People reporter

СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МАТРИЦЕ КЫРГЫЗСТАНА

Интеллектуальная корпорация – Центральная Азия (ИНЭС-ЦА)

12:00, 8 July 2007

 

СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ

В СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МАТРИЦЕ КЫРГЫЗСТАНА

Координатор Академического Бизнес - Журнала

«Экономические стратегии - Центральная Азия»,

Джамила Маджидова.

 

В продолжение цикла исследовательских проектов совместной казахстанско-российской интеллектуальной корпорации, представленной Институтом экономических стратегий (Москва, Россия) и Институтом экономических стратегий - Центральная Азия (Алматы, Казахстан), была разработана и опубликована «Стратегическая матрица Кыргызстана: ретроспектива, современность и сценарии будущего развития» (М:ИНЭС-ЦА, 2007, под общей редакцией А. Байшуакова, 440 стр).

В данном исследовании, проведенном при активном участии кыргызских ученых и специалистов, также как и в «Стратегической матрице Казахстана: ретроспектива, современность и сценарии будущего развития» (М:ИНЭС-ЦА 2006, А Агеев, А. Байшуаков, Б. Куроедов, 328 стр) применена метамодель стратегической матрицы, представляющая систему из девяти базовых факторов - «Управление», «Территория», «Население», «Природные ресурсы», «Экономика», «Культура и религия», «Наука и образование», «Армия», «Внешняя политика», позволяющая проследить историческую динамику развития государства и предложить веер сценариев будущего развития.

Будущее Кыргызстана неопределенно. Вихри «тюльпановой революции» продолжают веять над страной. В таких условиях крайне сложно прогнозировать как будет проходить дальнейшее общественное развитие Кыргызской Республики. Июньские заявления бывшего премьер-министра страны Ф. Кулова о возможном создании союзного государства с Россией и периодически муссируемые слухи о более тесной интеграции с Казахстаном только подогревают интерес к возможным сценариям будущего Кыргызстана.

В данной статье приведены возможные сценарии развития Кыргызстана и публикуются некоторые выводы по ряду факторов стратегической матрицы. В заключении дается оценка последствий реализации указанных сценариев.

 

В «Стратегической матрице Кыргызстана» основные возможные пути развития республики сводятся к пяти базовым сценариям:

1. «Гибкий курс» - многовекторная внешняя политика. Труднореализуемый для Кыргызстана курс, поскольку слабая экономика, незначительные вооруженные силы, малая численность населения предопределяют относительно небольшие возможности проведения действительно независимой внешней и экономической политики.

2. «Вхождение в сферу влияния Казахстана» - растущая политическая и экономическая зависимость от Республики Казахстан. В принципе это вариант делегирования полномочий в выборе стратегического пути развития этнически и ментально близкому, но более мощному, прежде всего экономически, государству. В чистом виде этот сценарий также трудно реализуем, поскольку, хотя Казахстан обладает существенно большими возможностями, нежели Кыргызстан, однако и его потенциал относительно невелик в глобальном масштабе. При реализации данного сценария речь идет фактически о том, что выбор пути развития Кыргызстана будет определяться в Астане в соответствии с четырьмя другими сценариями.

3. «Евроазиатская интеграция» - один из наиболее приемлемых для Кыргызстана сценариев, поскольку в потенциале позволяет Кыргызстану наряду с другими государствами Центральной Азии стать системообразующей единицей крупного геополитического объединения, подобно тому, как малые государства Европы наращивают свой вес и влияние на международной арене за счет членства в ЕС. Однако возможности Кыргызстана в развитии по этому сценарию ограничены относительно медленным прогрессом в строительстве полноценных интеграционных структур ЕЭП и ОДКБ.

4. «Вхождение в сферу влияния Китая» - весьма вероятный сценарий, учитывая растущую экономическую мощь Китая и его географическую близость. Основная опасность в реализации этого сценария связана с угрозой этнического и культурного растворения. Хотя основные негативные последствия лежат несколько дальше избранного прогнозного горизонта (2020), они должны учитываться при стратегическом проектировании. Кроме того, существует риск копирования китайской схемы экстенсивного развития (использование схем промышленного производства, пренебрегающих экологическими нормами и базирующихся на низкооплачиваемом труде), что может привести к утрате конкурентных преимуществ Кыргызстана как уникальной биосферной зоны и сохранению или даже нарастанию социальной нестабильности в стране.

