стремились не просто интерпретировать "мышление рынка". Они также стремились изменить его материальную реальность".
При этом, говорит Компорозос, "фигура рыночного алхимика появилась задолго до современных финансовых злодеев": "В США конца XIX века в заголовках новостей доминировали биржевые спекулянты и типстеры, вызывая ожесточенные дебаты о легитимности и моральности спекуляций, которые и определили историю современных финансов". Однако в тот период, когда математическое прогнозирование приобрело популярность на крупнейших фондовых биржах США, а дух научной современности олицетворяла рациональность, "финансовые алхимики" не считались нормой. Хотя, по сути, статистические методы анализа, произведя революцию в изучении динамики рыночных цен, еще больше отрывали их от материальной реальности активов. А среди трейдеров утвердилась вера в некую "фундаментальную правильность" цен на акции и их колебания.
К этому добавился и ренессанс гностики, возникший на рубеже веков и породивший, по словам Компорозоса, "влиятельные финансовые практики, включая "технический анализ" и популярные руководства по трейдингу, разъясняющие достоинства "гностического разума"". В итоге, биржевые маклеры, увлеченные "герметическими поисками, подкрепленными непоколебимой верой в рациональность рынков", из провозвестников рациональности превратились, по утверждению историка Юджина Маккаррахера, в жрецов "денежного колдовства".
Широкое распространение поддерживаемых правительством ценных бумаг и обещаний более демократичных рынков сделало "евангелие от трейдеров" массовым – дилетанты осваивали "рыночную мудрость" наравне с профессионалами. Однако, по словам Компорозоса, если профессионалы "умело пожинали плоды финансовой алхимии" и выглядели "компетентными кормчими на бурных спекулятивных рынках", те, кто находился внизу финансовой иерархии, воспринимались как "иррациональная толпа", склонная к маниям, панике и заблуждениям, подверженная манипуляциям и обману, угрожающая стабильности рынка. "Их "шум" рассматривался как искажение рыночной реальности, искажение фундаментальных истин, вызванное сигналами цен на акции", – поясняет он.
При этом, например, признание в начале прошлого века торговли фьючерсами (наиболее спекулятивный вид финансовой деятельности) законной и желательной, поскольку она позволяет обществу "самонастраиваться на вероятное", с одной стороны, отражало сближение идей демократизации и спекулятивных финансов. А с другой – разграничивая профессиональные биржи и непрофессиональные букмекерские конторы, утверждало в мире рынков огромное неравенство.
И хотя подобные решения лишь усиливали "волшебную силу" финансовой алхимии, ее продолжали рассматривать в качестве "не-нормы" – "обратной стороны институциональных норм, которые считаются постоянными, справедливыми и стремящимися к равновесию", – и соответственно интерпретировали с позиции лжи и жадности. Но такой подход, считает Компорозос, затеняет более сложную реальность финансов, где "алхимия" – не исключение, а часть основания. И особенно заметно эта фундаментальная особенность финансового капитализма расцвела сейчас – "в мутном пространстве больших данных и их корреляций, где безраздельно царит шум".
Именно поэтому стали возможны многомиллиардные аферы на глобальных рынках, потому что рынки – это "миры, где шум и сигнал невозможно отличить, а границы между реальным и фальшивым гораздо более проницаемы, чем это предполагается в общепринятых описаниях мошенничества". И именно поэтому мошенничество становится всё более неочевидным и сложным для определения. В таком контексте, говорит Компорозос, финансовая алхимия похожа скорее на искажение, чем на прямой обман: "Вместо четкого перехода от факта к выдумке это выглядит амбивалентным сосуществованием правды и лжи".
