11 марта 2025, 14:00
Источник
24.kg
Комментарии
В Кыргызстане продолжается поэтапный переход к 12-летнему школьному образованию. На подготовку к первому этапу осталось полгода. За это время чиновникам предстоит подготовить 3 тысячи дополнительных классов, найти столько же учителей и напечатать учебники.
Директор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников (РИПКиППР) Алмазбек Токтомаметов рассказал 24.kg подробнее.
Фото Sputnik Кыргызстан. Алмазбек Токтомаметов - Какие учителя в первую очередь проходят повышение квалификации и как их обучают, если нет ни новых программ, ни новых учебников?
- Обучением занимаются преподаватели РИПКиППР, двух областных институтов образования в городах Оше и Караколе и четырех областных методических центров в Джалал-Абаде, Баткене, Нарыне и Таласе. В течение года мы проводим курсы повышения квалификации для всех учителей. По нашей линии это бесплатно.
В августе 2024 года из Сингапура приезжали специалисты и подготовили в Кыргызстане 88 мастер-тренеров, которые в течение учебного года обучали учителей по STEM-направлению. Математики занимались в одной группе, а физики, химики, биологи и географы - в другой.
Читайте по теме Переход на 12-летку. Что нужно знать родителям будущих школьников
Всего повышение квалификации по республике прошли более 16 тысяч учителей. Возможно, кто-то по разным причинам пропустил обучение - уточняем эту информацию. Соберем еще две группы для онлайн-занятий.
Педагоги, которые первыми переходят на новую модель, - это учителя 1-2-5-8-х классов - проходят курсы повышения квалификации в особом режиме. До сентября будем их обучать, после они приступят к работе, но в течение следующего учебного года будем их сопровождать - обучать во время каникул.
- А как же отдых в каникулярное время?
- Ситуация сейчас нештатная. В принципе, в последнее время учителя сами согласны, иногда проходят курсы в субботу и воскресенье, иногда по вечерам онлайн. Для них приоритетно освоение новых знаний, новых компетенций. Они свободны в этом выборе, проводим обучение только по желанию, никого не заставляем.
В настоящее время разрабатываются модули по обучению учителей. Мы просто ждем утверждения предметных стандартов.
Государственный стандарт общего образования разработан, находится на общественном обсуждении, а предметные стандарты и учебные программы разрабатываются. - Тогда по каким ресурсам обучаются учителя?
- В принципе, есть действующие предметные стандарты. Новые не на пустом же месте разрабатывали, просто в них вносят коррективы, изменения. Работаем параллельно. Специалисты, которые разрабатывают предметные стандарты, учебные программы, они же готовят и модули, потому что хорошо разбираются в особенностях новых учебников, в сингапурской методике.
Например, чем будет отличаться первый класс? Особое внимание уделяется социализации ребенка - может ли он найти общий язык с другими детьми, адекватно ли выстраивает взаимоотношение с учителем, может ли вести себя в группе, в социуме, способен ли выразить свое мнение. Вот такие моменты будут ключевыми. Уроки укороченные - по 35 минут. Весь учебный процесс должен проходить в игровой, более свободной форме. Вот это мы и должны донести до учителей первых классов.
- Домашнюю работу будут задавать?
- В первом классе не должны. Не будет и оценок до конца третьего класса. Сейчас по госстандарту безотметочное оценивание только до половины второго класса.
- Сколько дополнительных классов потребуется?
- По примерным расчетам, в школы придет около 80 тысяч детей, поэтому нужно более 3 тысяч новых классов и столько же учителей.
- Где брать кадры?
- В первую очередь примем на работу тех, кто работал по 480-часовой программе предшкольной подготовки "Наристе". Эти воспитатели не останутся в детских садах, а перейдут в школы. Это довольно много.
Во-вторых, есть выпускники колледжей, а в университетах центры по переподготовке. Наш республиканский институт тоже запустил дополнительное профессиональное образование. В течение месяца специалисты получат дипломы.
Читайте по теме Переход на 12-летку. По республике не хватает более 163 тысяч ученических мест
Кроме того, по нашему анализу, есть очень много учителей, которые не могут устроиться в школы из-за отсутствия вакансий. Такая ситуация в Нарынской области. Будем их обучать и привлекать к работе в регионе.
Предметников можем переквалифицировать, потому что в первом классе сложного материала нет. Здесь больше психологических моментов. Если где-то не сможем решить проблему с учителями начальных классов, в запасе держим такой вариант.
Наиболее остро стоит вопрос в Бишкеке и Оше.
В столице сейчас проводят анализ по обучению детей в библиотеках, зданиях детских садов, музеях - все возможные социальные объекты переоборудовать. Идет подготовка к этому. - Как вы думаете, родители будут на это согласны?
- Лично мое мнение: будет трудно. Но знаете, Кыргызстан не первый раз собирается переходить на 12-летку. Даже был нормативный документ правительства, но процесс отложили.
В этот раз, когда мы обсуждали вопрос с международными экспертами, они сказали: "Или сейчас переходите, или отложите надолго". Когда идет долгое обсуждение, никто не примет решение о переходе на новую модель - слишком много замечаний и опасений будет. Поэтому надо было принимать решение. Более 150 стран в мире перешли на 12-летнее образование, некоторые даже на 13-летнее, и показывают хорошие результаты.
- На какой стадии подготовка учебников?
- Переведены 46 наименований учебников, купленных в Сингапуре, по STEAM предметам - математике, физике, химии, биологии, английскому языку и информатике. Сейчас идет их адаптация, добавляются моменты с учетом наших реалий, меняются имена, названия городов и так далее.
- Будет ли проводиться экспертиза?
- Основное содержание меняться не будет - это готовые, не новые учебники, которые используют более 100 государств в мире. Поэтому учителя проведут теоретический анализ, а пилотирования в течение учебного года не будет.
Читайте по теме Переход на 12-летнее обучение будет проходить поэтапно - решение Садыра Жапарова
Что касается учебников, которые должны разработать отечественные авторы (по кыргызскому, русскому, истории, географии), то к сентябрю, по моему мнению, это не позиция Минобразования, не успеем.
Восьмой класс в новой модели по большому счету совпадает с нынешним седьмым где-то на 60 процентов. Мы можем использовать, например, учебник кыргызского языка для седьмого класса, но с некоторыми изменениями. В электронном виде надо разработать приложения, и можно выйти из ситуации.
Наши учебники, думаю, к следующему учебному году будут готовы. Отечественных авторов тоже надо обучить, чтобы они разрабатывали пособия с учетом особенностей сингапурской системы.
Арендная плата учебников сохранится. Считаю, это лучший вариант - качественные учебники стоят не менее 400-500 сомов, а аренда всего 25 сомов. Это хорошая поддержка.
- Многие сейчас обсуждают объединение физики, химии и биологии. Как будут преподавать новый предмет науку?
- В начальных (1-6-х) классах этот вопрос не стоит. Интегрированный предмет будет в среднем звене - 7-9-х классах.
Кембриджская школа, которая находится в Бишкеке, 12 лет работает по этой системе, школы "Сапат" - около четырех. Мы обсуждали с ними их опыт. Учебник разработан очень подробно, учителю легко работать. Они вышли таким образом: если учитель может вести урок самостоятельно, ему дается разрешение. Если один учитель не справляется, подключается второй педагог, и один урок ведут два человека.
Этот вариант обсуждается в министерстве. Мне кажется, мы будем использовать этот опыт. С 10-го класса снова раздельное преподавание, потому что начинается профильное обучение и остаются те ученики, которые поступают в вузы, участвуют в олимпиадах и так далее.
- Бакалавриат будет сокращен?
- По плану да - на год. Студенты первого курса в основном повторяли школьную программу. Если дети будут учиться 12 лет, нужно пересмотреть учебную программу первого курса.
По Болонской системе бакалавриат длится по-разному, в основном четыре года. Но здесь все зависит от того, какие программы прошли студенты, сколько кредитных часов набрали.
- Когда вузы начнут менять свою программу?
- Они это сейчас обсуждают. Программа "Алтын казык" предусматривает комплексный подход, начиная с детского сада до высших учебных заведений. Переход на 12-летнюю систему школьного образования - лишь часть, одно из направлений программы.
- Звучали мнения, что нужен пилотный проект. В Казахстане, например, начали реформу в 2003 году, и практически 20 лет шли к 12-летке. Почему у нас такой стремительный переход?
- В последние годы очень много стран переходят на 12-летнее образование, мы изучили опыт других государств.
У нас был вариант перехода в течение 12 лет: в сентябре поступает первый класс по новой модели и так постепенно каждый год добавляется по одному классу. Но мир сегодня другой, и он меняется очень быстро. Какая система образования будет в мире через 12 лет, никто не знает. Тем более по прогнозам к 2030 году, или уже через пять лет, очень много старых специальностей исчезнет и появится более 200 новых.
То есть, переход в течение 12 лет не очень себя оправдывает.
Во-вторых, у нас тяжелая ситуация с учебниками в старших классах. Возник вопрос: будем ли издавать старые для них или менять, и кто будет над этим работать, учитывая принятое решение о переходе на 12-летнюю модель? Это была бы лишняя трата ресурсов.
Читайте по теме Экс-министр образования перечислил преимущества 12-летнего обучения в школах
Поэтому решили перейти на 12-летку в течение трех лет. Рассматривался вариант с 2026/27 учебного года, но руководство решило начать с 2025/26 учебного года.
Есть еще момент: мы закупили сингапурские учебники по кембриджской системе, а их обновляют каждые три года. Если затянуть процесс, через три года учебники устареют.
Поэтому многие поддержали ускоренный вариант перехода. Да, проблемы будут, но я вижу, что нерешаемых проблем нет.