5. «Евроатлантический выбор» - при кажущейся привлекательности вхождения в сферу влияния наиболее экономически развитых государств мира таит значительные угрозы, так как развитие экономически слабых государств в системе открытой либеральной экономики закрепляет экономическую периферийность. Кроме того, сухопутное положение Кыргызстана усиливает его зависимость от соседей, через территорию которых проходят основные транспортные пути, соединяющие его с внешним миром. Стремление Кыргызстана играть роль крупного транзитного узла также реализуемо только на фоне добрососедских отношений с крупными державами региона. В этих условиях построение стратегии развития страны на базе евроатлантической ориентации с точки зрения ключевых геополитических факторов развития Кыргызстана представляется недальновидным.

 

 Фактор «Управление». В среднесрочный период интересы государства будут состоять в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Кыргызстана, обеспечении социально-политической стабильности и экономического развития. Правильно определенные национальные интересы позволяют избрать оправданную (с точки зрения целей развития, имеющихся ресурсов и возможностей) стратегическую перспективу развития государства. Учет локальных особенностей способствует определению и наилучшему использованию имеющихся в государстве и обществе социокультурных особенностей, необходимых для его реформирования. Международный опыт позволяет государству успешно интегрироваться в мировую систему, давая ему возможность понимать универсальный, общепринятый «код» отношений и быть, в свою очередь, понятым.

Важным элементом осуществления этой программы на практике становится создание современного государства, адаптированного к реалиям глобализации и способного реализовать программу долгосрочных реформ. Кыргызстан первым из государств Центральной Азии встал на путь демократических реформ и рыночных преобразований, что обусловило его высокий авторитет и позитивный имидж на международной арене и, как следствие, поддержку со стороны развитых демократических стран. В первые годы независимости в Кыргызстане были сформированы основные институты демократической государственности и многоукладной экономики, достигнута макроэкономическая стабилизация, наблюдался рост валового внутреннего продукта. В стране поддерживалось социальное и межнациональное согласие.

В то же время следует отметить, что в последние годы нарастали тенденции авторитаризма и концентрации политической власти в узком кругу (в ущерб законодательной и судебной ветвям власти), предпринимались попытки исключения политических партий, гражданского общества и общественных объединений из политической жизни страны. Это привело к серьезным перекосам в общественном сознании. Обострились проблемы социального и мировоззренческого характера, которые усугубились системными проявлениями коррупции, поразившей все государственные институты, несправедливым распределением экономических благ и финансовых потоков, недобросовестным использованием иностранной помощи. Вследствие этого мнение международного сообщества о Кыргызстане как о стране, идущей по пути демократии, несколько поколебалось.

В настоящее время, благодаря произошедшей в марте 2005 года народной революции, Кыргызстан вступает в своего рода переходный период, в течение которого политическое руководство Кыргызстана определило в качестве первоочередных следующие задачи:

  • - построить новую архитектуру власти, не допускающую возврата к авторитаризму, путем проведения конституционной реформы и перераспределения властных полномочий между всеми ветвями политической системы (государственного управления);
  • - демонтировать коррупционную систему государственного управления;
  • - вывести на управленческую орбиту новое поколение молодых высококвалифицированных и честных руководителей и политиков;
  • - осуществить новую экономическую политику, обеспечивающую благоприятную среду для устойчивого экономического роста;
  • - обеспечить надежную защиту прав и свобод личности;
  • - создать условия для строительства сильного демократического государства и правового гражданского общества путем законодательного закрепления роли политических партий и гражданских объединений в определении и контроле реализации государственной политики, в том числе и во внешнеполитической сфере.

Фактор «Территория». Кыргызстан имеет важное геополитическое и геоэкономическое значение как связующий мост между Западом и Востоком, а также Севером и Югом. По своим политическим и социально-экономическим параметрам Кыргызстан подпадает под следующие категории: продолжает находиться на переходной стадии своего развития; входит в группу развивающихся стран; является страной, не имеющей выхода к морю.

В сложившихся условиях многополярного мира для Кыргызстана - как полноправного объекта международного права и суверенного государства с легитимным правительством и унитарной формой государственного устройства - целостность территории сохранит значение как базовый фактор.

Значения этого фактора имеет заметную тенденцию к росту при объединении евразийского пространства за счет железных дорог, крупных электростанций, коммуникаций на базе информационных технологий.

Фактор сохраняет статус-кво в варианте небольших территориальных потерь за счет установления границ с Узбекистаном и обменных процессов для сокращения анклавов по договоренности с Таджикистаном и Узбекистаном.

При других сценариях экономического развития проявляется тенденция снижения конкретных значений фактора, что на практике означает углубление деления на Север и Юг, фрагментарность развития, то есть отсутствие единого хозяйственного пространства страны. Малые размеры страны в среднесрочной перспективе будут служить показателем отсталости.