Поэтому сегодняшнее финансовое мошенничество не является чем-то из ряда вон выходящим, оно часть более масштабной истории – "эпистемологического кризиса", охватившего все стороны жизни и размывающего границы между подлинным и фальшивым. Это и большие технологии, создающие параллельные реальности (например, метавселенную), которые декларируются как способ борьбы с экзистенциальными будущими угрозами (при этом степень их надуманности оценить сложно), но которые по факту могут быть способом отвлечь внимание от реальных проблем, в том числе и у их создателей. Это и большие языковые модели, склонные к "галлюцинациям" – смешению в своих ответах правды и вымысла. И конспирологические движения, в поисках некоей новой истины оспаривающие проверенные научные факты. И фейковые новости, разжигающие реальные социальные и политические конфликты. И т. д., и т. п.
По словам Компорозоса, в мире "постправды", где с разной степенью осознанности демонтируются средства, с помощью которых мы ищем и познаем истину, возникает вопрос о природе самой реальности. "По мере того, как это состояние сомнения и замешательства захватывает повседневную жизнь, наша способность отличать факты от вымысла ослабевает. Всё кажется "почти правдой" и ничто не кажется "совсем ложью", – поясняет он. – Современные финансы лишь стали символом такого положения дел".
Например, насколько реальна стоимость невзаимозаменяемых токенов (NFT), которая "дико колеблется"? Так, в феврале прошлого года выяснилось, что более 80% таких токенов, созданных на самом популярном NFT-маркетплейсе OpenSea, – это мошенничество, плагиат или спам. И рынки блокчейн-активов, по словам автора, благодатная для этого почва, поскольку они "по своей сути непрозрачны и построены вокруг системы убеждений, которая бросает вызов "реальной" оценке – консенсусу, установленному центральными банками, рейтинговыми агентствами и торговлей на рынке Форекс". Более того, именно они часто становятся площадкой, где сочетаются традиционные и "высокотехнологичные" формы мошенничества.
При этом, говорит Компорозос, современные финансисты зачастую открыто признают себя "исполнителями трюков", что парадоксальным образом делает "алхимию" еще более эффективной: "Ее массовая привлекательность проистекает из ее укорененности в наших нестабильных социальных и культурных мирах, где непрозрачность и зрелищность часто становятся привычными чертами повседневной реальности". И современные финансовые субъекты – отнюдь не простаки, охваченные "коллективными галлюцинациями", – используют силу "алхимии" гораздо более творчески и зачастую преднамеренно: "Их коллективное самовыражение породило политику, богатую мифами, простирающуюся от причудливой конспирологии вроде QAnon до "атмосферных" сообществ тиктокеров, игровых и криптоторговых субкультур".
Поэтому, полагает автор, чары финансиализации не так-то легко развеять и свести лишь к психологии толпы и тяге к иррациональному богатству: "Нынешний "кризис реальности" требует большей чувствительности к способности рыночных искажений создавать поглощающие параллельные миры. Искажение стало очень важной силой в самых разных областях – от науки до культуры, от анализа данных до музыки".
При этом Компорозос отмечает, что "интерпретация сигналов" тесно связана с изучением порождающих возможностей "шума" – "поиском союзников в ошибках, сбоях и "плохих данных", присущих всем формам жизни и пронизывающих наши способы репрезентации истины". Как в свое время общественность, увлеченная спекулятивными возможностями фондовых рынков, оказалась приглашенной и на "рынок идей", в конечном итоге укрепивший позиции либеральной демократии. Так и сейчас, по его мнению, в "фальшивых мирах" финансовой алхимии важно увидеть "не только их желание обмануть нас, но и их возможности создать условия для нашей борьбы за другие, более демократичные реальности".

Ссылка на новость:
https://for.kg/news-830329-ru.html

Читайте также

В Минфине объяснили, почему не исполняют постановление ЖК о матерях-героинях

Курс о влиянии Бейонсе на современную культуру вводят в Йельском университете

Мошенники требуют деньги от имени первой леди Айгуль Жапаровой

Почему в Бишкеке троллейбусы не функционируют – ответ мэрии

Мошенники активно мониторят соцсети, чтобы получить персональные данные

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru