People reporter

Дайте, что ли, карты в руки...

Захарова Жанна

12:00, 24 May 2007

     

    Табор приходит в город  

     

    В последнее время, да и не только в особо людных местах Бишкека - а это крупные торговые центры и рынки - все чаще можно встретить «трудовые» бригады цыган. Горожане тянутся сюда за покупками. А ромалэ - за возможностью подзаработать на доверчивости простаков.

     

    История цыган как народа не отражена ни в одном учебнике. Может быть, потому что  родной земли со всеми атрибутами государственности у них никогда не было. Как не было и письменности. Нет ее и поныне. «Фараоново племя», как нередко называют цыган, сродни перекати-полю, сегодня - здесь, завтра - там. А потому историю ему заменяют легенды и предания, передающиеся из поколения в поколение. В дореволюционной России жизнь и быт цыган были окружены ореолом таинственности, а их кочевая судьба вдохновляла поэтов на романтические произведения. Сегодняшний же простой люд больше наслышан о ней из милицейских сводок, публикуемых в СМИ.

    Барон и «крис»

    Это две наивысшие ступени в цыганской иерархии. Есть они и у цыган, обитающих в Бишкеке и его пригородах. Обязанность барона «смотреть» за своим народом,  поддерживать порядок и традиции. Для избрания главы собираются представители всех таборов. Прежде всего, на суд делегатов выносится имя потенциального барона, далее идет тщательное обсуждение кандидатуры, а потом уже начинается голосование. Причем обязательно в несколько туров. Так что, цыганский барон - это не вождь с титулом, передаваемым по наследству, как считают непосвященные, а избираемый на 5 лет глава рода. И должность эта обязывает к повседневному нелегкому труду на благо своих соплеменников.

    Несмотря на романтические легенды, вокруг цыган, представители большинства народов испокон веков считают их обманщиками и ворами. В далеком прошлом ромале были превосходными конокрадами, похитителями невест и виртуозными попрошайками. Но и сегодня, несмотря на кажущуюся неряшливость и бедность, большинство цыган в Бишкеке живут лучше многих зажиточных горожан. Их дома поражают великолепием и роскошью. На женщинах-цыганках золото только самой высшей пробы, отчего они становятся просто ослепительны. Откуда такое богатство? Предположений у обывателя на этот счет очень много. Одни утверждают, что за счет попрошайничества, другие - за счет трудолюбия, которое пышно цветет в торговой сфере, третьи уверенно заявляют, что баснословные доходы приносит наркоторговля. И люди по своему правы, все три варианта бьют точно в цель. Цыгане зарабатывают на жизнь именно такими «не хитрыми», нередко уголовно наказуемыми способами, на протяжении не одного десятка лет. Однако, несмотря на криминогенный характер такого заработка, внутри цыганской общины царят очень строгие законы и правила. И устанавливает их цыганский суд - крис, куда входят старейшины общины, и который считается наивысшей властью в цыганской среде. Помимо того, что крис создает своды законов и правил, он является наивысшей инстанцией, куда люди табора могут прийти со своими спорами и жалобами. Правда, прежде они должны обратиться к барону, и если тот по каким-то причинам проблему решить не в состоянии, в дело вступает крис.

    Последнее слово остается за старейшинами, которые, выслушав стороны, выносят свое решение. И хотя оно не скреплено гербовой печатью, исполняется цыганами неукоснительно. Кстати, самое суровое наказание, по словам одного из цыганских баронов, - отлучение провинившегося от общины. Такой человек на все время, которое установит "крис", будет изгоем. Он не сможет заходить в дома других цыган, ему не окажут помощь и даже не подадут руки. Воспитательное воздействие такого приговора куда эффективнее даже многолетней "отсидки" в колонии строгого режима...
И только в случае осознания вины и полного исправления ему отменяют наказание и позволяют вернуться к нормальной жизни.

    «Погадай на короля!»

    Услышала я за спиной, возвращаясь с рынка «Дордой». Обернувшись, увидела пожилую седовласую цыганку. В упор, вперив в меня взгляд и придержав за руку, она настойчиво предлагала:

    - Погадай, красавица, на своего короля. Вот увидишь, счастье тебе будет. А пока слезы льешь пустые, позолоти ручку, расскажу, что есть, что будет. Про различные «штучки» цыган, с помощью которых они опустошают кошельки и карманы доверчивых людей, была наслышана немало. Но все-таки решила поэкспериментировать с гадалкой.  

    - И сколько стоит карты кинуть?

    - С тебя недорого возьму, ты садись, не стой, в ногах правды нет.