Фактор «Природные ресурсы». В пределах биосферных территорий Кыргызстана будут развиваться кластеры экологии и сельскохозяйственного производства, то есть будет налаживаться производство экологически чистых продуктов и лекарственных форм.

Кыргызстан - один из возможных природных полигонов (учебно-тренировочных центров) по изучению состояний человека, техники и сооружений в экстремальных горных условиях. Кыргызстан является международным экологическим донором: по источникам чистой питьевой воды, по биоразнообразию, по низкому уровню выбросов парниковых газов. В ледниках запасены 13 годовых стоков воды - этот капитал значительно ценнее богатств рудных полезных ископаемых.

Фактор «Население». В первой половине девяностых годов начался большой отток населения: люди эмигрировали добровольно, по причинам этнической принадлежности и экономическим соображениям.

Все эти перемещения приводили к изменению места постоянного проживания. Недавно появилась новая тенденция, связанная с временной миграцией. Она вызвана исключительно экономическими причинами. Эти миграционные потоки являются важным фактором регионального сотрудничества.

Общее количество мигрантов из Кыргызстана составляет 10% всей рабочей силы. Избыток рабочей силы, связанный с высоким уровнем рождаемости в странах Центральной Азии, приводит к появлению большого резерва рабочей силы, готовой заполнить ниши на рынках труда России и Казахстана.

Наличие такого большого отряда рабочей силы, работающей за границей, имеет многочисленные экономические, социальные и человеческие последствия для Кыргызстана. По различным оценкам, сумма денежных переводов может составлять в пределах от 120 до 300 млн долларов, то есть больше чем валовой приток прямых иностранных инвестиций. По мнению многих экспертов, денежные переводы являются одной из главных причин сокращения бедности, зарегистрированной за последние годы.

Фактор «Экономика». Национальные интересы в области экономики являются основополагающими и предусматривают преодоление кризисных явлений, поддержание устойчивого роста, который обеспечивает интеграцию в мировую и региональную экономику на приемлемых для страны условиях, а также сбалансированное решение социально-экономических задач.

Содействие формированию эффективной экономики путем привлечения иностранных инвестиций, интеграции Кыргызской Республики в мировое и региональное хозяйственное пространство, а также обеспечение экономической безопасности являются важнейшими направлениями внешнеэкономической политики.

В практическом плане экономическая дипломатия Кыргызстана ориентирована на реализацию следующих задач:

  • - укрепление экономического потенциала страны через развитие оптимальной экономической инфраструктуры;
  • - модернизация национальной экономики путем формирования более рациональной структуры производства с высоким уровнем переработки природных ресурсов и сырья;
  • - переоснащение производств современными технологиями, развитие экспортного потенциала приоритетных отраслей экономики;
  • - интегрирование в международную и региональную инфраструктуру транспорта и связи;
  • - развитие туризма как части международной туристической индустрии на основе укрепления материальной базы, модернизации действующих и строительства новых гостинично-туристических комплексов и повышения уровня обслуживания;
  • - использование преимуществ от членства Кыргызстана во Всемирной торговой организации;
  • - обеспечение условий наибольшего благоприятствования в торговле и сохранение этого статуса для Кыргызстана, открывающего доступ к льготным кредитам и гpaнтам;
  • - защита интересов отечественного бизнеса в международных экономических связях;
  • - содействие в расширении экспортных ниш для товаров и услуг из Кыргызстана;
  • - создание благоприятной международно-правовой базы для деятельности отечественных субъектов внешнеэкономической деятельности;
  • - содействие мерам по разрешению проблемы внешнего долга Кыргызстана в двустороннем и многостороннем форматах, в том числе через участие страны в различных схемах и программах ero полного или частичного списания, либо его обмена на экологические или социальные проекты.

Во внешнеэкономической деятельности, связанной с привлечением иностранных инвестиций, кредитов и грантов, изучаются политические и экономические последствия реализации планируемых программ и проектов в плане обеспечения гарантий того, что они не нанесут ущерб безопасности страны и принесут ей экономическую пользу.

Кыргызстан зависим от МВФ и Всемирный банка, где США играют ведущую роль. Ограничивают американское влияние в регионе интересы России и Китая. Продвижение демократии и либеральной экономики остаются приоритетом в отношениях Кыргызстана с США и ЕС.

В перспективе просматриваются отношения с объединенной Европой, в частности, с Германией. Коридор «Европа-Азия» делает Европу и Китай заинтересованными в суверенитете и развитии стран Центральной Азии. Крупнейший донор Кыргызстана - Япония. Япония и Германия - крупные акционеры Азиатского банка развития. Гранты Азиатского банка развития и Всемирного банка, получаемые Кыргызстаном, имеют по преимуществу японское происхождение.

Рынки Центральной Азии с учетом вступления Кыргызстана во ВТО будут интегрироваться с рынком Китая. Экспорт в Китай из Кыргызстан сокращается. Импорт из Китая возрастает, поскольку ВВП Синьцзян-Уйгурского автономного района в 20 раз превышает ВВП Кыргызстана.

Индия - член ВТО и ядерная держава. К 2050 году она вырвется вперед по численности населения и выйдет первые позиции на мировом рынке. Индия - морская держава, но в среднесрочной перспективе она получит сухопутный доступ к электроэнергии, расщепляющим материалам для АЭС и обеспечит сбыт своих товаров через Центральную Азию в Западную Сибирь. Юго-восточные ворота сухопутного пути - это Кыргызстан.

Вступление Китая в ВТО создает условия для снижения тарифных барьеров и расширения внешнеэкономических связей. Доля Китая и Индии во внешней торговле стран Центральной Азии имеет значительные резервы для расширения. В среднесрочной перспективе 50% торговых партнеров Кыргызстана будут по-прежнему составлять страны СНГ. В отношениях с Узбекистаном Кыргызстан будет использовать недостаток водных ресурсов в той мере, в какой он использует газовую зависимость страны. Кыргызстан востребован Казахстаном в связи с недостатком воды и электроэнергии в его южных регионах. Южные регионы Кыргызстана используют дешевую рабочую силу Таджикистана и обеспечиваются оттуда нефтепродуктами. Железная дорога через Афганистан может открыть выход странам Центральной Азии  к Индийскому океану.

В Кыргызстане нет достаточных объемов товаров регионального и мирового уровня - нефти, металлов и зерна (как в Казахстане), газа, хлопка и золота (как в Узбекистане). Да и сельское хозяйство соседей производит больше товаров. Но природные ресурсы страны позволяют производить экологически чистые продукты и лекарства, пользующиеся спросом на мировом рынке. Кыргызстан может стать узлом электрокоммуникаций и ориентироваться на экспорт электроэнергии, спрос на которую будет расти.

Фактор «Внешняя политика». Кыргызстан граничит с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном - дружественными государствами, близкими в культурно-историческом, этническом и конфессиональном отношениях. Кыргызстан активно участвует в разноформатных интеграционных процессах, в которые в той или иной степени вовлечены и другие страны региона Центральной Азии.

К неблагоприятным факторам можно отнести внутриконтинентальное положение региона, отсутствие непосредственного выхода к мировым коммуникациям, слабую развитость инфраструктуры транспорта и связи, отдаленность от центров экономического и политического влияния.

Соседство Кыргызстана с Китаем создает благоприятные условия для развития торгово-экономического сотрудничества с этой страной, которая также входит во Всемирную торговую организацию, для диверсификации и модернизации транспортной инфраструктуры, преодоления национальной изолированности.

Таким образом, рассматривая возможные потери и приобретения от реализации той или иной стратегии, можно констатировать следующее.

 Стратегия «Гибкий курс» подразумевает движение к сбалансированной и последовательной многовекторной внешней политике государства. В целом это достаточно успешная стратегия для ситуации, когда ни один из ведущих центров мира и региона не чувствует достаточной силы для того, чтобы выйти на позиции безусловного доминирования.

Ослабление государственной власти в странах региона, как показывает опыт Кыргызстана, может использоваться внешними силами для попыток изменения геополитической конфигурации региона. Поэтому достаточно успешная стратегия развития страны на основе гибкого курса таит в себе опасность быстрой потери устойчивости из-за ослабления государственного управления, особенно в условиях обострения борьбы внешних сил за влияние в регионе.

Возможно, эта стратегия - худшая с точки зрения обеспечения стабильности, поскольку создает ощущение незанятости геополитического пространства у внешних сил и подталкивает их к активным действиям в попытках изменить ситуацию в выгодном для себя ключе.

Сложность осуществления данной стратегии - необходимость виртуозного проведения внешней политики, что само по себе сложно для маленькой страны с ограниченными ресурсами.