    Разложила колоду, поводила по ней рукой, закрыла глаза и рассказала мне почти всю мою судьбу. Спустя пару минут, она заявила, что я должна отдать ей 50-70 сомов, чтобы счастье свое не потерять, вместо 20 по уговору. А когда услышала категоричное «нет», угрожающе предупредила, что так делать нельзя, будут мне одни неудачи, да несчастья. Я посмеялась и пошла прочь.

    Откровенно признаюсь, что подобные встречи и диалоги с гадалками у меня происходят часто. Может потому, что есть во мне, по мнению окружающих, что-то цыганское, вот и липнут ко мне «сородичи». Отделываюсь от них я весьма успешно. Однако, в жизни немало людей, которые, попадая под влияние гадалок, выкладывают им едва ли не всю свою наличность. Как же это удается цыганкам, ведь, казалось бы, взрослого человека  остановить не так-то просто, а завязать с ним разговор еще сложнее. А у ромалэ получается. Более того, им удается вытянуть из простодушных мужчин и женщин, мальчиков и девочек, достаточно крупные суммы и заставить добровольно отдать  золотые и серебряные украшения.

    Как? Загадка давно разгадана. Вся сила цыган заключается в так называемом бытовом гипнозе. Точнее сказать, в умении воздействовать на психику человека. В тот момент, когда взгляд гипнотизера встречается с взглядом «клиента», устанавливается контакт. А далее как обычно: внимательно всматриваясь в глаза жертвы и усыпляя бдительность прикосновениями к руке, цыганка начинает внушать. При этом старается давить на самые уязвимые места: гибель близких людей, смертельная болезнь и прочее. И одновременно внушает, что может помочь в беде. 

    Как защитить себя? Прежде всего, не реагировать на окрики, во-вторых, не позволять дотрагиваться до себя, ну и самое главное - стараться не смотреть в глаза встретившейся гадалке. 

    В торговле... и на улице

    Столичные рынки кишмя кишат лицами цыганской национальности. Да впрочем, не только рынки, но и наиболее оживленные места города в целом. Тут и там можно встретить малолетних попрошаек, которые на непонятном для нас языке пытаются что-то объяснить. Приглядевшись, понимаешь, что этот мальчик, или девочка, - цыгане. Чаще всего это люли - представители племени зороастрийцев, самого бедного и гонимого. Но немало и иных. Внимательно присмотревшись к попрошайкам, замечаешь золотые серьги в ушах у замызганной, вызывающей жалость девчушки. Большинство этого не делает и подает. Или же шарахается в сторону и не дает ничего.

    Проходя по подземным переходам в центре столицы, всегда встретишь цыганок с грудными детьми и с протянутой рукой. Редко у кого не сожмется сердце, как можно такую малютку выносить на мороз, так сказать, в корыстных целях. Но где цыганки берут детей, большой вопрос. Бесспорно, большинство ребятишек цыганкам родные. Но все ли? Известно, что в России для этих целей ромалэ воруют детей. А как у нас в Бишкеке? Многие цыгане, с кем приходилось беседовать, наотрез отказываются от  киднеппинга, утверждая, что дети - это святое, и похищать их большой грех. Но, тем не менее, вопрос остается открытым.

    Цыгане не только попрошайничают. Многие из них весьма преуспели в торговле. Чтобы, например, приобрести на оптовом рынке «Дордой» дубленку, вам обязательно придется зайти в так называемые цыганские ряды. Ассортимент здесь богатый. Более того, природное красноречие цыган не даст равнодушно пройти мимо контейнера. Продавцы стараются заговорить своего клиента. Рассказывая ему или ей, как к лицу будет та или иная вещь. И что самое удивительное, вещь удается продать, причем не самую дешевую. Кстати, цыганам удается впарить клиенту и китайский ширпотреб, выдав его за эксклюзив. Я была свидетелем одного такого случая. Попытки моей знакомой самой продать на «Дордое» дубленку с искусственным мехом хотя бы за пару тысяч сомов не увенчались успехом. Пытаясь пристроить товар к реализаторам-европейцам, проваливались с треском. Спустя пару часов, к ней подошли цыганки из соседнего контейнера, узнав, что та не может продать дубленку, предложили свои услуги.  Бедолага решила рискнуть и отдала товар в цыганские руки. А вечером ей отдали деньги, ровно 2000 сомов. Она поинтересовалась, за сколько все же продали вещь, и была крайне удивлена, что цыгане взяли за нее 250 долларов.

    Что ни говори, но торговать и обманывать цыгане умеют. Это у них в крови. Но умеют, когда надо, и работать, не за страх, а за совесть. Правда, случается это чрезвычайно редко.

Ссылка на новость: https://for.kg/public_reporter-3-en.html

 

 

Комментарии

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

FOR.kg search news service (news aggregator, media aggregator)

Read first Agreement on the use of the FOR.kg search site

When using materials from the FOR.kg - reference to the source is required

For all questions please contact customer support

Top.Mail.Ru