Стратегия «Вхождение в сферу влияния Казахстана» сопровождается, с одной стороны, потерей части суверенитета, возможностью территориального дробления, но, с другой стороны, повышением уровня жизни большинства населения страны за счет реального экономического роста. Вместе с тем схема фактического делегирования полномочий в выборе стратегического развития пусть более мощному, но все же сопоставимому по своему потенциалу государству, не выглядит вполне оправданной.

«Евроазиатская интеграция». Целью данной стратегии станет экономическая и военно-политическая интеграция постсоветского пространства. К 2020 году может быть сформировано единое экономическое и оборонное пространство России, Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.

Для Кыргызстана приоритетными областями интеграционного сотрудничества являются:

  • - создание регионального водно-энергетического консорциума с передачей в его владение ключевых элементов инфраструктуры. В консорциуме каждая из стран региона имеет свою долю. Консорциум позволяет учесть экономические, социальные и экологические эффекты существующей системы водного регулирования и производства энергии. Он предоставляет рациональное основание для выбора режима работы, выгодного для каждой страны. Кыргызстан должен получать часть доходов от орошаемого сельского хозяйства Узбекистана и Казахстана и покрывать часть ущерба, вызванного затоплением в нижнем течении реки Сырдарья; в свою очередь, Узбекистан и Казахстан должны получать свою часть доходов от производства энергии на Нарынском каскаде. Конечно, определение количества связанных с этим затрат и выгод - это очень сложная политическая и техническая задача, но тем не менее она может быть решена;
  • - создание механизмов экономического сотрудничества, включая торговлю, инвестиции, транзит, развитие транспортной инфраструктуры, на основе обязательного соблюдения всех правил и применения санкций за их нарушение. Такие механизмы могли бы базироваться на правилах ВТО.
  • - сотрудничество в области безопасности, защищающее страны региона от угроз терроризма, экстремизма и организованной преступности.

 «Вхождение в сферу влияния Китая». Как уже отмечалось, это стратегия растворения в гораздо более сильном соседе.

«Евроатлантический выбор». Эта стратегия бесперспективна для Кыргызстана в силу его внутриконтинентального расположения. Радикальный вариант поиска независимости от обоих континентальных соседей на практике означает превращение страны в колонию третьей, удаленной державы. Наиболее яркий пример на пространстве СНГ - Грузия. Однако для Кыргызстана этот сценарий еще более сложен для исполнения в силу особенностей его геополитического положения.

Таким образом, при сравнении указанных выше стратегий видно, что  «Евроазиатская интеграция» - наиболее привлекательный сценарий, так как высокий уровень внешнеполитической реализации достигается не за счет собственных ограниченных ресурсов, а за счет совокупной мощи Евразийского союза.

За дополнительной  информацией обращаться по телефону

(3272)910019, координатор Академического Бизнес - Журнала

«Экономические стратегии - Центральная Азия»,

Джамила Маджидова.

 

Ссылка на новость: https://for.kg/public_reporter-16-en.html

 

 

Комментарии

5 January 2016

Байгазы

Прошу простить за ЦентральноАфриканскую Республику(((

5 January 2016

Байгазы

оптимально будет , конечно с ЕАЭС. Ибо с Китаем мы будем "рабами". Но в союзе, казахи будут мешать развиваться. Не лучше ли менять власть на более честных господ, работающих хотя-бы частично "во имя закона". История говорит: Даже бедные страны при хорошем руководстве расцветали........И как нынешние господа, не понимают, построив заводы на деньги которые они "воруют". мы получим: оплачиваемые места, снижение безработицы, повышение темпов роста(инфраструктура, транспорт и связь, жизнь граждан) . Вот в общем)))) Надо "именем закона" вернуть все деньги лежащие в ИНо-странах в банках под депозиты-наши кыргызские платежные средства. Казнить господ "жирных". Всех (зэков) сидевших 2 и более раза за тяжкие преступления. Строить заводы. вернуть земли Государству. Возродить "Коллективную силу труда", Возродить военную мощь Страны. Повысить рождаемость среди населения. И прогнать ино-массу. Выкинуть Американских послов за шиворот и..... поставить Жириновского в губернатора(шутка). нам нужен довольно жесткий властитель "порядка и труда"....Самое главное, как говорит мой отец, цитата: самое главное-скорость и качество..или хотя-бы надежность .....Баланс и честь , Наши темпы роста во всех сферах просто унизительны. Не то что Таджикистан, над нами даже ЦентральноАфриканская Республика скоро будет смеяться..................

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

FOR.kg search news service (news aggregator, media aggregator)

Read first Agreement on the use of the FOR.kg search site

When using materials from the FOR.kg - reference to the source is required

For all questions please contact customer support

Top.Mail.Ru